КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Долговременные
§ 11. Юридический факт. Юридический факт - это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно. Юридический факт - предпосылка правоотношения. Например, наличие норм права, регулирующих порядок наследования, не означает, что индивид вступил в наследственные правоотношения и получил наследство. Необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права. Функции юридических фактов: функция вовлечения субъекта права в правоотношение; функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация). Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение последних является главным следствием юридических фактов. Юридические факты классифицируются по различным основаниям. Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотношении. Так, факт смерти гражданина - обстоятельство, прекращающее правоотношения между умершим и его супругой, детьми. Одновременно это и правообразующий факт, так как по истечении определенного срока со дня смерти гражданина открываются правоотношения, связанные с реализацией права супруги, детей на наследство. См. главу «Правовое и правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность». Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом. Пример. Для зачисления в высшее учебное учреждение необходимо следующее: общее среднее образование, подкрепленное документом; успешная сдача вступительных экзаменов; документ, свидетельствующий о внесении определенной суммы за обучение (если это коммерческое учебное учреждение); приказ ректора о зачислении в вуз. Фактический состав не следует смешивать с событиями - сложными юридическими фактами. § 12. Презумпции В правовой действительности имеется феномен, который, не будучи юридическим фактом, может порождать правоотношения. Это - презумпция. Виды презумпций по факту правового закрепления: Мы ведем речь о законных презумпциях. Презумпция (лат. - предположение)- закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют юридическое значение. Презумпции - важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них: - отражаются исходные, принципиальные начала права; - заложен механизм реализации этих начал. Законные презумпции бывают двух видов: не опровержимые презумпции -не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению; опровержимые презумпции -могут быть опровергнуты в результате установления иного в отношении этих фактов. (См. ещё о презумпциях в § «Основные стадии применения норм права»). Виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты: Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются. Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе Украины закреплены такие презумпции, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств или в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника. Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.3 ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия. Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций - ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко. § 13. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей Правоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть - подчинение) - отношениями по вертикали. Правоотношения органов внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории: внешние; внутренние . Внешние правоотношения - отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства. Внутренние правоотношения - отношения внутри системы органов внутренних дел между: а) службами и подразделениями различных уровней; б) между ними и вышестоящими должностными лицами; в) по линии «начальник - подчиненный» в службе, подразделении. Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер. Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора: - договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД; - договоры на сопровождение; - договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий; - договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др. Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права: - конституционно-правовые; - административно-правовые; - административно-процессуальные; - уголовно-правовые; - уголовно-процессуальные; - уголовно-исполнительные; - гражданско-правовые; - гражданско-процессуальные и др. Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права: охранительные - основные; регулятивные. Субъекты правоотношений системы органов МВД: органы внутренних дел в целом; органы милиции как составная часть органов внутренних дел; другие структурные подразделения органов внутренних дел; отдельные должностные лица органов внутренних дел. Компетенция органов внутренних дел включает: 1. Полномочия (правообязанности): а) обеспечение личной безопасности граждан; б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; в) раскрытие преступлений; г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. 2. Предмет ведения - главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это - охрана общественного порядка); 3. Ответственность за результаты своей работы. Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами. Объекты правоотношений системы органов МВД -деятельность (поведение) участников правоотношений: 1) административно-правовых отношений - поведение гражданина и конкретного сотрудника милиции; 2) уголовно-процессуальных отношений - поведение участников уголовного судопроизводства; 3) гражданско-правовых отношений, ряда административно-правовых отношений (организационно-имущественных) - поведение участников этих отношений и имущество. Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД. Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.). Юридическими фактами в процессе общих отношений являются: (1) заявления, сообщения, жалобы граждан, организаций в связи с готовящимися и совершенными правонарушениями, которые органы внутренних дел и их сотрудники обязаны разрешить и при наличии законных оснований удовлетворить интересы заявителей; (2) обращения граждан к сотрудникам при реализации ими своих прав или исполнении обязанностей, например при получении паспорта, разрешения на прописку, на выезд в пограничную зону, на приобретение оружия; (3) выявление или установление фактов правонарушений (преступлений, проступков) и лиц, их совершивших; (4) договоры, которые заключают органы внутренних дел. Глава 19 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, НАРОДА, ГОСУДАРСТВА § 1. Правовой статус личности Правовой статус личности -система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубъектностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина - самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны1. Правовое положение человека и гражданина, как в целом, так и в отдельности, обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития общества и государства. Социальный статус личности зависит от сущности социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. На него влияют множество факторов. Основными из них являются труд и собственность как основа формирования гражданского общества. В перспективе труд (создающий для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни) и собственность (развивающаяся и приумножающаяся в многообразии форм и видов) будут определять место и роль человека в обществе, его социальный и юридический статус. Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи: 1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства. 2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности. 3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы. 4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека. В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии1. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес 1предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы. Имеются разные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи - называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус2. Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность. Однако этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная правосубъектность влияет на специальный статус, а индивидуальная правосубъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности - экономического, политического, этнического и др. Термин «правосубъектность» применяется к субъектам права - участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубъектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса. Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства (см. о правосубъектности в главе «Правоотношения. Юридические факты»). Юридическая ответственность также является элементом правового статуса, который особенно обнаруживается при анализе специального статуса должностного лица. Вторичность юридической ответственности по отношению к субъективной юридической обязанности не исключает необходимости рассматривать её в качестве структурного элемента правового статуса. Структура правового статуса личности может быть представлена в виде следующих элементов: - правосубъектность ; - права; - свободы; - обязанности; - ответственность (имеет вторичный характер - реализуется в результате совершенного правонарушения или в связи с невыполнением компетенции либо превышением её объёма. В последнем случае речь идёт о правовом статусе должностного лица). Правовым статусом обладает любое лицо, обособленные группы лиц, а также совокупность всех лиц в обществе в целом - гражданское общество (народ). См. § «Правовой статус народа (гражданского общества)». Виды правовых статусов личности:
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |