Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационный цивилизационный 3 страница




В типичной федерации оборонная и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, образование – регионам, а право налогообложения разделено между обоими. Поэтому и федерация, и её субъекты могут иметь право издавать законы по аналогичным вопросам.

Федерации - разнообразны. Классифицировать их можно по разным признакам:

По способу создания:

договорные (возникают на основе соглашения, договора, учредительного пакта – создаются, как правило, «снизу»);

конституционные (учреждаются путем принятия конституции - создаются главным образом «сверху», пример - Индия);

договорно - конституционные (их большинство – США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.).

По способу взаимоотношений федерации и её субъектов:

на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР - в прошлом);

на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).

По способу распределения и осуществления властных полномочий:

централизованные (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия);

относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ);

По принципу преобладания либо сочетания национального и территориального подходов:

территориальный подход (США, Индия, Мексика);

национальный подход (в бывшем СССР, ныне его в чистом виде нет);

сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия).

Рассмотрим такие союзы государств как конфедерация и содружество. Они отличаются от федерации как формы территориального устройства тем, что представляют собой форму межгосударственного союза, т.е. объединения независимых государств.

Конфедерация - временный союз суверенныхгосударств, объединившихся для достижения определенных целей и совместно осуществляющих ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и т.д.) при сохранении в других вопросах полной самостоятельности.

Основные признаки конфедерации (через этап конфедерации прошли США, Нидерланды, Швейцария, последняя конфедерация - Сенегамбия, 1981-1989 гг.):

1) отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы;

2) отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

3) отсутствие общих для всей конфедерации конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем;

4) отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации;

5) наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;

6) решение общих конфедеративных органов, принимаемое по принципу консенсуса; в случае несогласия с ним членов конфедерации, не является обязательным и не влечет за собой никаких санкций (право нуллификации, т.е. отклонения);

7) наличие права выхода из состава конфедерации у каждого из ее субъектов.

Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию.

 

Заслуживает внимания особая форма объединения государств, именуемая содружеством (СНГ, Британское содружество наций, Европейское содружество в Западной Европе). Это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационно оформленное объединение государств, выступающих в качестве ассоциированных участников при сохранении ими полного суверенитета и независимости. В основе содружества, как и при конфедерации, находятся межгосударственный договор, устав, декларация, соглашения, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые различные - экономические, культурные и др.

Содружество может иметь переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок, либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

СНГ (Содружество независимых государств, образовано в 1991 году) - это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем координации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. СНГ основано тремя государствами - Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран - Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих приграничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через институты. Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций - участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 27.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных законодательных актов (модельных) по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств Содружества.

Отношения между государствами в Содружестве строятся на основе норм и принципов международного права, поскольку это не государство и не государственное образование. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств1и Протокола к нему, Алма-Атинская декларация от 21.12.1991 г., Соглашение по военным вопросам, Устав СНГ от 22.01.1993 г. и др.). Вместе с членством в СНГ предусмотрена такая форма, как ассоциированное членство. Установлено право выхода из СНГ.

§ 3. Виды форм государственного (политического) режима

Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит:

- степень развитости политической демократии;

- реальный политико-правовой статус личности.

С учётом этих критериев современные государственные (политические) режимы подразделяются на виды: демократические и антидемократические. Существуют также переходные режимы. Представим на схеме основные режимы.

Демократический режим характерен для правового государства. Его способы и методы осуществления государственной власти реально обеспечивают свободное развитие личности; участие в осуществлении государственной власти; свободу в экономической деятельности; защищенность прав и законных интересов; учет интересов большинства и меньшинства; легальное действие оппозиционных партий; формирование правительства теми партиями, которые победили на соответствующих выборах; доминирование убеждения, согласования, компромисса; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и т.п.

При антидемократическом режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.

Тоталитарный режим1 - крайняя форма антидемократического режима. Она характеризуется полным господством государства над личностью и обществом; огосударствлением всех легальных общественных организаций; не ограниченными законом и закону не подчиненными полномочиями властей; запрещением демократических организаций; фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод; всепроникающим контролем над деятельностью граждан и общественных организаций; политической цензурой; отсутствием гласности; воинствующей тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе, чем диктует правящая партия и ее идеология; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих; милитаризацией общественной жизни; стремлением к внешней экспансии.

Идеология тоталитарных режимов всегда революционна (или псевдореволюционна).

Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жёстким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется:

(1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, формирующейся, главным образом, не путем конкурентной выборной борьбы, а с помощью навязывания чьей-либо воли сверху;

(2) наличием обладающего властными полномочиями центра управления, который действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;

(3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно;

(4) использованием насилия и внесудебных методов принуждения людей;

(5) опорой на полицейский и военный аппарат;

(6) субординацией субъектов общественных отношений, действием принципа приоритета государства над личностью, отсутствием гарантий осуществления конституционно провозглашенных прав и свобод личности, особенно во взаимоотношениях личности с властью.

Авторитарный режим может быть двух видов:

революционный - направлен на изменение типа общественно-политического развития;

стабилизационный - ориентирован на сохранение существующего общественно-политического строя.

Авторитарный стабилизационный режим может иметь целью проведение мобилизационных мероприятий на преодоление трудностей, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в связи с:

а) революционными движениями (прогрессивными, консервативными или реакционными);

б) движениями, стремящимися восстановить прежние, от­жив­шие, порядки;

в) общесоциальной уголовной преступностью;

г) иностранным вмешательством.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые:

- отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти;

- пытаются создать предпосылки для демократизации об­щест­ва, но не успели отработать механизм демократической власти;

- являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику. Авторитарные режимы имеют, как правило, консервативный характер.

Глава 7

МЕХАНИЗМ И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Механизм государства

Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.

 

Признаки механизма государства:

1) это иерархическая система, т.е. система, построенная на началах субординации и координации. Политико-организационную основу системы составляют органы государства, территория государства, вооруженные силы и другие государственные военные формирования, государственные символы, столица государства;

2) это целостная система внутренне организованных элементов, имеющая единые принципы построения и единые задачи и цели деятельности. Каждый из субъектов механизма государства как его системный элемент органически обусловлен всеми другими его элементами и функционированием системы в целом;

3) это система, имеющая чёткую структуру с определенными связями между её элементами. Первичными элементами являются государственные органы.

Как механизм часов состоит из различных элементов, так и механизм государства, будучи единым, включает в себя органы, блоки, подсистемы и даже самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. В этой расчлененности прослеживается иерархия: различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, но все вместе должны действовать слаженно и без сбоев. Так, одну из подсистем государства образуют высшие органы государства: представительные, исполнительные, глава государства. Другая подсистема - местного уровня: Советы и их исполкомы, государственные администрации и их главы. Особой подсистемой является судебная, а также правоохранительные органы: прокуратура, милиция, органы службы безопасности и др.;

4) это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют её организационно-экономическую основу;

5) это взаимодействующая, динамичная и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом (по сути, механизм государства создается для выполнения его функций).

В литературе можно встретить отождествление «механизма» и «аппарата» государства. Между тем понятие механизма государства шире понятия государственного аппарата по составу и структуре. Механизм государства, по сути, является аппаратом в действии, в функционировании - со всеми связями, существующими и возникающими между его частями.

Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность составляющих его элементов (государственных органов, организаций, учреждений), а как система этих элементов, функционально совместимых, согласованных между собой и системой в целом, находящихся в постоянном обновлении с целью поддержания своей основной функции - управления.

С труктура механизма государства показана на схеме:

Следует различать государственные органы, имеющие властные полномочия, и государственные предприятия и учреждения, не имеющие властных полномочий. По этому критерию можно разграничить механизм государства и аппарат государства, которые только в своей основе совпадают.

Под «государственным аппаратом» понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого государственно-властными полномочиями. В понятие «механизм государства» включаются государственные предприятия и государственные учреждения, которые под руководством аппарата государства практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей государства (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Для государственных учреждений типичной является непроизводственная деятельность в сфере охраны здоровья, научных исследований, проектирования, учебно-воспитательной, духовно-образовательной работы и т.п.

Почему государственные предприятия и государственные учреждения нельзя отнести к государственным органам? Потому что они отличаются от государственных органов рядом признаков:

(1) не имеют государственно-властных полномочий, т.е. не являются носителями государственной власти;

(2) непосредственно создают материальные или духовные блага;

(3) имеют специфическую организационную структуру: представляют собой организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, действующим на основе единоначалия;

(4) имеют строго обозначенный круг полномочий: администрация предприятий и учреждений осуществляет управленческие функции исключительно в сфере своей деятельности, в границах предприятия или учреждения;

(5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законодательством.

Таким образом, государственные предприятия и государственные учреждения следует отличать от органов государства, но их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку все они относятся к государственным организациям, действующим в единстве и взаимосвязи: государственный аппарат обеспечивает реализацию функций государства благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми руководит.

§ 2. Аппарат государства. Орган государства.
Институт государства

Аппарат государства - часть механизма государства.

Аппарат государства - юридически оформленная система всех государственных органов, осуществляющих непосредственную практическую работу по управлению обществом, выполнению задач и функций государства.

Возможно двоякое понимание аппарата государства: в узком и широком смысле.

Аппарат государства (в узком смысле) - собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, который состоит из чиновников и возглавляется исполнительными высшими органами.

Аппарат государства (в широком смысле) - наряду с собственно управленческим аппаратом включает главу государства, парламент, местные органы управления, вооружённые силы, милицию (полицию), дипломатические представительства за границей и др.

Признаки аппарата государства:

1) система государственных органов, представляющая собой отлаженную структурную организацию, основанную на общих принципах, единстве конечной цели, взаимодействии и ориентированную на обеспечение реализации функций государства;

2) система юридически оформленных государственных органов, т.е. наделенных компетенцией (полномочиями, предметом ведения, юридической ответственностью) и занимающихся управлением общества на профессиональной основе в качестве носителей власти;

3) система государственных органов, в рамках которой деятельность государственных служащих строго отграничена от «собственности», принадлежащей им как субъектам;

4) система органов, каждый из которых имеет материально-технические средства для осуществления этих функций;

5) система органов, дифференцированных согласно принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные;

6) система органов, осуществляющая свою деятельность по управлению обществом и выполнению функций государства в формах непосредственно управленческих и правовых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.