Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И судов по охране окружающей среды




Органы внутренних дел выполняют наиболее широкий спектр природоохранительных мероприятий по сравнению с другими правоохранительными органами, руководствуясь в своей дея­тельности Законом о милиции, который четко определил права и обязанности органов внутренних дел.

В соответствии с действующим законодательством и во ис­полнение приказа МВД России от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности МВД России» орга­ны внутренних дел:

• осуществляют своевременное предупреждение и пресече­ние экологических преступлений;

• совместно с санитарно-эпидемиологической службой осу­ществляют надзор за соблюдением санитарных правил со­держания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха и пляжей;

• оказывают соответствующим органам содействие в осуще­ствлении мер по охране и защите от загрязнения природ­ных богатств;

• ведут борьбу с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;

• контролируют и направляют работу пожарных подразде­лений, других министерств и ведомств, определяют поря­док совместной работы пожарных организаций страны;

• производят регистрацию, учет, а также надзор за техниче­ским состоянием автотранспортных средств, принадле­жащих предприятиям, учреждениям и гражданам;

• осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов;

• обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

При МВД России создана комиссия по проблемам ООС, ко­торая анализирует работу различных служб, дает рекомендации, делает представления.

В целях повышения эффективности контроля за состоянием ОС правительством Москвы 22 октября 1996 г. было подписано постановление № 869 о создании в порядке эксперимента при ГУВД г. Москвы Управления милиции по предупреждению экологических правонарушений. Данным постановлением установлены задачи, функции, штатная чис­ленность и временное положение об экологической милиции. Основными задачами Управления являются:

• предупреждение и пресечение экологических преступлений и на­рушений российского законодательства, правовых актов г. Моск­вы в сфере природоохраны и санитарно-эпидемиологического благополучия;

• обеспечение безопасности деятельности природоохранных орга­нов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Управление осуществляет следующие функции: а) оперативно реа­гирует на сообщения о совершении экологических правонарушений; б) предотвращает и пресекает нарушения природоохранного законода­тельства юридическими и физическими лицами на территории Моск­вы; в) передает информацию о состоянии ОС, полученную в ходе слу­жебной деятельности. На 1999 г. штатная численность сотрудников эко­логической милиции составляла 785 человек.

Основными направлениями работы сотрудников экологической мили­ции в сфере экологии являются:

• контроль токсичности отработавших газов автотранспорта;

• выявление мест сброса и навала твердых бытовых отходов;

• контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий;

• работа по выявлению источников загрязнения водных акваторий;

• выявление незаконной порубки зеленых насаждений;

• работа по контролю за соблюдением природоохранного законо­дательства на внутридворовых и прилегающих территориях.

С этой целью сотрудники экологической милиции проводят совме­стные мероприятия с контролирующими органами (Москомприродой, Центром Госсанэпиднадзора, Объединением административных техни­ческих инспекций и др.).

Особое место в природоохранной деятельности отводится исправительным учреждениям. На них как на природопользователей возлагается широкий круг обязанностей по охране природных объектов, рациональному природопользованию и природовосстановительным работам.

Содержание обязанностей субъектов УИС как природопользователей зависит от объекта природопользования.

Вопросы охраны природы занимают в области землепользования занимают прежде всего в колониях поселениях. На данных субъектов экологических правоотношений в полном объеме распространяются требования закона (ЗК РФ) о систематическом осуществлении с учетом местных условий комплекса агротехнических, мелеоративных работ, направленных на сохранения плодородного почвенного слоя.

На органы уголовно-исполнительной системы Минюста Рос­сии возложены задачи по ООС, так как в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, ис­полняющих наказания в виде лишения свободы» колонии, уча­ствующие в многоцелевом пользовании лесным фондом России и дальнейшей переработке ценной древесины, относятся к уч­реждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Так, в области лесопользования лесные исправительные коло­нии на основании ст. 1 ЛК РФ обязаны соблюдать требования рационального ПР.

Особое место в системе природоохраны занимают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Суды в порядке гражданского, уголовного судопроизводства, арбитражного процесса рассматривают многие дела, связанные с экологическими правона­рушениями. По гражданским делам они принимают решения, которыми либо удовлетворяют иски (полностью или частично), либо отказывают в них, по уголовным делам — признают лиц виновными в совершении преступлений, предусмотренных УК, либо выносят оправдательные приговоры. В кассационном или надзорном порядке решения или приговоры могут оставляться без изменения либо отменяться с последующим рассмотрением дел вновь.

Таким образом, только суды окончательно решают вопрос о виновности и применяют в соответствии с ГК и УК установ­ленные меры юридической ответственности за нарушение эко­логического законодательства.

В целях единообразного применения норм по делам об ООС и природопользования важную задачу решают разъяснения ВАС РФ (см. инфор­мационное письмо ВАС РФ в связи с введением в действие За­кона ООПС, постановление Пленума ВАС РФ от 21 октября 1993 г. № 22).

Некоторые экологические функции выполняют и таможен­ные органы, находящиеся в подчинении ГТК России. Сам ГТК России осуществляет экологические функции в рамках выпол­нения задач таможенных органов, в частности меры по борьбе с контрабандным вывозом природных богатств; содействуют в осуществлении мер по защите интересов потребителей ввози­мых товаров, представляющих экологическую опасность, и др.

Так, в целях повышениях результативности борьбы с экологиче­скими преступлениями и организации эффективного таможен­ного контроля за перемещением отходов, радиоактивных ве­ществ, диких животных, растений, а также проведения необхо­димой информационно-аналитической работы в региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонару­шениями ГТК России, таможенные подразделения должны ежемесячно представлять данные о случаях:

• незаконного перемещения через границу или захоронения отходов;

• незаконного перемещения через границу радиоактивных или предположительно радиоактивных веществ;

• незаконной международной перевозки животных и расте­ний.

В передаваемых документах отражаются следующие данные: объект (фабула дела); место и обстоятельства обнаружения; дата/период; вид — отходы (вид продукта, место производства и состояние образца, если изымался), радиоактивные вещества (вид вещества), виды животных и растений, подвергаемые опас­ности (научное и общеупотребительное название, краткая ха­рактеристика), образец (т.е. жив, мертв, целый, часть или фраг­мент, возраст, пол и т.д.); количество и примерная стоимость; данные причастных компаний (юридический статус и наимено­вание); маршрут и средства транспорта; страна и город проис­хождения; страна, откуда ввезены вещества или живые объекты; страна (страны) транзита; страна и город назначения; способ совершения преступления (способ сокрытия, вид упаковки, способы подделки документов, вовлеченные компании и фи­нансовое обеспечение, оценка количества перевозимых веществ или объектов, возможные связи с подобными случаями; по воз­можности — фотокопии поддельных документов и фотографии, иллюстрирующие способ совершения преступления); использо­ванные документы; привлеченные правоохранительные органы; дополнительная информация (применимые статьи ТК или УК, а также принятые меры (конфискация, уничтожение, передача в зоопарк и т.п.).

Органы прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют надзор за исполнением действующих на террито­рии России законов, принимают меры, направленные на устра­нение их нарушения и привлечения виновных к ответственно­сти, а также осуществляют уголовное преследование.

Начало создания системы природоохранных прокуратур от­носится к 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская трагедия вынудили государство уси­лить контроль за исполнением природоохранного законодатель­ства (см. приказ Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1999 г. № 24 «О разграничении компетенции территориальных проку­роров и прокуроров специализированных прокуратур»). Были приняты меры по совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников, создана система приро­доохранных прокуратур:

бассейновая — на правах областной прокуратуры, подчи­няется Генеральному прокурору РФ (Волжской прокура­туре подчинены 15 межрайонных прокуратур Волжского бассейна);

межрайонные (созданы прокуратуры на Байкале — Вос­точно-Байкальская и Западно-Байкальская, в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях);

специализированные (там, где их нет, природоохранные функции выполняют территориальные прокуратуры). Среди целей и направлений прокурорской деятельности За­кон о прокуратуре называет надзор за исполнением Закона ООПС. Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генераль­ная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществля­ет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре прямые связи с со­ответствующими органами других государств и международны­ми организациями.

Для экологического надзора прокуратуры применяют те же самые формы и методы, свойственные деятельности прокурату­ры в целом: протест, представление, предостережение, возбуждение производства об админист­ративном правонарушении, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Необходимо отметить, что прокурор не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации, нару­шившей закон. В протесте указывается юридический факт, сви­детельствующий о нарушении, неисполнении закона (в виде издания неправомерного нормативного акта или совершения незаконного действия), дается ссылка на закон, который нару­шен, при необходимости разъясняется смысл нарушения. Иных указаний или рекомендаций протест прокурора не может со­держать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.