Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет регулирования част­ного права




Предмет регулирования публичного права

Частное право

Публичное право

- подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

- подсистема права, регулирую­щая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные от­ношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с лично­стью их участников.

- область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, адми­ни­стра­тивных отношений, государствен­ной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и ин­ститутов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

- область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собствен­ности, свободных договорных отноше­ний, наследования, свободного переме­щения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки публичного права:

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо ме­жду частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный ин­те­рес - акцентирует внимание на запре­тах, обязанностях людей (подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и без­личные, имеющие нормативно-ориен­тирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рас­­считанных на иерархические от­ноше­ния субъектов и субординацию право­вых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

1) регулирует отношения частных лиц между собой;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на эконо­мической свободе, свободном са­моизъявлении и равенстве това­ропроизводителей, защите собст­венников от произвола государ­ства;

3) обеспечивает свободное во­ле­изъ­явление субъектов при реализа­ции своих прав;

4) предполагает широкое использо­вание договорной формы регули­рования;

5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечи­вающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитан­ных на самоответственность по своим обязательствам и дейст­виям;

7) сохраняет классическую юри­ди­ческую технику.

Методпубличного права - импера­тивный

Метод частного права - диспози­тивный

Отрасли права,
в которых началом является публичное право:

Отрасли права,
в которых началом является частное право:

- конституционное,

- административное,

- уголовное,

- финансовое,

- включающее бюджет­ное и налоговое,

- административно-процессуальное;

- уголовно-процессуальное,

- международное публичное,

- международное гуманитарное право и др.

- гражданское,

- семейное,

- авторское,

- жилищное,

- трудовое,

- гражданско-процессуальное,

- международное частное право и др.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес - область публичного права, частный - область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - неиму­щественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве - метод суборди­нации, в частном - координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное - частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобла­дают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых - диспозитивный (автономии).

Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответст­венно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов ре­гулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

Например, предпринимательское право - система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если мето­дом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равен­ство сторон-предпринимателей), то вторых - императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям - в пределах компетен­ции управленческого органа).

Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета пра­вового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регу­лирования.

В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необ­ходимый для рационального использования природных ресурсов, экономиче­ских мер регулирования качества окружающей среды.

Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (импе­ративный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

Процессуальным отраслям права - гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву - свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

§ 5. Отрасль права

Наиболее крупным элементом системы права является отрасль права.

Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридиче­ских норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общест­венных отношений специфическим методом правового регулирования.

Ведущая отрасль права - конституционное (государственное) право - сис­тема принципов и норм конституции, которые за­крепляют основы обществен­ного и государственного строя, форму правления и государственного устрой­ства, механизм осуществления государственной власти, правовое положение личности. Через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Конституционное право в вопросе взаимоотношений государства и граждан исходит из того, что права человека и гражданина не даруются государством, а принадлежат ему от рождения, выте­кают из его статуса как личности. Назначение государства - создать надлежащие условия для реализации прав и свобод человека.

Над конституционным правом как основополагающей отраслью права всей правовой системы как бы надстроены:

- с одной стороны, административное и гражданское право - две профи­лирующие отрасли, воплощающие в предмете и методе регулирования первич­ные начала публичного и частного права соответственно;

- с другой стороны, уголовное право - профилирующая отрасль, нацелен­ная в основном на выполнение охранительных задач.

Административное право - система правовых норм, регулирующих управ­ленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти, распоря­дительной деятельности государственного аппарата, его взаимоотношений с другими государственными и негосударственными организациями и гражда­нами.

Гражданское право - система правовых норм, регулирующих имуществен­ные и личные неимущественные отношения, которые складываются между фи­зическими и юридическими лицами как равноправными.

Уголовное право - система правовых норм, которые охраняют от преступ­ных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности и т.п., устанавливая меру уголовной ответствен­ности за их совершение.

Особую отрасль права составляет международное право.

Международное право - система правовых норм, которые регулируют пуб­личные взаимоотношения между государствами (международное публичное право) или частно-правовые отношения между гражданами разных стран и их объединениями (международное частное право). Международное право рас­сматривает все государства как равные, независимо от количества населения, богатства и могущества. Оно направлено на соблюдение стабильности в между­народной жизни и на поощрение торговых и иных контактов между государст­вами. Международное право имеет в своей основе международные соглашения, его нормы в случае противоречий с нормами национального права, т. е. внутрен­него права государства, обладают преимуществом.

В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения: вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела.

Предметом регулирования в международном частном праве являются от­ношения гражданско-правового характера, которые возникают в международ­ной жизни и связаны с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. По мере углубления хозяй­ственных международных связей, общения и сотрудничества организаций и фирм разных стран, отдельных граждан возрастает значение норм международ­ного частного права.

Международное публичное право и международное частное право тесно связаны, поскольку нормы этих двух отраслей права служат цели оформления мирного международного сотрудничества в разных областях.

По субординации в правовом регулировании различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государствен­ное), гражданское, административное, уголовное и др. право.

Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уго­ловному соответствуютпроцессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

Административно-процессуальное право - система норм права, регули­рующая порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления.

Гражданско-процессуальное право - система норм права, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений.

Уголовно-процессуальное право - система норм права, регулирующая по­рядок деятельности правоохранительных органов и судов в связи с раскрытием преступлений, расследованием уголовных дел, их рассмотрением в суде и выне­сением приговора

Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, от­личающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им яв­ляются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм ма­териального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права.

§ 6. Институт и подотрасль права

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Отдельными взаимосвязанными элемен­тами отрасли являются институты права.

Институт права - система относительно обособленных от других и связан­ных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений.

Институты права - необходимое звено в целостной системе права. Как пра­вило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Например, отрасль конституционного права - «институт гражданства», «институт избирательного права» и др. Отрасль граж­данского права - институты «купли-продажи», «представительства», «наследования», «возмещения вреда», «дарения» и др. Отрасль уголовного права - институт «необходимой обороны», институт «крайней необходимости», инсти­тут «задержания лица, явно совершившего общественно-опасное деяние» и др. Отрасль экологического права - институт права собственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды и т.д.

Однако институты права могут состоять из правовых норм различных от­раслей, быть межотраслевыми. Главное назначение институтов права - в преде­лах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.

Дадим классификацию институтов права.

Институты права по сфере распространения (или по составу):

- отраслевые (институт наследования);

- межотраслевые (институт ответственности за экологические правонаруше­ния, институт частной собственности).

Институты права по функциональной роли:

- регулятивные (институт мены);

- охранительные (институт уголовной ответственности).

Институты права по субординации в правовом регулировании:

- материальные (институт подряда);

- процессуальные (институт возбуждения уголовного дела).

Родственные институты одной и той же отрасли права образуют подот­расли права.

Подотрасль права - система однородных предметно-связанных институтов определенной отрасли права. Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательст­венное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право - банковское и налоговое право; экологическое - лесное, горное, водное.

§ 7. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Возможны две трактовки законодательства: широкая и узкая.

Широкая трактовка включает в понятие законодательства акты законода­тельных органов и подзаконные акты (акты органов управления и др.).

Узкая - акты законодательных органов: законы и постановления парламента о введении этих законов в действие.

В СССР под законодательством понимались все нормативно-правовые акты государства, чем снижалась значимость закона, происходила его девальвация. Закон «обрастал» подзаконными, особенно ведомственными, нормативными ак­тами и его значение как основы законности и правопорядка в государстве ниве­лировалось.

Ныне утвердилась узкая трактовка законодательства1.

Законодательство государства - это система всех упорядоченных определенным образом законов данной страны, а также международных договоров, ратифицированных парламентом.

Не обязательно, чтобы нормативные акты, входящие в состав законодательства, имели форму закона. Важно, чтобы в конституции содержалось указание на них как на имеющих силу закона. В состав законодательства допустимо включать нормативно-правовые акты президента, правительства, изданные в порядке делегирования им законода­тельных полномочий, т.е. переданных законодательным органом (парламентом) в соответствии с конституцией. Это - так называемое «делегированное законо­дательство» (Франция, Великобритания и др.). См. «Основные типы правовых систем мира».

Законодательство - форма жизни права. Именно законодательство придает нормам права формальную определенность (один из признаков права).

Система права и система законодательства соотносятся между собой как со­держание и форма. Если понятие системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права - его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону - форму.

Между системой права и системой законодательства имеются разли­чия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме:

1. Система права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, а система законодательства служит видимой, внешней, фор­мой системы права.

2. Система права представляет собой совокупность правовых норм, а сис­тема законодательства - совокупность нормативно-правовых актов.

3. В системе права нормы права логически распределены по отраслям, подотраслям и институтам. Как правило, нормы отраслей права - строитель­ный материал, из которого (в разном наборе и разном сочетании) складывается конкретная отрасль законодательства. Возможен вариант, когда отрасль права имеется, а отрасли законодательства - нет (финансовое право, право человека на социальное обеспечение и др.). В этом случае отрасли права не кодифициро­ваны, а нормативный материал рассредоточен по нескольким правовым актам, которые нуждаются в унификации.

В системе законодательства нормативно-правовые акты объединены по отраслям законодательства, которые разделены на институты законодатель­ства. Отрасли законодательства создаются как с учётом отраслевого принципа, так и без его учёта: отрасль законодательства может содержать нормы различ­ных отраслей права (комплексные отрасли) либо создаваться на базе института или подотрасли права. Возможен вариант, когда отрасль законодательства су­ществует без отрасли права (таможенное законодательство и др.).

4. Система права складывается из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод правового регулирования, а система законодательства вклю­чает отрасли законодательства, у которых отсутствует метод регулирова­ния, а предмет регулирования не всегда однороден, как у отраслей права.

5. Система права имеет только отраслевое, горизонтальное строение, а система законодательства может иметь строение и горизонтальное (отрасле­вое), и вертикальное (иерархическое). В федеративных государствах существует законодательство федерации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение).

6. Первичный элемент системы права - норма права со своей структурой: гипотеза, диспозиция, санкция, а первичный элемент системы законодатель­ства - статья закона, содержащая нормативное предписание 1, которое, как правило, не имеет всех трех структурных элементов логической правовой нормы. Нормативное предписание нередко состоит только из гипотезы и санкции; дис­позиция может содержаться либо в другой статье данного закона (отсылочный способ изложения), либо в другом правовом акте (бланкетный способ изложе­ния). Законы, включающие нормы различных отраслей права, обеспечиваются санк­циями, содержащимися в иных нормативно-правовых актах (например, законы о собственности, о предпринимательской деятельности и др.).

7. Система права формируется объективно, в соответствии с существую­щими общественными отношениями, а система законодательства создаётся в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и по­тому включает субъективный момент.

8. Структурные элементы системы права не имеют внешних реквизитов: названий разделов, статей, глав и других частей, свойственных закону. Струк­турные элементы системы законодательства (нормативно-правовые акты), как правило, имеют названия разделов, глав, статей. Они могут включать в себя преамбулы, формулирование целей и принципов, общие нормативные опреде­ления, составляющие общую часть, и т.п.

Система законодательства является главной, но не единственной формой существования системы права, поскольку:

1) право может существовать до законодательства, когда оно формирова­лось за счет обычаев, которые поддерживались только что возникшим государ­ством (т.н. «дозаконодательное право»);

2) право существует вне законодательства: естественные права человека имеют правовой характер независимо от закрепления их в законе (т.н. «внезаконодательное право»).

К «внезаконодательному праву» относятся и такие юридические формы права, как правовой прецедент, правовой обычай, правовой договор. См. о них в § «Юридические источники (формы) права».

§ 8. Понятие отрасли и института законодательства. Причины несов­падения ряда отраслей права
и отраслей законодательства

Отрасли законодательства - большие объединения нормативно-правовых актов по определенным сферам правового регулирования общественных отно­шений, которые характеризуются единством содержания, формы и имеют сис­темные связи между собой.

Обычно отрасль законодательства «возглавляется» кодексом, который опре­деляет юридическую целостность отрасли. Конституция служит нормативной базой формирования всех отраслей законодательства.

Институт законодательства - система нормативных предписаний отрасли законодательства, которые регулируют определённую совокупность обществен­ных отношений.

Важным элементом структуры законодательства являются комплексные институты, которые объединяют нормативные предписания нескольких от­раслей законодательства.

Следует чётко различать отрасли права и отрасли законодательства, об­разующие комбинацию норм отраслей права.

В недавнем прошлом эти понятия нередко смешивались и отождествлялись, поскольку «правом» объявлялись только нормы, выражающие государственную волю «господствующего класса» или «народа», закрепленную в законе. Поэтому и отраслей права существовало столько, сколько было принято законодателем нормативных актов. Между тем отрасли законодательства отнюдь не прямоли­нейно отражают соответствующие отрасли права. В некоторых случаях они совпадают с отраслями права (уголовное, гражданское), в других - с подотрас­лями права (авторское, водное законодательство). Даже институты права (напр., наследование в гражданском праве) имеют законодательство. Имеется и ком­плексное законодательство (хозяйственное, транс­порт­ное, военное и др.), которое содержит нормы нескольких отраслей права, ре­гулирующих различные виды общественных отношений, и потому­ не обладает свойственным только ему предметом и ме­тодом.

Например, воздушное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием воздушного пространства. Оно содержит нормы конституци­онного права (устанавливается полный и исключительный суверенитет Украины над ее воздушным пространством), административного права (устанавливается порядок сертификации - письменного свидетельствования - и регистрации воз­душных судов и аэродромов, правила без­опасности полетов), гражданского права (регулируется перевозка пассажиров и багажа, устанавливается граждан­ско-правовая ответственность перевозчика за сохранность багажа и груза, а также за ущерб, причиненный пассажирам и другим лицам), трудового права (определяются права членов экипажа).

Другой пример - аграрное законодательство как комплексная отрасль, представляющая собой органическую систему внутренне согласованных право­вых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, ор­ганизационно-управленческие) общественные отношения в сфере сельскохозяй­ственной производственной деятельности.

Число отраслей законодательства превышает число отраслей права.

Так, в России в 1996 году разработан общеправовой классификатор. Он включает 38 отраслей законодательства, 7 отраслей государственной жизни (суд, прокуратура, юстиция и др.), комплексные отрасли законодательства, представляющие собой нормы нескольких отраслей, которые регулируют раз­личные по своему видовому содержанию отношения, например, зако­но­да­тель­­ство о сельском хозяйстве, законодательство по общим во­просам хозяйственной деятельности и др.

Причины несовпадения ряда отраслей права и отраслей законодатель­ства:

1. Объективная невозможность выразить содержание каждой отдельной от­расли права в одном нормативно-правовом акте. Совпадение отрасли права и отрасли законодательства возможно тогда, когда отрасль законодательства представлена актами одной юридической силы - законами, и число актов неве­лико (например, Уголовный кодекс). В большинстве случаев содержание отрасли права выражено через множество нормативных актов. Даже конституционное право представлено посредством сложной системы законов.

2. Зависимость системы законодательства, формирования его отраслей от целенаправленной деятельности субъектов по его систематизации, от интересов государства, потребностей юридической практики, уровня развития юридиче­ской науки, законодательной техники.

3. Переосмысление, обновление, совершенствование законодательства вследствие его переориентации на демократические ценности: а) последова­тельная демократизация порядка фор­мирования и функционирования законо­дательных органов, их профессионализация, обеспечение высокого качества законов; б) фор­мирование гражданского общества, правовой системы в направ­лении развития социального правового государства, охраны и защиты прав и свобод человека и другие. Результатом этого процесса является вплетение в правовую ткань новых теоретических конструкций, формирование новых от­раслей и институтов законодательства, в том числе на базе подотраслей и ин­ститутов права, призванных создать оптимальную базу перехода к рыночным отношениям и др.

4. Ориентирование системы законодательства не только на отрасли права, но и на отрасли государственной деятельности, на государственное устройство. Это неизбежно приводит к появлению отраслей законодательства, которые не отражают отрасли права, являются комплексными.

5. Обусловленность системы законодательства формой государственного устройства страны (федерация), что предполагает наличие в каждой отрасли нормативных актов как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации.

Несовпадение отраслей права и отраслей законодательства не исключает наличия позитивной тенденции к их соответствию, их «выравниванию».

§ 9. Структура системы законодательства.
Виды отраслей законодательства.

Структура системы законодательства - внутренняя организация упорядо­ченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты законодательства.

Структуру системы законодательства можно классифицировать по та­ким критериям:

- предмету правового регулирования (отраслевая),

- юридической силе актов (субординационная),

- особенностям формы государственного устройства (государственно-органи­зационная).

Представим их на схеме:

Несовпадение целого ряда отраслей права и отраслей законодательства обу­словливает необходимость провести классификацию отраслевой (горизонталь­ной) структуры системы законодательства, установить виды отраслей законода­тельства с учетом степени их соответствия отраслям, подотраслям, институтам права.

На схеме это выглядит так:

§ 10. Понятие и формы систематизации
нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядочению и усовершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутренне согласованную систему.

Осуществлять систематизацию нормативно-правовых актов необходимо для:

- устранения противоречий между нормативными актами;

- повышения качества и эффективности законодательства;

- обеспечения доступности его использования гражданами, государственными органами, общественными организациями, коммерческими корпорациями.

Различают три способа (формы) систематизации нормативно-правовых актов:

- кодификация;

- инкорпорация;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.