КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет регулирования частного права
Предмет регулирования публичного права Частное право Публичное право - подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. - подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников. - область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д. - область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д. Признаки публичного права: Признаки частного права: 1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством; 2) обеспечивает публичный интерес - акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей (подданных) перед государством; 3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права; 4) предполагает широкую сферу усмотрения; 5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие; 6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов; 7) широко использует новейшие технические приёмы. 1) регулирует отношения частных лиц между собой;
2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства; 3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; 4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования; 5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту; 6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям; 7) сохраняет классическую юридическую технику. Методпубличного права - императивный Метод частного права - диспозитивный Отрасли права, Отрасли права, - конституционное, - административное, - уголовное, - финансовое, - включающее бюджетное и налоговое, - административно-процессуальное; - уголовно-процессуальное, - международное публичное, - международное гуманитарное право и др. - гражданское, - семейное, - авторское, - жилищное, - трудовое, - гражданско-процессуальное, - международное частное право и др. Критерии отнесения норм к частному или публичному праву: 1) интерес (публичный, государственный интерес - область публичного права, частный - область частного права); 2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (в публичном праве - метод субординации, в частном - координации); 4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное - частных лиц между собой). Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых - диспозитивный (автономии).
Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права. Например, предпринимательское право - система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых - императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям - в пределах компетенции управленческого органа). Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования. В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды. Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права. Процессуальным отраслям права - гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву - свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике. § 5. Отрасль права Наиболее крупным элементом системы права является отрасль права. Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом правового регулирования.
Ведущая отрасль права - конституционное (государственное) право - система принципов и норм конституции, которые закрепляют основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства, механизм осуществления государственной власти, правовое положение личности. Через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Конституционное право в вопросе взаимоотношений государства и граждан исходит из того, что права человека и гражданина не даруются государством, а принадлежат ему от рождения, вытекают из его статуса как личности. Назначение государства - создать надлежащие условия для реализации прав и свобод человека. Над конституционным правом как основополагающей отраслью права всей правовой системы как бы надстроены: - с одной стороны, административное и гражданское право - две профилирующие отрасли, воплощающие в предмете и методе регулирования первичные начала публичного и частного права соответственно; - с другой стороны, уголовное право - профилирующая отрасль, нацеленная в основном на выполнение охранительных задач. Административное право - система правовых норм, регулирующих управленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти, распорядительной деятельности государственного аппарата, его взаимоотношений с другими государственными и негосударственными организациями и гражданами. Гражданское право - система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, которые складываются между физическими и юридическими лицами как равноправными. Уголовное право - система правовых норм, которые охраняют от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности и т.п., устанавливая меру уголовной ответственности за их совершение. Особую отрасль права составляет международное право. Международное право - система правовых норм, которые регулируют публичные взаимоотношения между государствами (международное публичное право) или частно-правовые отношения между гражданами разных стран и их объединениями (международное частное право). Международное право рассматривает все государства как равные, независимо от количества населения, богатства и могущества. Оно направлено на соблюдение стабильности в международной жизни и на поощрение торговых и иных контактов между государствами. Международное право имеет в своей основе международные соглашения, его нормы в случае противоречий с нормами национального права, т. е. внутреннего права государства, обладают преимуществом.
В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения: вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела. Предметом регулирования в международном частном праве являются отношения гражданско-правового характера, которые возникают в международной жизни и связаны с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. По мере углубления хозяйственных международных связей, общения и сотрудничества организаций и фирм разных стран, отдельных граждан возрастает значение норм международного частного права. Международное публичное право и международное частное право тесно связаны, поскольку нормы этих двух отраслей права служат цели оформления мирного международного сотрудничества в разных областях. По субординации в правовом регулировании различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право. Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него. Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уголовному соответствуютпроцессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Административно-процессуальное право - система норм права, регулирующая порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления. Гражданско-процессуальное право - система норм права, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений. Уголовно-процессуальное право - система норм права, регулирующая порядок деятельности правоохранительных органов и судов в связи с раскрытием преступлений, расследованием уголовных дел, их рассмотрением в суде и вынесением приговора Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права. § 6. Институт и подотрасль права Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Отдельными взаимосвязанными элементами отрасли являются институты права. Институт права - система относительно обособленных от других и связанных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений. Институты права - необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Например, отрасль конституционного права - «институт гражданства», «институт избирательного права» и др. Отрасль гражданского права - институты «купли-продажи», «представительства», «наследования», «возмещения вреда», «дарения» и др. Отрасль уголовного права - институт «необходимой обороны», институт «крайней необходимости», институт «задержания лица, явно совершившего общественно-опасное деяние» и др. Отрасль экологического права - институт права собственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды и т.д. Однако институты права могут состоять из правовых норм различных отраслей, быть межотраслевыми. Главное назначение институтов права - в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование. Дадим классификацию институтов права. Институты права по сфере распространения (или по составу): - отраслевые (институт наследования); - межотраслевые (институт ответственности за экологические правонарушения, институт частной собственности). Институты права по функциональной роли: - регулятивные (институт мены); - охранительные (институт уголовной ответственности). Институты права по субординации в правовом регулировании: - материальные (институт подряда); - процессуальные (институт возбуждения уголовного дела). Родственные институты одной и той же отрасли права образуют подотрасли права. Подотрасль права - система однородных предметно-связанных институтов определенной отрасли права. Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право - банковское и налоговое право; экологическое - лесное, горное, водное. § 7. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства Возможны две трактовки законодательства: широкая и узкая. Широкая трактовка включает в понятие законодательства акты законодательных органов и подзаконные акты (акты органов управления и др.). Узкая - акты законодательных органов: законы и постановления парламента о введении этих законов в действие. В СССР под законодательством понимались все нормативно-правовые акты государства, чем снижалась значимость закона, происходила его девальвация. Закон «обрастал» подзаконными, особенно ведомственными, нормативными актами и его значение как основы законности и правопорядка в государстве нивелировалось. Ныне утвердилась узкая трактовка законодательства1. Законодательство государства - это система всех упорядоченных определенным образом законов данной страны, а также международных договоров, ратифицированных парламентом. Не обязательно, чтобы нормативные акты, входящие в состав законодательства, имели форму закона. Важно, чтобы в конституции содержалось указание на них как на имеющих силу закона. В состав законодательства допустимо включать нормативно-правовые акты президента, правительства, изданные в порядке делегирования им законодательных полномочий, т.е. переданных законодательным органом (парламентом) в соответствии с конституцией. Это - так называемое «делегированное законодательство» (Франция, Великобритания и др.). См. «Основные типы правовых систем мира». Законодательство - форма жизни права. Именно законодательство придает нормам права формальную определенность (один из признаков права). Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Если понятие системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права - его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону - форму. Между системой права и системой законодательства имеются различия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме: 1. Система права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, а система законодательства служит видимой, внешней, формой системы права. 2. Система права представляет собой совокупность правовых норм, а система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов. 3. В системе права нормы права логически распределены по отраслям, подотраслям и институтам. Как правило, нормы отраслей права - строительный материал, из которого (в разном наборе и разном сочетании) складывается конкретная отрасль законодательства. Возможен вариант, когда отрасль права имеется, а отрасли законодательства - нет (финансовое право, право человека на социальное обеспечение и др.). В этом случае отрасли права не кодифицированы, а нормативный материал рассредоточен по нескольким правовым актам, которые нуждаются в унификации. В системе законодательства нормативно-правовые акты объединены по отраслям законодательства, которые разделены на институты законодательства. Отрасли законодательства создаются как с учётом отраслевого принципа, так и без его учёта: отрасль законодательства может содержать нормы различных отраслей права (комплексные отрасли) либо создаваться на базе института или подотрасли права. Возможен вариант, когда отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство и др.). 4. Система права складывается из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод правового регулирования, а система законодательства включает отрасли законодательства, у которых отсутствует метод регулирования, а предмет регулирования не всегда однороден, как у отраслей права. 5. Система права имеет только отраслевое, горизонтальное строение, а система законодательства может иметь строение и горизонтальное (отраслевое), и вертикальное (иерархическое). В федеративных государствах существует законодательство федерации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение). 6. Первичный элемент системы права - норма права со своей структурой: гипотеза, диспозиция, санкция, а первичный элемент системы законодательства - статья закона, содержащая нормативное предписание 1, которое, как правило, не имеет всех трех структурных элементов логической правовой нормы. Нормативное предписание нередко состоит только из гипотезы и санкции; диспозиция может содержаться либо в другой статье данного закона (отсылочный способ изложения), либо в другом правовом акте (бланкетный способ изложения). Законы, включающие нормы различных отраслей права, обеспечиваются санкциями, содержащимися в иных нормативно-правовых актах (например, законы о собственности, о предпринимательской деятельности и др.). 7. Система права формируется объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства создаётся в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент. 8. Структурные элементы системы права не имеют внешних реквизитов: названий разделов, статей, глав и других частей, свойственных закону. Структурные элементы системы законодательства (нормативно-правовые акты), как правило, имеют названия разделов, глав, статей. Они могут включать в себя преамбулы, формулирование целей и принципов, общие нормативные определения, составляющие общую часть, и т.п. Система законодательства является главной, но не единственной формой существования системы права, поскольку: 1) право может существовать до законодательства, когда оно формировалось за счет обычаев, которые поддерживались только что возникшим государством (т.н. «дозаконодательное право»); 2) право существует вне законодательства: естественные права человека имеют правовой характер независимо от закрепления их в законе (т.н. «внезаконодательное право»). К «внезаконодательному праву» относятся и такие юридические формы права, как правовой прецедент, правовой обычай, правовой договор. См. о них в § «Юридические источники (формы) права». § 8. Понятие отрасли и института законодательства. Причины несовпадения ряда отраслей права Отрасли законодательства - большие объединения нормативно-правовых актов по определенным сферам правового регулирования общественных отношений, которые характеризуются единством содержания, формы и имеют системные связи между собой. Обычно отрасль законодательства «возглавляется» кодексом, который определяет юридическую целостность отрасли. Конституция служит нормативной базой формирования всех отраслей законодательства. Институт законодательства - система нормативных предписаний отрасли законодательства, которые регулируют определённую совокупность общественных отношений. Важным элементом структуры законодательства являются комплексные институты, которые объединяют нормативные предписания нескольких отраслей законодательства. Следует чётко различать отрасли права и отрасли законодательства, образующие комбинацию норм отраслей права. В недавнем прошлом эти понятия нередко смешивались и отождествлялись, поскольку «правом» объявлялись только нормы, выражающие государственную волю «господствующего класса» или «народа», закрепленную в законе. Поэтому и отраслей права существовало столько, сколько было принято законодателем нормативных актов. Между тем отрасли законодательства отнюдь не прямолинейно отражают соответствующие отрасли права. В некоторых случаях они совпадают с отраслями права (уголовное, гражданское), в других - с подотраслями права (авторское, водное законодательство). Даже институты права (напр., наследование в гражданском праве) имеют законодательство. Имеется и комплексное законодательство (хозяйственное, транспортное, военное и др.), которое содержит нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные виды общественных отношений, и потому не обладает свойственным только ему предметом и методом. Например, воздушное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием воздушного пространства. Оно содержит нормы конституционного права (устанавливается полный и исключительный суверенитет Украины над ее воздушным пространством), административного права (устанавливается порядок сертификации - письменного свидетельствования - и регистрации воздушных судов и аэродромов, правила безопасности полетов), гражданского права (регулируется перевозка пассажиров и багажа, устанавливается гражданско-правовая ответственность перевозчика за сохранность багажа и груза, а также за ущерб, причиненный пассажирам и другим лицам), трудового права (определяются права членов экипажа). Другой пример - аграрное законодательство как комплексная отрасль, представляющая собой органическую систему внутренне согласованных правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности. Число отраслей законодательства превышает число отраслей права. Так, в России в 1996 году разработан общеправовой классификатор. Он включает 38 отраслей законодательства, 7 отраслей государственной жизни (суд, прокуратура, юстиция и др.), комплексные отрасли законодательства, представляющие собой нормы нескольких отраслей, которые регулируют различные по своему видовому содержанию отношения, например, законодательство о сельском хозяйстве, законодательство по общим вопросам хозяйственной деятельности и др. Причины несовпадения ряда отраслей права и отраслей законодательства: 1. Объективная невозможность выразить содержание каждой отдельной отрасли права в одном нормативно-правовом акте. Совпадение отрасли права и отрасли законодательства возможно тогда, когда отрасль законодательства представлена актами одной юридической силы - законами, и число актов невелико (например, Уголовный кодекс). В большинстве случаев содержание отрасли права выражено через множество нормативных актов. Даже конституционное право представлено посредством сложной системы законов. 2. Зависимость системы законодательства, формирования его отраслей от целенаправленной деятельности субъектов по его систематизации, от интересов государства, потребностей юридической практики, уровня развития юридической науки, законодательной техники. 3. Переосмысление, обновление, совершенствование законодательства вследствие его переориентации на демократические ценности: а) последовательная демократизация порядка формирования и функционирования законодательных органов, их профессионализация, обеспечение высокого качества законов; б) формирование гражданского общества, правовой системы в направлении развития социального правового государства, охраны и защиты прав и свобод человека и другие. Результатом этого процесса является вплетение в правовую ткань новых теоретических конструкций, формирование новых отраслей и институтов законодательства, в том числе на базе подотраслей и институтов права, призванных создать оптимальную базу перехода к рыночным отношениям и др. 4. Ориентирование системы законодательства не только на отрасли права, но и на отрасли государственной деятельности, на государственное устройство. Это неизбежно приводит к появлению отраслей законодательства, которые не отражают отрасли права, являются комплексными. 5. Обусловленность системы законодательства формой государственного устройства страны (федерация), что предполагает наличие в каждой отрасли нормативных актов как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации. Несовпадение отраслей права и отраслей законодательства не исключает наличия позитивной тенденции к их соответствию, их «выравниванию». § 9. Структура системы законодательства. Структура системы законодательства - внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты законодательства. Структуру системы законодательства можно классифицировать по таким критериям: - предмету правового регулирования (отраслевая), - юридической силе актов (субординационная), - особенностям формы государственного устройства (государственно-организационная). Представим их на схеме: Несовпадение целого ряда отраслей права и отраслей законодательства обусловливает необходимость провести классификацию отраслевой (горизонтальной) структуры системы законодательства, установить виды отраслей законодательства с учетом степени их соответствия отраслям, подотраслям, институтам права. На схеме это выглядит так: § 10. Понятие и формы систематизации Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядочению и усовершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутренне согласованную систему. Осуществлять систематизацию нормативно-правовых актов необходимо для: - устранения противоречий между нормативными актами; - повышения качества и эффективности законодательства; - обеспечения доступности его использования гражданами, государственными органами, общественными организациями, коммерческими корпорациями. Различают три способа (формы) систематизации нормативно-правовых актов: - кодификация; - инкорпорация;
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |