Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологический механизм в сфере охране окружающей




Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состо­яние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических недостатков. Поэтому совер­шенно очевидно, что одним из ведущих социальных факторов обеспечения здоровья является образование. Образование является всеобщей фор­мой развития человека, а значит, процессы обучения, воспитания, формиро­вания сознания становятся самыми главными, ведущими факторами обеспе­чения здоровья. Раздел XIII ФЗ “Об охране окружающей среды” посвящен экологическому воспитанию и образованию. Статья 71 этого Закона провозглашает всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования: “В целях повышения экологиче­ской культуры общества и профессиональной подготовки специалистов уста­навливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологичес­кого воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования профессиональной подготовки специ­алистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалифика­ции, а также через средства массовой информации”.

Состояние окружающей природной среды в России в значительной сте­пени детерминировано уровнем экологической культуры общества. Под эко­логической культурой при этом следует понимать использование окружаю­щей среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения окружающей среды под влиянием человеческой деятельности.

В современных условиях стала заметной тенденция к обеднению эколо­гической культуры в Российской Федерации, к зарождению и распростране­нию психологии неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного по­требительства по отношению к природе. Как следствие этого процесса — преобладание в экологическом сознании населения корыстных мотивов, по­буждающих многих граждан к незаконному природопользованию, к наживе за счет природы. Следует иметь в виду, что низкий уровень экологической культуры не формирует у граждан массовую, всеобщую потребность в бе­режном отношении к природе, стремление к правопослушанию в сфере действия природоохранительного законодательства. Основное значение прида­ется повышению экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Наряду с традиционной экологией “экология культуры” (экологичес­кая культура) и экологическое мышление должны быть приоритетными ценностями каждого россиянина. В задачу этой экологии входит сохранение духовной среды в процессе жизнедеятельности человека, что будет способст­вовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управления средой его обитания.

Среди мер повышения “экологии культуры” граждан, специалистов, ру­ководящих работников важное место занимает экологическое воспитание и образование.

Экологическое воспитание - способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, озабо­ченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравст­венному поведению в природной среде.

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессио­нальной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей си­стемы просвещения, образования, подготовки кадров.

Поворотным пунктом в организации экологического образования стало проведение в г. Тбилиси в 1977 году Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Конференция повлияла на формирование экологического образования во всех республиках бывшего СССР, в том числе и в РСФСР.

Проведенная в 1984 году Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды в г. Иванове позволила объединить специали­стов всех уровней формального и неформального экологического образова­ния и подготовиться к участию в международном конгрессе ЮНЕС-ЮНЕП, который состоялся в Москве в 1987 году.

Статья 71 Закона формулирует принципы экологического воспитания и образования: всеобщность, комплексность и непрерывность. Соблюдение этих принципов - юридическая обязанность всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию. Ими являются дошкольные, средние, высшие и другие учебные заведения независимо от их профиля, го­сударственные органы, профессиональные союзы Российской Федерации, общественные объединения, средства массовой информации, научные уч­реждения, ученые и специалисты научных учреждений.

Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образо­вание должны охватывать всех членов общества. Разумеется, при этом необ­ходимо учитывать индивидуальные потребности, интересы и стимулы раз­личных возрастных групп и социально-профессиональных категорий насе­ления. Для граждан - членов общества получить экологическое воспитание и образование является правом. Иначе складывается отношение к принципу всеобщности экологического воспитания и образования субъектов этой дея­тельности. Для них их деятельность является юридической обязанностью, которую они выполняют с целью обеспечения экологического воспитания и образования всех членов общества.

Принцип комплексности экологического воспитания и образования, как и принцип всеобщности, тоже имеет правовые (юридические) и методичес­кие аспекты.

Экологическое воспитание и экологическое образование - два разных про­цесса воздействия на сознание людей, но они должны осуществляться в ком­плексе с учетом научно обоснованных методических требований. Правовые же нормы действуют лишь в сфере обеспечения взаимодействия самих объектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию. Принцип ком­плексности предполагает обязательность такого взаимодействия.

Принцип непрерывности экологического воспитания и образования озна­чает право и обязанность граждан, специалистов и руководящих работников (профессиональная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека) повышать свою квалификацию че­рез действующую в России систему экологического воспитания и образова­ния. Принцип непрерывности обязывает всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию обеспечивать согласованный процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессио­нальной подготовки специалистов в средних учебных заведениях, повыше­ния их квалификации.

Повышение квалификации занимает самостоятельное место в системе непрерывного экологического воспитания и образования и непосредственно связано с профессиональной экологической подготовкой руководящих ра­ботников, специалистов, других работников (ст. 75 Закона).

Статья 72 Закона конкретно устанавливает обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях:

1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для фор­мирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

На основе указанного принципа через систему учебных заведений прово­дятся экологический всеобуч, а также подготовка и переподготовка специа­листов в области охраны окружающей среды и рационального природополь­зования.

В учебных заведениях Российской Федерации преподавать экологические знания стали с 70-х годов. Первая специализированная кафедра была образована в 1969 году в Казанском университете. Затем такие кафедры появились в Ростовском (1974 г.), Уральском (1976 г.), Пермском и Симферопольском (1977 г.) университетах, а также в ряде институтов. Подготовкой кадров по специальностям, связанным с охраной окружающей среды и рациональ­ным использованием природных ресурсов, стали заниматься средние специ­альные учебные заведения. В 1982-1983 годах были пересмотрены и введены новые учебные планы экологического образования учащихся техникумов и училищ по всем специальностям, в квалификационные характеристики выпу­скаемых специалистов включены соответствующие требования.

Эти нововведения породили ряд других требований. Статья 73 Закона предъявляет требования к руководящим работникам и специалистам о необ­ходимости профессиональной экологической подготовки:

1. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь не­обходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначе­нии на должность, аттестации и переаттестации работников.

2. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выпол­нению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

Установление этой обязанности представляется чрезвычайно важным. Но необходимо отметить, что в практическом решении нуждается вопрос о перечне профессий и производств, связанных с вредным воздействием на окружающую природную среду. Очевидно, что он не может устанавливаться соглашением сторон трудового договора или контракта. Перечень соответст­вующих профессий и производств должен быть составлен и утвержден с уча­стием Госкомитета РФ по охране окружающей среды Минприроды России и профсоюзных органов.

В статье 74 Закона говорится о распространении экологических знаний как необходимом для повышения экологической культуры процессе:

1. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических зна­ний, а также природоохранительного законодательства.

2. Распространение экологических и эколого-правовых знаний осуществ­ляется государственными органами, профессиональными союзами Россий­ской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой ин­формации.

Закон “Об охране окружающей среды” не является единствен­ным нормативно-правовым актом, придающим правовое значение образова­нию и воспитанию в целях охраны окружающей среды и здоровья граждан.

В законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” также говорится об этом, но несколько в другом аспекте. Здесь акцент делает­ся на гигиеническом воспитании и образовании граждан.

Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в про­цессе воспитания, обучения в школах и профессионально-технических учили­щах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготов­ке и повышении квалификации специалистов отраслей народного хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиени­ческих знаниях профессиональной и технической подготовки и аттестации руководите­лей, специалистов и других работников предприятий и организаций, харак­тер деятельности которых связан с производством, хранением, транспорти­ровкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В целом вопросы экономического и гигиенического воспитания и обра­зования граждан в целях сохранения, улучшения, восстановления и эффек­тивного использования природных объектов и профилактики здоровья еще раз подчеркивают связь природного и человеческого организмов. Ведь все это делается в интересах настоящего и будущих поколений.

Учет экологического фактора продиктован прежде всего потребностями человека. Человек, его потребности - вот что в конечном итоге является це­лью гармонизации взаимоотношений общества с природой. Было бы непра­вильно рассматривать природу односторонне, в отрыве от человека. Ведь “природа, взятая абстрактно, изолированно, фиксированная в оторванности от человека есть для человека ничто”.

Последствия этой взаимообусловленной зависимости должны сейчас быть в центре внимания всего мирового сообщества. Усилия всех прогрессивных сил планеты необходимо направить на защи­ту естественной среды обитания человека.

 

 

ВЫВОДЫ

1) Таким образом, правоохранительные органы наряду со спе­циально уполномоченными государственными органами в об­ласти ООС решают важные задачи, направленные на защиту экологических прав граждан России и обеспечение соответст­вующего качества ОС.

2) В настоящее время осуществляется комплекс мер, направленных на улуч­шение экологической ситуации. Развитие экологического образования и воспитания, соединенного с практической деятельностью по гармонизации взаимодействия между человеком и окружающей средой в глобальном мас­штабе, должно стабилизировать экологическую обстановку в настоящий мо­мент и предопределить целесообразный процесс будущего.

 

Доцент кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.