Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход права недропользования




Закон о недрах исключает участки недр из оборота, устанавливая, что они не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога и отчуждаться в иной форме. Это естественно при исключительной государственной собственности на недра.

Однако право пользования недрами может переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законом. Правила оборотоспособности недр предусмотрены в ст. 17.1.

До 1995 года правопреемство прав недропользования не было предусмотрено. На практике это означало, что реорганизуемое предприятие было вынуждено повторно проходить процедуру конкурса. Применительно к недропользованию универсальное правопреемство не могло применяться, т. к. ГК РСФСР 1964 года в ст. 4 устанавливал, что горные, водные, лесные отношения регулируются соответствующим законодательством о недрах, водным, лесным. К тому же Закон о недрах 1992 года содержал ограниченный круг оснований приобретения права недропользования:

1. по результатам конкурса или аукциона,

2. минуя конкурс, в порядке подтверждения ранее предоставленного права.

И получалось, что при реорганизации предприятия лицензия аннулировалась. Поэтому Закон о недрах в редакции 1995 года закрепил условия перехода права пользования недрами и переоформление лицензии реорганизованному предприятию. В первоначальном варианте ст. 17.1 к третьим лицам право недропользования переходить не могло, только к реорганизованному предприятию. ГК РФ предусматривает несколько видов реорганизации: присоединение, разделение, выделение, преобразование (изменение организационно-правовой формы).

В соответствии с поправками к Закону о недрах 2001 года переход права пользования недрами возможен, когда недропользователь выступает учредителем нового юридического лица – будущего недропользователя. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • новое юридическое лицо должно быть образовано в соответствии с законодательством РФ, т. е. должно быть российским,
  • ему должно быть передано имущество, которое необходимо для осуществления деятельности, указанной в лицензии,
  • оно должно иметь лицензии, необходимые для осуществления деятельности, связанной с недропользованием,
  • доля прежнего юридического лица должна быть не менее ½ уставного капитала нового.

В 2000 году после принятия ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»13 от 08.01.98 № 6-ФЗ в Закон о недрах было внесено новое основание перехода права недропользования – приобретение субъектом предпринимательской деятельности имущества предприятия недропользователя банкрота.

Переход права недропользования возможен также на основании СРП.

25 октября 2005 года в Закон «О недрах»были внесены дополнения в соответствии с которыми переход лицензии возможен от основного предприятия к дочернему, от дочернего к основному и от дочернего к дочернему того же основного общества.14

Решение о переоформлении лицензии принимается органом, предоставившим первоначальную лицензию после возврата ранее выданной. Переоформленной лицензии присваивается новый номер. В случае утраты лицензии выдается дубликат при сохранении порядкового номера.

Центральное место в законодательстве о недрах занимают вопросы выдачи лицензии. Юридическое значение лицензии заключается в том, что она является основанием для оформления горного и геологического отвода.

Предоставление лицензии осуществляется после получения согласия органа управления земельным фондом либо собственника земли. После утверждения проекта работ по недропользованию производится отвод земельного участка и оформление прав на землю недропользователя. Но автоматически права на земельный участок не возникают, он должен быть предоставлен в соответствии с земельным законодательством. Из-за отсутствия в законодательстве комплексного подхода у недропользователя часто возникают проблемы, т.к. ОМСУ намеренно затягивают предоставление земельного участка.

Содержанию лицензийx посвящена ст.12 Закона о недрах. Все условия, перечисленные в ней, являются обязательными, т. е. должны быть отражены в лицензии. Но не все они носят одинаковый правовой характер.

Одни из них носят чисто административный характер (данные о пользователе недр, целевое назначение работ, границы участка недр, границы земельного участка, сроки, требования по охране окружающей среды, порядок ликвидации).

Содержание других условий может быть согласовано с государственными организациями: платежи, уровни добычи, право собственности на добытое сырье, право собственности на геологическую информацию.

И хотя перечень условий закрытый, лицензия может дополняться иными условиями.

В Законе о недрах зафиксирована так называемая «дедушкина оговорка» - условия пользования, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение всего срока. Их изменение допускается только при согласии пользователя недр и государственного органа, выдавшего лицензию, либо в случаях, предусмотренных в законодательстве.

Но большинство лицензий было выдано в период с 1992 года по 1995 год сроком на 25 лет в то время, когда процесс лицензирования не был должным образом отрегулирован, а предусмотренные в ст. 12 требования к содержанию лицензий в большинстве случаев не выполнялись. На 25 лет выдавались даже поисковые лицензии, когда в общемировой практике данные показатели не превышали 5 лет. Поэтому высказывается мнение, что «дедушкина оговорка» должна касаться только лицензий, выданных и оформленных в соответствии с требованиями ст. 12, а условия, содержащиеся в других документах, не имеют правовой силы. В связи с этим необходимо провести инвентаризацию содержания всех ранее выданных лицензий на предмет выявления их соответствия ст. 12, и в отношении лицензий, оформленных с нарушением законодательства, инициировать процедуру их аннулирования.

Как правило, условием принятия решения о предоставлении права недропользования для целей развития и добычи полезных ископаемых является наличие результатов конкурса или аукциона. Конкурс или аукцион проводится в соответствии со ст. 13 Закона, однако эта статья не содержит четкого регулирования процедуры проведения конкурса (аукциона), порядка принятия решения о результатах конкурса (аукциона). Победителем конкурса является лицо, предоставившее наиболее приемлемое техническое решение. При этом учитывается научно-технический уровень программы, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации проекта, мероприятия по охране окружающей среды, учет интересов национальной безопасности.

Но на сегодняшний день от конкурса практически отказались, заменив его аукционом.

Победителем аукциона является лицо, предложившее наибольший размер разового платежа.

Аукцион не проводится в случаях предоставления лицензии на право разработки месторождений РА руд. В этом случае проводится специальный конкурс только для государственных российских предприятий. Аукцион не проводится также на право разработки месторождений подземных вод для целей питьевого водоснабжения.

Следует отметить, что несмотря на то, что лицензии должны выдаваться по решению аукционной комиссии, на практике решение принимается не аукционной комиссией, а федеральным агентством по недропользованию или его территориальными подразделенными. Такой порядок основан на Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, где указано, что агентство принимает решение о предоставлении права пользования участками недр.

Следует отметить, что правовая природа конкурса (аукциона) на право пользования недрами отличается от природы конкурса (аукциона) как формы торгов, предусмотренных ГК РФ, хотя эти процедуры и обладают рядом схожих признаков.

Основные отличия заключаются в том, что, во-первых, предметом торгов по ГК РФ является заключение договора либо право на заключение договора, а по Закону о недрах предметом конкурса (аукциона) является доступ к недрам, т. е. приобретение права недропользования. И, во-вторых, для возникновения права недропользования требуется издание властно-распорядительного акта, которым такие права предоставляются победителю конкурса (аукциона), а победитель торгов приобретает права в силу факта выигрыша торгов.

Закон о недрах предусматривает возможность получения права недропользования и минуя конкурс (аукцион):

  • при установлении факта открытия месторождения лицом, проводившим геологическое изучение недр за счет собственных средств,
  • при предоставлении участка недр в краткосрочное пользование,
  • для целей, не связанных с добычей.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.