Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непосредственно управленческие формы деятельности государственного аппарата не имеют юридического характера. 3 страница




Президент представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает междуна­родные договоры Украины; принимает решения о признании иностранных государств; назначает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и международных организациях; принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и др.

Полномочия Президента прекращаются досрочно в случае:

- отставки;

- невозможности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

- смещения с поста в порядке импичмента;

- смерти.

Президент избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет (одно и то же лицо - не более двух сроков подряд). Президентом может быть избран гражданин Украины, который достиг 35 лет, имеет право голоса, проживает в Украине на протяжении 10 последних (перед днем выборов) лет и владеет государственным языком.

§ 3. Высший исполнительный орган власти

Высшим исполнительным органом является правительство - Кабинет Министров. Кабинет Министров - своеобразный штаб по организации исполнительно-распорядительной деятельности всех органов исполнительной власти. Его возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады. Персональный состав правительства назначает Президент по представлению Премьер-министра. Правительство состоит из Премьер-министра, Первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров, министров. Кабинет Министров Украины ответствен перед Президентом, подконтролен и подотчетен Верховной Раде в определенных пределах.

Особенность украинской модели организации исполнительной власти состоит в том, что: полномочия, которые должен исполнять глава исполнительной власти, разделены между Президентом и Кабинетом Министров; самостоятельные властные полномочия у Премьер-министра отсутствуют. Роль Премьер-министра сводится к формированию программы деятельности правительства (утверждает Верховная Рада) и осуществлению руководства Кабинетом Министров Украины.

Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств, других подведомственных ему органов. Он обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции Украины, ее законов, актов Президента. Он также обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования.

В его функции входит разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития; обеспечение равных условий развития всех форм собственности; осуществление управления объектами государственной собственности в соответствии с законом; разработка проекта закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения после принятия Верховной Радой; осуществление мер по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью; организация и обеспечение осуществления внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела и др.

Кабинет Министров принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Акты Кабинета Министров (постановления и распоряжения) подписывает Премьер-министр.

Каждое министерство является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров. Оно осуществляет руководство соответствующим народнохозяйственным комплексом или разработку предложений в отношении социально-экономического развития Украины, формирует экономический механизм их осуществления. В компетенцию министерства входит обобщение практики применения законодательства по подведомственным ему вопросам, организация исполнения актов законодательства, осуществление систематического контроля над их реализацией.

Среди иных центральных органов исполнительной власти важная роль отводится государственным комитетам. Задачи государственного комитета несколько сходны с задачами министерства - осуществление государственного управления в определенной, в основном, небольшой отрасли хозяйства, руководство подчиненными ему объектами. Компетенция их, как правило, уже, чем министерств.

§ 4. Представительные органы власти на местах

В Автономной Республике Крым представительный орган власти - Верховный Совет Автономной Республики Крым (100 депутатов, избранных на 4 года;Председатель Верховного Совета, первый заместитель и заместители, председатели постоянных комиссий осуществляют свои полномочия на постоянной основе).

Верховный Совет правомочен решать вопросы автономно-республиканской жизни Крыма, кроме тех, которые решаются Верховной Радой Украины, всеукраинским и местным крымско-республиканским референдумами или отнесены в соответствии с Конституцией Украины и Конституцией Республики Крым к компетенции органов исполнительной высшей и местной или судебной власти.

Верховный Совет Республики Крым принимает Конституцию автономии, которая утверждается Верховной Радой Украины 1. Он назначает выборы депутатов, утверждает состав ее избирательной комиссии, организует местные референдумы. К его функциям относится утверждение бюджета Автономной Республики Крым, программы автономии по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны среды, которые составляются в соответствии с общегосударственными программами. Он определяет статус мест­ностей как курортов, устанавливает зоны санитарной охраны курортов, участвует в разработке государственных программ возвращения депортированных народов, инициирует введение чрезвычайного положения и установления зон чрезвычайной экологической ситуации в Автономной Республике Крым или в отдельных ее местностях и др.

Законами Украины Верховному Совету Автономной Республики Крым могут быть делегированы и другие полномочия. В соот­ветствии со ст.3 Конституции Автономной Республики Крым её Верховный Совет осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции.

Верховный Совет Автономной Республики Крым в границах своих полномочий принимает решения и постановления, которые являются обязательными для выполнения в пределах территории автономии.

Вопросы, по которым осуществляет нормативное регулирование Автономная Республика Крым, обозначены в Конституции Украины (ст. 137) и в Конституции Автономной Республики Крым 1999 г. (ст.18). По мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым Конституции Украины Президент может приостановить действие этих нормативно-правовых актов, с одновременным обращением в Конституционный суд относительно их конституционности.

При наличии заключения Конституционного суда о нарушении Верховным Советом Автономной Республики Крым Конституции или законов Украины его полномочия досрочно прекращаются Верховной Радой и назначаются внеочередные выборы в Верховный Совет Республики Крым.

В границах административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, районов в городах, поселков, сел) представительные органы власти:

- органы местного самоуправления - Советы.

В состав Украины входят следующие области: Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Нико­лаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сум­ская, Тернопольская­, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская, а также города Киев и Севастополь со специальным статусом, который определяется законами Ук­раины.

Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад (общностей) сел, поселков и городов, являются районные и областные советы. Вопросы организации районов в городах относятся к компетенции городских советов.

Областные и районные советы утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответственно районов и областей; утверждают бюджеты области и района и т. п. Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.

В состав сельского, поселкового, городского совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. На такой же срок избираются председатели сельского, поселкового, городского совета, которые возглавляют исполнительный комитет совета и председательствуют на его заседаниях.

Как представительный орган, городские советы осуществляют свои полномочия на сессиях, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к их ведению. Решение городских (городов районного подчинения) советов, которые противоречат законодательству или приняты с нарушением предусмотренной законом процедуры, отменяет совет высшего уровня, а решения городских (городов областного и общегосударственного подчинения) советов - Верховная Рада Украины. В случаях, предусмотренных законодательством Украины, полномочия городского совета могут быть досрочно прекращены Верховной Радой.

Обращаем внимание, что органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти, что обеспечивается государственным финансированием и передачей им соответствующих объектов государственной собственности. По вопросам осуществления переданных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. (См. о местном самоуправлении в § «Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление»).

§ 5. Исполнительные органы власти на местах

В Автономной Республике Крым государственное управление осуществляется Представительством Президента Украины 1, Советом Министров, создаваемым Верховным Советом Автономной Республики Крым, министерствами, районными государственными администрациями, которые входят в единую систему исполнительной власти Украины.

Правительство Автономной Республики Крым - Совет Министров: управляет имуществом, которое принадлежит Автономной Республике Крым; разрабатывает и выполняет бюджет Автономной­ Республики Крым; разрабатывает и реализует программы Автономной Республики Крым по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны среды; обеспечивает права и свободы граждан, национальное согласие, охрану правопорядка и гражданской безопасности; обеспечивает функционирование и развитие государственного и национальных языков и культуры в Автономной Республике Крым; охрану и использование памятников истории; участвует в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов и др.

В административно-территориальных единицах (областях, ра­йонах, городах Киеве и Севастополе) государственное управление осуществляют:

- местные государственные администрации во главе с председателями (главами), которые назначаются на должность Президентом с подачи Кабинета Министров. Их главное назна­чение - защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и реализацию государственной политики в определенных государством сферах управления (управление внутренними делами, государственной безопасностью, юстицией осуществляют областные органы этих министерств).

Главы местных государственных администраций формируют их состав. Они подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня, несут ответственность при осуществлении своих полномочий перед Президентом и Кабинетом Министров. В части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами, местные администрации им подотчетны и подконтрольны.

Областной или районный советы могут выразить недоверие главе местной государственной администрации, что требует от Президента принятия решения и подачи обоснованного ответа. Если же недоверие выражено 2/3 депутатского состава соответствующего совета, то решением Президента должна последовать отставка главы местной государственной администрации (ст. 118 Конституции Украины 1996 г.).

На соответствующей территории местные государственные администрации обеспечивают исполнение Конституции и за­конов Украины, актов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, других органов исполнительной власти. Они обязаны также обеспечивать законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан; исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны среды; подготовку и выполнение областных и районных бюджетов и т.п.

Решения глав местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, другим законодательным актам, могут быть отменены Президентом или главой местной государственной администрации высшего уровня.

Таким образом, органы исполнительной власти - цельная система. Это такая взаимозависимость органов, в которой все составные части взаимосвязаны и одновременно составляют самостоятельные подсистемы органов со своими особенностями задач, организационной структуры, функций, полномочий, с пол­ной автономией отдельного органа.

§ 6. Судебные органы власти

Высшие - Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Военная коллегия Верховного суда в Вооруженных силах.

Конституционный суд - единственный орган конституционной юрисдикции в Украине. Он решает вопросы о соответствии Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады; актов Президента; актов Кабинета Министров; правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым. Эти вопросы рассматриваются в связи с обращениями:

- Президента;

- 45-ти и более народных депутатов Украины;

- Верховной Рады Украины;

- Уполномоченного Верховной Рады по правам человека;

- Верховного Совета Автономной Республики Крым.

Оспоривание конституционности закона составляет суть конституционной жалобы.

Конституционный суд дает официальное толкование Конституции и законов Украины. Решения Конституционного суда по указанным вопросам являются обязательными для выполнения на территории Украины, окончательными и не подлежащими опротестованию. Законодатель не вправе издавать законоположения, которые Конституционный суд признал несоответствующими Конституции.

Конституционный суд по обращению Президента или Кабинета Министров дает заключение о соответствии Конституции Украины действующих либо вносимых на рассмотрение Верховной Рады международных договоров.

Конституционный суд имеет пределы своих полномочий. Он не должен подменять законодателя, разрешать политические конфликты, которые выходят за правовые рамки. К его полномочиям не относятся вопросы законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

Конституционный суд состоит из 18 судей, которые назначаются в одинаковом количественном соотношении (по 6 судей) соответственно Президентом, Верховной Радой, съездом судей Украины на срок 10 лет.

Председатель Конституционного суда избирается на специальном пленарном заседании Конституционного суда из состава судей Конституционного суда путем тайного голосования на 3-летний срок без права его продления.

Судьей Конституционного суда может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает в Украине на протяжении послед­них 20 лет и владеет украинским языком.

Полномочия Конституционного суда определены Конституцией Украины (раздел ХII) и Законом Украины «О Конституционном суде Украины» от 16.10.1996 г.

Верховный суд является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Он возглавляет общую судебную систему и осуществляет высший судебный контроль и надзор за судебной деятельностью всех общих судов. Верховный судимеет право пересмотреть любое решение нижестоящих судов, уполномочен рассмотреть и решить уголовные и гражданские вопросы особой сложности и исключительности. Приговоры и другие решения Верховного суда являются окончательными. Их пересмотр возможен только в порядке надзора Пленумом Верховного суда - высшей судебной инстанцией государства.

Председатель Верховного суда избирается на должность путем тайного голосования Пленумом Верховного суда.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом в системе судов специальной - хозяйственной юрисдикции. Он возглавляет систему арбитражных судов; контролирует и надзирает за судебной деятельностью арбитражных судов, осуществляющих правосудие в хозяйственных отношениях (решение хозяйственных споров, возникающих между предприятиями, учреждениями, организациями при заключении хозяйственных договоров, их разрыве и выполнении; споров между этими субъектами по поводу признания права собственности на имущество, требования изъятия его из чужого незаконного владения и др.; решение споров, возникающих в сфере управления, которые не соответствуют законодательству и нарушают охраняемые законом права и интересы юридических лиц).

Полномочия Высшего арбитражного суда, а также арбитражного суда Автономной Республики Крым, областных арбитражных судов определены Законом Украины «Об арбитражном суде» от 04.06.1991г.

Высшим органом для военных судов является Военная коллегия Верховного суда Украины. Военные суды регионов - Юж­ного, Западного, Центрального и Военно-Морских сил - приравниваются к общим судам областного уровня. В местах дис­локации войск действуют военные суды гарнизонов, которые фактически приравниваются к районным, городским судам. Всего в Украине функционирует 120 военных судов.

В соответствии с Законом Украины «О судоустройстве» военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных силах и других военных формированиях, которые создаются Верховной Радой и Президентом Украины. Они также осуществляют правосудие в отношении военнообязанных во время прохождения ими сборов. Деятельность военных судов направлена на охрану от каких-либо посягательств на безопасность страны, боеспособность ее Вооруженных сил и других военных формирований; защиту прав и законных интересов военных частей, учреждений и организаций.

Местные суды - Верховный суд Автономной Республики Крым, областной (Киевский и Севастопольский городской) суд, межрайонные (окружные), районные городские народные суды; военные суды в Вооруженных силах Украины (гарнизонные, региональные, Военно-Морских сил); арбитражный суд Автономной Республики Крым и областные арбитражные суды.

Местные общие суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и решения гражданских, уголовных, административных дел. К компетенции общих судов также относится рассмотрение жалоб граждан на решения и действия исполнительных органов и их должностных лиц, если они, по мнению жалобщика, нарушают его права, свободы или законные интересы.

Общие суды различаются по инстанциям:

- суд первой инстанции - суд, который рассматривает любое дело и решает его своим приговором (в отношении уголовных дел), решением (в отношении гражданских дел) или постановлением (в отношении административных дел или жалоб);

- суд второй инстанции или кассационный - суд, который проверяет по жалобе (кассационной) заинтересованных участников судебного рассмотрения или по протесту (кассационному) прокурора правильность решения дела судом первой инстанции, если его решение не вступило в законную силу.

Судом первой инстанции может быть любой суд - от районного до Верховного суда; судом второй инстанции (кассационным) являются областные суды в отношении решений, вынесенных районными (городскими) и окружными судами; Верховный суд - в отношении решений, вынесенных областными и равными им судами.

Судьи занимают должность бессрочно, за исключением тех, которые назначаются на должность впервые. Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом. Все другие судьи, кроме судей Конституционного суда, избираются Верховной Радой бессрочно.

На должность судьи квалификационная комиссия судей может рекомендовать гражданина Украины не моложе 25 лет, имеющего высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающего в Украине не менее 10 лет и владеющего украинским языком.

Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь мандат депутата, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, творческой.

Судьи без согласия Верховного Совета не могут быть задержаны или арестованы до вынесения обвинительного приговора судом.

§ 7. Правоохранительные и контрольно-надзорные органы

Правоохранительные органы - органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы рыбоохраны, государственной лесной охраны, иные органы, осуществляющие правоприменительные и правоохранительные функции.

Правоохранительная деятельность определяется правоохранительной функцией государства, осуществляется в рамках правоохранительных отношений, должна соответствовать их принципам.

Государственно-властная деятельность правоохранительных органов выражается в том, что они, будучи частью механизма государства, обладают компетенцией рассмотрения различного рода юридических дел и опираются на возможность применения государственного принуждения.

Правоохранительная деятельность по своей структуре делится на:

предвосхищение возникновения условий и причин общественно небезопасного явления;

прекращение процесса их развития;

ликвидацию последствий.

Прокуратура -специфический орган государственного управления, наделенный правоохранительными и контрольно-надзорными функциями.

На прокуратуру Украины возлагаются задачи:

- поддержание государственного обвинения в суде;

- представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

- надзор за соблюдением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

- надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Прокуратура Украины осуществляет надзор за соблюдением законов в деятельности Службы безопасности Украины и органов внутренних дел (центральный орган - Министерство внутренних дел Украины)1.

В соответствии с Конституцией Украины разработана Концепция реформирования прокуратуры. Конституция оставляет за прокуратурой функции:

- поддержания государственного обвинения и представительство интересов гражданина и государства в суде;

- надзор за оперативно-розыскной деятельностью, следствием, дознанием, соблюдением уголовно-исполнительного законодательства.

Структура прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины, прокуратура Автономной Республики Крым, прокуратура областей и районов (городов). Имеются отдельные подразделения прокуратуры - на транспорте, в водных бассейнах, исправительно-трудовых учреждениях; военная прокуратура - в Вооруженных силах и Военно-Морском флоте Украины.

Генеральный прокурор, который возглавляет прокуратуру, назначается Президентом с согласия Верховной Рады сроком на 5 лет и освобождается от должности Президентом. Верховная Рада может выразить недоверие прокурору Украины, следствием чего является его отставка с должности.

Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором также сроком на 5 лет. Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть назначены только граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества и достигли установленного законом возраста (для прокуроров района города - не менее 25 лет).

Служба безопасности Украины - государственный правоохранительный орган специального назначения. Его задачи - защита независимости Украины, ее конституционного строя, территориальной целостности и обороноспособности от разведывательно-подрывной деятельности служб иностранных государств, а внутри страны - от подрывной деятельности со стороны преступных организаций, групп людей или даже отдельных лиц; борьба с организованной преступностью, мафией, коррупцией, которые создают угрозу жизненно важным интересам Украины.

Систему Службы безопасности Украины составляют Центральное управление, подчиненные ему региональные органы, Служба безопасности Республики Крым, органы военной контр­разведки, воинские формирования, а также учебные научно-исследовательские и другие учреждения. Центральное управление Службы безопасности Украины издает положения, приказы, распоряжения, инструкции, дает указания, обязательные для исполнения в системе Службы безопасности Украины.

Самое многочисленное звено правоохранительных органов - органы МВД Украины (см. §«Роль органов внутренних дел в ме­ханизме правового государства»).

К негосударственным правоохранительным органам относится адвокатура, адвокатские компании, негосударственные розыскные, охранительные и некоторые другие учреждения соответствующего назначения. Негосударственные организации создаются для охраны частных, групповых интересов, а не для охраны публичных интересов. В этом состоит их различие. Однако и те, и другие призваны служить интересам личности и общества.

Важным звеном контрольно-надзорных органов государства являются государственные инспекции (администрации).

Государственные службы (инспекции, администрации) - санитарные, налоговые, противопожарные и другие - специальные государственные органы. Они призваны осуществлять функ­ции контроля и надзора за соблюдением предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами отдельных установленных соответствующими правовыми актами правил: санитарных, налоговых, противопожарных, ветеринарных и др.

Например, государственная налоговая администрация осуществляет функцию контроля и надзора за своевременной подачей налоговых деклараций юридическими и физическими лицами (гражданами), которые по закону должны платить налоги.

§ 8. Роль органов внутренних дел
в механизме правового государства

Органы внутренних дел - правоохранительные органы исполнительной власти, состоящие из отраслевых служб: милиции, следственного аппарата, внутренних войск, уголовно-исполнительных учреждений.

Им отведена ответственная роль в механизме правового государства. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства - проводят деятельность по защите экономики и окружающей среды от преступных посягательств (налоговая милиция, экологическая милиция), стоят на страже законности и правопорядка (ГАИ, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью защиту и охрану прав и свобод человека.

Отдельные службы органов внутренних дел (милиция, исправительно-трудовые учреждения) наделены функциями до­знания, которые они осуществляют в границах требований уголовно-процессуального закона.

Одна из особенностей органов внутренних дел - наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный аппарат).

Органы внутренних дел имеют широкий диапазон административно-надзорных функций ­- обеспечение общественного порядка, паспортного режима, правил разрешительной системы и др.

Основные задачи органов внутренних дел:

1) защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение гражданской безопасности;

2) борьба с преступностью;

3) предупреждение преступлений, их прекращение, раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступление, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечение выполнения уголовных наказаний, участие в ресоциализации осужденных;

5) обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.