КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеологический механизм в сфере охране окружающей
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических недостатков. Поэтому совершенно очевидно, что одним из ведущих социальных факторов обеспечения здоровья является образование. Образование является всеобщей формой развития человека, а значит, процессы обучения, воспитания, формирования сознания становятся самыми главными, ведущими факторами обеспечения здоровья. Раздел XIII ФЗ “Об охране окружающей среды” посвящен экологическому воспитанию и образованию. Статья 71 этого Закона провозглашает всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования: “В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, а также через средства массовой информации”. Состояние окружающей природной среды в России в значительной степени детерминировано уровнем экологической культуры общества. Под экологической культурой при этом следует понимать использование окружающей среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения окружающей среды под влиянием человеческой деятельности. В современных условиях стала заметной тенденция к обеднению экологической культуры в Российской Федерации, к зарождению и распространению психологии неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного потребительства по отношению к природе. Как следствие этого процесса — преобладание в экологическом сознании населения корыстных мотивов, побуждающих многих граждан к незаконному природопользованию, к наживе за счет природы. Следует иметь в виду, что низкий уровень экологической культуры не формирует у граждан массовую, всеобщую потребность в бережном отношении к природе, стремление к правопослушанию в сфере действия природоохранительного законодательства. Основное значение придается повышению экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов. Наряду с традиционной экологией “экология культуры” (экологическая культура) и экологическое мышление должны быть приоритетными ценностями каждого россиянина. В задачу этой экологии входит сохранение духовной среды в процессе жизнедеятельности человека, что будет способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управления средой его обитания. Среди мер повышения “экологии культуры” граждан, специалистов, руководящих работников важное место занимает экологическое воспитание и образование. Экологическое воспитание - способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде. Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров. Поворотным пунктом в организации экологического образования стало проведение в г. Тбилиси в 1977 году Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Конференция повлияла на формирование экологического образования во всех республиках бывшего СССР, в том числе и в РСФСР. Проведенная в 1984 году Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды в г. Иванове позволила объединить специалистов всех уровней формального и неформального экологического образования и подготовиться к участию в международном конгрессе ЮНЕС-ЮНЕП, который состоялся в Москве в 1987 году. Статья 71 Закона формулирует принципы экологического воспитания и образования: всеобщность, комплексность и непрерывность. Соблюдение этих принципов - юридическая обязанность всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию. Ими являются дошкольные, средние, высшие и другие учебные заведения независимо от их профиля, государственные органы, профессиональные союзы Российской Федерации, общественные объединения, средства массовой информации, научные учреждения, ученые и специалисты научных учреждений. Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать всех членов общества. Разумеется, при этом необходимо учитывать индивидуальные потребности, интересы и стимулы различных возрастных групп и социально-профессиональных категорий населения. Для граждан - членов общества получить экологическое воспитание и образование является правом. Иначе складывается отношение к принципу всеобщности экологического воспитания и образования субъектов этой деятельности. Для них их деятельность является юридической обязанностью, которую они выполняют с целью обеспечения экологического воспитания и образования всех членов общества. Принцип комплексности экологического воспитания и образования, как и принцип всеобщности, тоже имеет правовые (юридические) и методические аспекты. Экологическое воспитание и экологическое образование - два разных процесса воздействия на сознание людей, но они должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований. Правовые же нормы действуют лишь в сфере обеспечения взаимодействия самих объектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию. Принцип комплексности предполагает обязательность такого взаимодействия. Принцип непрерывности экологического воспитания и образования означает право и обязанность граждан, специалистов и руководящих работников (профессиональная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека) повышать свою квалификацию через действующую в России систему экологического воспитания и образования. Принцип непрерывности обязывает всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию обеспечивать согласованный процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних учебных заведениях, повышения их квалификации. Повышение квалификации занимает самостоятельное место в системе непрерывного экологического воспитания и образования и непосредственно связано с профессиональной экологической подготовкой руководящих работников, специалистов, других работников (ст. 75 Закона). Статья 72 Закона конкретно устанавливает обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях: 1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. На основе указанного принципа через систему учебных заведений проводятся экологический всеобуч, а также подготовка и переподготовка специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. В учебных заведениях Российской Федерации преподавать экологические знания стали с 70-х годов. Первая специализированная кафедра была образована в 1969 году в Казанском университете. Затем такие кафедры появились в Ростовском (1974 г.), Уральском (1976 г.), Пермском и Симферопольском (1977 г.) университетах, а также в ряде институтов. Подготовкой кадров по специальностям, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, стали заниматься средние специальные учебные заведения. В 1982-1983 годах были пересмотрены и введены новые учебные планы экологического образования учащихся техникумов и училищ по всем специальностям, в квалификационные характеристики выпускаемых специалистов включены соответствующие требования. Эти нововведения породили ряд других требований. Статья 73 Закона предъявляет требования к руководящим работникам и специалистам о необходимости профессиональной экологической подготовки: 1. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. 2. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. Установление этой обязанности представляется чрезвычайно важным. Но необходимо отметить, что в практическом решении нуждается вопрос о перечне профессий и производств, связанных с вредным воздействием на окружающую природную среду. Очевидно, что он не может устанавливаться соглашением сторон трудового договора или контракта. Перечень соответствующих профессий и производств должен быть составлен и утвержден с участием Госкомитета РФ по охране окружающей среды Минприроды России и профсоюзных органов. В статье 74 Закона говорится о распространении экологических знаний как необходимом для повышения экологической культуры процессе: 1. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранительного законодательства. 2. Распространение экологических и эколого-правовых знаний осуществляется государственными органами, профессиональными союзами Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации. Закон “Об охране окружающей среды” не является единственным нормативно-правовым актом, придающим правовое значение образованию и воспитанию в целях охраны окружающей среды и здоровья граждан. В законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” также говорится об этом, но несколько в другом аспекте. Здесь акцент делается на гигиеническом воспитании и образовании граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе воспитания, обучения в школах и профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях профессиональной и технической подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. В целом вопросы экономического и гигиенического воспитания и образования граждан в целях сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов и профилактики здоровья еще раз подчеркивают связь природного и человеческого организмов. Ведь все это делается в интересах настоящего и будущих поколений. Учет экологического фактора продиктован прежде всего потребностями человека. Человек, его потребности - вот что в конечном итоге является целью гармонизации взаимоотношений общества с природой. Было бы неправильно рассматривать природу односторонне, в отрыве от человека. Ведь “природа, взятая абстрактно, изолированно, фиксированная в оторванности от человека есть для человека ничто”. Последствия этой взаимообусловленной зависимости должны сейчас быть в центре внимания всего мирового сообщества. Усилия всех прогрессивных сил планеты необходимо направить на защиту естественной среды обитания человека.
ВЫВОДЫ 1) Таким образом, правоохранительные органы наряду со специально уполномоченными государственными органами в области ООС решают важные задачи, направленные на защиту экологических прав граждан России и обеспечение соответствующего качества ОС. 2) В настоящее время осуществляется комплекс мер, направленных на улучшение экологической ситуации. Развитие экологического образования и воспитания, соединенного с практической деятельностью по гармонизации взаимодействия между человеком и окружающей средой в глобальном масштабе, должно стабилизировать экологическую обстановку в настоящий момент и предопределить целесообразный процесс будущего.
Доцент кафедры
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |