Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки, отличающие самоуправление от демократии




Государственное управление и самоуправление - не альтернативны. В рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление (см. § «Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление»).

§ 5. Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

Собственная ценность демократии выражается во всех ее элементах, принципах, формах, институтах.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

а) принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

б) самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

в) защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

г) осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности:

а) их формального закрепления;

б) реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и спе­циально-социальных (юридических) гарантий;

в) действия эффективного механизма их защиты;

г) установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демо­кратии (см. § «Личность и государство»).

В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения большинства.

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

§ 6. Демократия и права социальных меньшинств

Все демократии являются политическими системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства, т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинства - будь то этническое меньшинство, религиозное или политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов.

Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий естественного права и разделения властей соотношение между большинством и меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые мыслители (Ж.-Ж.Руссо) считали, что решения большинства обязательны для меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б.Констан, Г.Спенсер, О.Токвиль) требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

Рассмотрим право меньшинства в парламенте.

Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация) представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит в обществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция (от лат. орроsitiо - противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства, расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству.

Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Пока в обществе существует разница интересов, будет существовать и оппозиция.

Один из основателей США Т. Джефферсон писал, что «воля большинства должна во всех случаях доминировать, но чтобы эта воля было правомерной, она должна быть разумной, чтобы меньшинство имело равные права, нарушать которые было бы угнетением». Конституция США содержит формы защиты парламентского меньшинства, которому дано право протеста против проектируемых изменений основного закона. Эти права меньшинства настолько значительны, что на протяжении более чем 200-летнего существования США были ратифицированы только 26 поправок к Конституции, и американская Конституция является самой устойчивой из всех существующих.

Конституции, которые создавались в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Швейцарии и других странах в ХIХ-ХХ вв., содержали идею защиты прав меньшинства. Меньшинство получило возможность действительной парламентской борьбы с беззаботным отношением большинства к законодательной работе, которое имело место в прошлом. В наши дни конституции Франции, ФРГ, Испании, Японии и других стран предусматривают гарантии прав человека и меньшинства. В Англии оппозиция (меньшинство) составляет непременную часть государственного механизма. Начиная с 1800 года, лидер оппозиции «его величества» получает жалование, равное жалованию премьер-министра. В ФРГ право парламентских расследований, состоящее в обеспечении парламента информацией о работе правительства и в осуществлении контроля над правительством, - одно из прав меньшинства. Оно впервые было закреплено в одной из статей Веймарской Конституции (предложено Максом Вебером), и до сих пор сохранилась эта первоначальная функция права меньшинства.

Сущность и формы деятельности оппозиции зависят от конкретных исторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) и легальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальная оппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов, использует методы честной конкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится к существующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение».

Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие в обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные, политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так, во Франции, классической стране партийного плюрализма - действует большое количество политических объединений, которые не определяют партийной системы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство.

Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция в парламенте была конструктивной, а не деструктивной. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой существующей власти без предложений программы действий, тогда как конструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться за осуществление программы, которая отличается от официальной программы, является её альтернативой.

Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих взглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и быть услышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции - политического меньшинства. Это заставляет её постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством.

Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминирование воли большинства при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группа имеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь только в рамках закона. Высшее право меньшинства и его представителей в парламенте состоит в том, что оно может делать попытки стать большинством. От этого права меньшинства в демократическом обществе не защищено никакое большинство, ибо у него нет никаких средств надолго подавить меньшинство. Важно не дать развиться тенденции в демократии, никогда полностью неискоренимой, - поднять большинство до значения исключительно решающего фактора, до всесилия большинства, и сохранить нерушимые границы, которые настоящая демократия призвана противопоставить воле большинства. Наличие активной легальной оппозиции - важнейшая черта демократии как «полиархии» (многовластия).

Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств.

Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества является свобода личности и свободное развитие этнических групп (национальных меньшинств).

Национальные меньшинства могут проживать либо компактно, либо рассеяно (дисперсно) на территории государства, образованного «статусной» или «титульной» нацией. В любом случае они обладают всеми правами, какие имеет нация, давшая название государству. Исключением (в ряде случаев) является право национальных меньшинств на политическое самоопределение. Однако права национальных меньшинств нуждаются в специальном механизме обеспечения, так как в условиях инонационального окружения приобретают специфический ха­рактер.

Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют:

- право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение);

- право на неассимиляцию;

- право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;

- право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства;

- право на недискриминацию;

- право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г. содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать все необходимые законодательные, административные, юридические и иные меры, а также применять соответствующие международные инструменты для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам на их территории. Они будут защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств может послать в любую страну своих наблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней прав национальных меньшинств.

Общие положения о защите прав национальных меньшинств содержатся в конституциях Дании, Португалии, Румынии, Чехословакии, Албании, Хорватии, Литвы. В других конституциях (Италия, Швейцария, Россия, Болгария) говорится о защите языковых меньшинств. Подробные положения в отношении защиты меньшинств заключены в конституции Венгрии. В конституциях Финляндии, Норвегии, Словении предусматривается непосредственная защита соответствующих меньшинств. Благодаря конституциям недавно образовавшихся демократических государств Центральной и Восточной Европы, включающим положения о защите национальных меньшинств, коренным образом изменилось лицо Европы и всего мира.

Придерживаясь международных обязательств в отношении национальных меньшинств, Верховная Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» с целью обеспечения гарантий их прав на свободное развитие. К национальным меньшинствам, согласно этому закону, принадлежат группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, проявляют чувства национального самосознания и общности между собой. Обеспечивая права лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам, государство руководствуется тем, что права национальных меньшинств являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека.

В демократическом государстве воля большинства и права меньшинства защищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь.

Глава 11

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

§ 1. История идеи прав человека.
Теория трёх поколений прав человека

История идеи прав человека 1берет начало в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенстве людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалось равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя в период рабовладения и феодализма господствовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.), её развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении - признания равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В ХVII-XVIII вв. эта идея преломляется в теорию естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк­, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирождённого) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 года выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 года изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, без­опасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода мнений, мысли, слова и печати, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Эту идею пестовали, отстаивали, обогащали, углубляли, боролись за её реальное воплощение в жизнь выдающиеся мыслители Украины: Ф. Орлик, Т. Шевченко, М. Драгоманов, И. Фран­ко, Леся Украинка, М. Грушевский, Б. Кистяковский и др. Уже в проекте Конституции Ф. Орлика (1710 г.) декларируется идея «исправления и подъема своих прирожденных прав и вольностей», восстановления «всяческого естественного права и равен­ства». Т. Шевченко в поэмах воспевал свободу трудящегося человека­. М. Драгоманов в конституционном проекте пре­дусматривал личную свободу человека, обеспечение непри­косновенности личности, уважение ее достоинства. Правовед А. Кистяковский подчёркивал необходимость ограничения государственной власти «неотъемлемыми, ненарушимыми, неприкосновенными, неотчуждаемыми правами человека», важнейшим из которых называл право на достойное существование.

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знания о правах человека (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и пр.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права. Качест­венные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, пониманию, толкованию как государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека есть качественный скачок в юридическом познании. История развития идеи о правах человека - это, прежде всего, история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).

В середине ХХ века идея прав человека осветилась новыми красками благодаря поднятию её на конституционный уровень. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, получил закрепление в кон­ституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине ХХ века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (отождествляющего право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что нашло отражение в конституционной и судебной практике зарубежных государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и личности, содержащийся в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личностными, социальными ценностями и пошел по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, что требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не уменьшает ее роли. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека.

Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это - право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека, - Петиция о правах (1628), Habеas Cоrрus Act (1679) и Билль о правах (1689). Первое поколение прав человека составляют также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Некоторые учёные относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен... как по законному приговору равных его и по закону страны». С таким же основанием к первому поколению прав человека можно отнести І Литовский Статут (1566) - юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. Здесь были провозглашены идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (шляхетной) личности, личной ответственности перед законом и др. Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовский Статут и др.) строилось в соответствии с феодально-иерархической, сословной структурой общества, когда отсутствовало юридическое равенство граждан.

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.) - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций XX в. (Мексиканские Соединенные штаты, 05.02.1917; Итальянская Республика, 02.12.1947 и др.), во внесенных дополнениях и поправках в старые конституции. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

§ 2. Основные права человека и гражданина. Международные стандарты в области прав человека

Основные права человека - гарантированная законом мера свободы (возможности) личности, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие и закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех людей.

Признаки основных прав человека:

1. Возможности (свободы) человека действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий, направленные на удовлетворение потребностей, без которых он не в состоянии нормально существовать и развиваться;

2.Возможности, которые обусловлены биосоциальной сущностью человека, принадлежат ему от рождения и не нуждаются в «разрешении» со стороны кого бы то ни было, в том числе государства. Они не могут быть «забраны» по произволу власти государства, поскольку не «даны» ею. Это естественные неотчуждаемые права;

3. Возможности, которые не ограничены территорией государства (внетерриториальны) и не зависят от национальной принадлежности человека (наднациональны): они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Они происходят из природы человека и призваны формировать и поддерживать в человеке чувство собственного достоинства, его индивидуальность;

4.Возможности, которые зависимы (в плане осуществления) от возможностей общества - уровня его экономического, политико-социального, духовно-культурного развития. Разумеется, уровень развития общества не остаётся неизменным, как и потребности самого человека;

5. Возможности, которые имеют правовой характер, поскольку содержатся в законодательных актах, которые созданы в пределах государства и на международном уровне. Признание, соблюдение, охрана и защита государствами (в результате соглашений) основных прав человека, закрепленных на международном уровне, - показатель того, что они не только стали объектом международного регулирования, но и международными стандартами.

Потребность международного урегулирования прав человека после второй мировой войны обусловливалась осознанием того, что:

 тоталитарный режим - угроза миру, а демократия обеспечивает безопасную внешнюю политику;

 массовые нарушения прав человека государствами (геноцид1, апартеид2) могут быть пресечены только в случае защиты прав человека странами мирового сотрудничества;

 общепризнанные представления о минимальных стандартах прав человека в национальном демократическом обществе, соответствующие данному этапу развития цивилизации, должны получить закрепление в международно-правовых актах.

Положения о правах человека, отображенные в статьях Устава ООН (1945), стали основой становления нового института права - международной защиты прав человека и основных свобод. 10.12.1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую центральный пункт концепции прав человека - признание человеческого достоинства каждой личности. С 1948 г. 10 декабря отмечается во всем мире как День прав человека.

Права человека обрели ценность, принадлежащую всему международному сообществу, и получили обоснование в международном праве как правовой стандарт, к которому должны стремиться все народы и государства1. С момента признания этих прав каждый человек получал определенный правовой статус в соответствии с международным гуманитарным и, вместе с ним, национальным правом.

Комплекс международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые ООН в 1966 г., Факультативный протокол к последнему) составляют Международный билль прав человека (или Хартию прав человека). Международные пакты о правах человека возложили на государства обязанность обеспечить постепенное осуществление в них прав всеми необходимыми средствами, включая законодательные.

Современноемеждународное законодательство о правах человека включает:

(1) Международный билль о правах человека, провозглашающий неотъемлемые права и основные свободы человека;

(2) соглашения, направленные на предотвращение и наказание преступлений, ведущих к грубым массовым нарушениям прав человека (Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям против человечества от 26.10.1968 г., Конвенция о предотвращении преступлений геноцида и наказания за него от 09.12.1948 г.);

(3) конвенции, направленные на защиту групп населения, требующих особой заботы со стороны государства (Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Конвенция об охране материнства 1952 г., Конвенция о статусе лиц без гражданства 1954 г. и др.);

(4) конвенции, имеющие целью защиту индивида от злоупотреблений со стороны государственных органов и должностных лиц. А также документы, предусматривающие возможность отдельных лиц добиваться рассмотрения их жалоб (петиций) на своё правительство в международных органах (Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1977 г., Женевские­ конвенции 1949 г. о защите жертв войны и До­полнительные протоколы к ним 1977 г., Факультативный прото­кол и др.).

Каждая страна мира, которая взяла на себя обязательства исполнять международные конвенции, в том числе по правам человека, должна руководствоваться принципами и нормами этих соглашений в своем внутреннем законодательстве. Государства, взявшие на себя обязательства исполнять международные документы о правах человека, обязаны создать условия для осуществления и защиты прав каждого человека. Практически все современные конституции демократических государств имеют нормы, в общей форме гарантирующие незыблемость основных прав человека.

Украина является стороной практически всех многосторонних конвенций ООН в области прав человека. Однако в связи с нынешними социально-экономическими условиями она не может обеспечить выполнение ряда международных норм.

Содержание и объем основных прав человека определяется совокупностью следующих социальных факторов:

 интерес человека, справедливо сбалансированный с интересами общества;

 мораль общества, преобладающая в данный период;

 цель прав человека и соответствие этим правам средств, используемых государством (реализация, обеспечение и ограничение прав).

Права человека и права гражданина -тесно взаимосвязаны, однако не являются тождественными понятиями. Гражданин - человек, который законом признается юридически принадлежащим данному государству. Если права человека закреплены в международно-правовых актах, то права гражданина - в конституции определённого государства.

Различия между правами человека и гражданина:

Права человека и права гражданина -близкие понятия, в идеале­ - должны совпадать, поскольку:

 осуществление прав человека определяется главным образом обеспеченностью со стороны государства. Например, апатриды и другие категории лиц, не имеющие гражданства, находятся под защитой законов государства проживания и международного права;

 гражданство - основной канал, посредством которого происходит осуществление прав человека.

Взаимосвязанность прав человека и прав гражданина подчёркивается тем, что они в ряде случаев закреплялись в одном нормативно-правовом акте. Например, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая входит в состав конституционного законодательства современной Франции. Или в Разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины 1996 г.

Рассмотрение прав человека совместно с правами гражданина - основание для:

 определения его законных, юридических возможностей (свобод) в государстве;

 установления соответствия законодательства страны правам человека.

В действительности совпадение прав человека и гражданина имеет место далеко не везде.

§ 3. Система основных прав и свобод
человека и гражданина

Современная типология прав и свобод, а значит - и обязанностей, довольно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление прав на:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.