Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Число ведущих партий 1 страница




Система выборов в представительные органы

Структура законодательной власти

Региональная иерархия власти

Доминирующая ветвь власти

  • Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства.
  • Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти.
  • существуют также смешанные системы.
  • Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти.
  • Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.
  • Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.
  • Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие — обеих палат.
  • Мажоритарная избирательная система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство голосов.
  • Пропорциональная избирательная система. Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов.
  • Групповая избирательная система. Определённые группы населения выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.
  • Двухпартийная система. В политическом спектре доминируют две крупные партии.
  • Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.

54 Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

  • 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;
  • 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);
  • 3. Огосударствление всех общественных организаций;
  • 4. Личность лишена каких-либо прав;
  • 5. Реально действует примат государства над правом;
  • 6. Наличие милитаризация общественной жизни;
  • 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;
  • 8. Наличие цензуры;
  • 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

  • - авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;
  • - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

55 Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

56 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осушествляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Характерные черты:
? концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
? наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;
? ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
? отсутствие огромного репрессивного аппарата;
? разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
? наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

57Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, а также характер соотношения центральных и региональных органов власти. Каждое государство не похоже на другое, все имеют свои специфические признаки, но при всем многообразии устройства государств в государствоведении выделяют две формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство. I. Унитарное государство (лат. unitas – единство) – это единое централизованное государство поделенное на административно-территориальные единицы не обладающие статусом государственных образований и существенно ограниченные в принятии самостоятельных решений. Унитарная форма государственного устройства обеспечивает высокий уровень централизации государства, что обеспечивает единую политику и хорошую управляемость государства. Унитарное государство обладает следующими признаками: 1. Единая конституция и законы страны. 2. Единое гражданство. 3. Единые высшие органы государственной власти. 4. Управление всем государством осуществляется преимущественно из центра. 5. Территория государства разбивается на административно-территориальные единицы, не обладающие правом политической самостоятельности. Унитарные государства могут иметь как однонациональный состав (Франция, Швейцария, Норвегия), так и многонациональный состав (Великобритания, Бельгия). Так же выделяют следующие виды унитарного государства: 1. Централизованные (Румыния, Швеция, Дания) характеризуются тем, что руководитель местных органов назначается из центра и несет ответственность только перед центральными органами государственной власти. 2. Децентрализованные (Франция, Испания, Великобритания). В таких государствах допускается определенная автономия органам власти на местах и возможно их формирование на местном уровне, а не из центра. 3. Смешанная (Япония, Турция) сочетает в себе признаки и первой и второй. Например, местные органы назначаются из центра, а ответственность несут на местном уровне и при этом имеют определенную автономию в принятии решений. Непростая порой политическая ситуация в государстве подталкивает центральные органы власти, ради сохранения территориальной целостности, идти на уступки некоторым территориальным единицам и поэтому в унитарном государстве могут существовать автономии. Автономия (греч. αὐτονομία – самозаконие: «autos» – сам и «nomos» – закон) индивидуальная свобода действия. (Например, Автономные области в Италии, Аландские острова в Финляндии). Чаше всего автономии возникают из-за компактного проживания какой либо нации, которой и предоставляется право в соответствии со своими традициями решать вопросы на своей территории. Государства, имеющие автономии называются сложными, не имеющие простыми. Автономии также бывают территориальными и экстерриториальными. Территориальным автономиям предоставляется право самостоятельно решать свои социально-экономические, культурные и другие вопросы на строго определенной территории. Они бывают территориальными (население автономии не имеет этнических отличий, но имеют особенности в хозяйственной и культурной сфере вызванные различными географическими, историческими и другими детерминантами) и этнотерриториальными (когда населения автономии этническим составом отличается от титульной нации унитарного государства).
58Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства: Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств: Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

59это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельныхгосударственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, ононеоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении,точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессамии, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можновыделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. 1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежитфедеральным органам государственной власти. 2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. 3.Территория федерации состоит их: а) Субъектов, которые по-разному называются. б) Соответственно, субъекты состоят из административно- территориальных единиц. 4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановленияи другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органыпредставительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только натерритории субъекта данной федерации. 5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяетпроживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданствофедерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина двагражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. 6. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являютсячленами представительной власти; эти представители в своей совокупностиобразуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату).Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом. 7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральныеорганы. Они выступают на международной арене от имени федерации. Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.60Национальные федерации - наиболее сложные образования. Им присущи всепризнаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого родафедераций можно выделить ряд черт: 1) Субъектами таких федераций являются национальные государства инационально-государственные образования, которые отличаются друг от друганациональным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,религией и верованиями. 2) Такого рода федерации строятся на принципе добровольного объединениясоставляющих ее субъектов. 3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются изпредставителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается длярешения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации. 4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших ималых наций, другими словами их свободу и самостоятельное развитие. 5) В национальной федерации особенностью является правовое положение еесубъектов. В такого рода федерации есть понятие - “ Право наций насамоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрениювыйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе сдругими субъектами федерации. Причем, согласия субъектов федерации на это, какправило, не требуется. 61Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственногосуверенитета субъекта федерации. Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, неявляются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъектарегулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическоеразграничение компетенции между субъектом и федерацией определяетсяконституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается переченьвопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. Авсе другие, неоговоренные в конституции вопросы, регулируются исключительносубъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместноговедения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решаетпо согласованию. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международныхотношениях. Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а внекоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всехостальных субъектов. Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление имиосуществляется союзными органами. Глава федерации является еще иглавнокомандующим (пример территориальной федерации - Германия).

62 Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

63 Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

64 Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

65 Орган государства— это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по убавлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.