КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каково соотношение правоспособности и дееспособности у юридического лица?
В юридической науке долгое время господствовала точка зрения о том, что правосубъектность юридического лица отличается от правосубъектности физического лица. Считалось, что у юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно и не могут быть ограничены, тогда как у физического лица правоспособность и дееспособность возникают не одновременно и дееспособность ограничивается. Однако сложившееся ранее представление о полном совпадении правоспособности и дееспособности юридического лица не оправдывает себя в настоящее время - в условиях трансформации общества к рыночным отношениям. Оказалось, что юридическое лицо не всегда без всяких условий может использовать те права, которыми обладает. Дееспособность юридического лица может изменяться без изменения его правоспособности. Так, предприятие-должник не имеет возможности реализовать свои права по собственному усмотрению. Его дееспособность ограничивается. Эту ограниченную дееспособность юридического лица-должника восполняет (например, согласно законодательству России) арбитражный управляющий, который имеет широкие правомочия по управлению предприятием-должником. Своими действиями он даёт возможность предприятию-должнику участвовать в гражданском обороте посредством совершения всех, не запрещенных законом сделок. Следовательно, правоспособность и дееспособность юридического лица как субъекта правоотношений (например, коммерческой организации) не совпадают полностью, как не совпадают правоспособность и дееспособность физического лица. Правда, у коллективных субъектов правоотношений (юридических лиц) такое несовпадение правоспособности и дееспособности является исключительным.
§ 8. Компетенция государственного органа У каждого юридического лица имеется два блока компетенции: Первый блок составляет его правосубъектность как юридического лица - некоммерческого либо коммерческого (определяется в момент создания и регистрации; у коммерческой организации она может быть изменена в течение деятельности: а) добровольно по её решению; б) принудительно по решению уполномоченного государственного органа). Второй блок - специальная компетенция (лат. competentia - способность, ведение, принадлежность по праву), состоящая в праве в определенных пределах вести профессиональную деятельность. Например, объем специальной компетенции коммерческого банка определяется двумя способами: путём перечисления в законе банковских операций, которые банки могут совершать, и установление запретов для деятельности банков; путём выдачи лицензии на банковскую деятельность конкретному банку. Специальная компетенция коммерческой организации выражается в праве вести профессиональную предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Иное дело - компетенция государственного органа: в ней проявляется специальная правосубъектность государственного органа как коллективного субъекта правоотношений. Устанавливая компетенцию каждого из органов, государство производит не только «разделение труда» между ними, но и разделение государственно-властных полномочий. Компетенция государственного органа (правительство, министерства, парламент, органы суда, милиции, прокуратуры и др.) -закрепленная законом (или иным нормативным актом) совокупность его властных полномочий (прав и обязанностей), ответственности и предмета ведения1. На схеме компетенцию государственного органа можно изобразить так:
Юридические полномочия (правообязанности) государственного органа или его должностного лица - вид и мера властного воздействия на участника правового отношения с целью реализации предписания правовой нормы, достижения определенного социально-полезного результата. Воздействие направлено на удовлетворение притязаний уполномоченного субъекта либо на виновное лицо. Юридические полномочия не могут быть представлены в виде одного только права или только обязанности. С одной стороны, при исполнении полномочий государственным органом и должностными лицами центр тяжести в соотношении прав и обязанностей находится на обязанностях, поскольку за их неисполнение наступает привлечение к юридической ответственности. С другой стороны, государственный орган и должностные лица имеют право требовать соответствующего поведения от других органов и лиц, а также их невмешательства в сферу своей компетенции, которая установлена государством. Поэтому юридические полномочия предстают как определенные правообязанности (соединение прав и обязанностей) - исполняются возложенные обязанности путём использования наделенных прав. При формулировании полномочий законодатель в одних случаях может перенести центр тяжести только на права, в других - только на обязанности. Властные полномочия государственного органа выражаются, например, в праве издавать правовые акты - нормативные и индивидуальные, подписывать гражданско-правовые договоры, в возможности обеспечивать исполнение и соблюдение правовых актов принудительными средствами (см. § «Государственная служба…» главы «Механизм и аппарат государства»). В правовом государстве каждый государственный орган и его должностные лица обладают компетенцией, которая определяется в нормативно-правовых актах, и обязаны действовать в ее пределах. Так, компетенция главы государства, высших органов власти и управления определяется конституцией, а иных государственных органов - законами и положениями об этих органах. Компетенция государственных органов имеет специальный характер и не является равной для всех органов государства. Порядок установления и объем компетенции зависят от того, к какому звену государственного аппарата относится государственный орган - законодательной, исполнительной, судебной власти либо органам прокуратуры и др.
В отличие от индивидуальных субъектов, правовой статус коллективных субъектов - государственных органов как субъектов правоотношений ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются. Специфика выполнения полномочий государственными органами состоит в том, что они действуют в подсистеме публичного права(конституционное, административное право), для которого характерен императивный метод - юридической субординации и подчинения. С одной стороны - это вопросы компетенции государственных органов и должностных лиц, обладающих правомочиями на издание в одностороннем порядке индивидуального предписания с определением прав и обязанностей подчиненных и подотчетных лиц; а с другой - пассивной правосубъектности подчиненных и подотчетных лиц, их обязанностей и ответственности. Воля подчинённых не является определяющей для издаваемого индивидуального акта. § 9. Объекты правоотношений Объекты правоотношений - материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Различают такие виды объектов правоотношений: 1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи - предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним относятся средства производства, предметы потребления. Ценности - деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование - это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира; 2) услуги производственного и непроизводственного характера -выполнение работы, обусловленной договором или контрактом, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строительство, исполнение песни на праздничном концерте и др.;
3) продукты духовного и интеллектуального творчества - произведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр., Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права - граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный; 4) личные неимущественные блага - жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образование. Между гражданином, который приобрел путевку в санаторий, и администрацией санатория возникает правоотношение, его объект - здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п. Объект правоотношения - это то, ради чего оно возникает. Если объект права - общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирования, то объект правоотношения - уже конкретнее - частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц. Человек не может быть объектом правоотношения. § 10. Виды правоотношений Сложные правоотношения могут быть смешанными: здесь объединяются правоотношения пассивного и активного типа, относительные и абсолютные. Виды правоотношений по отраслям права: - конституционно-правовые (отношения гражданства); - административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога); - гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг); - трудовые (отношения по трудовому договору) и др. Виды правоотношений по субъектам: между субъектами федерации (в федеративном государстве); между гражданами государства; между гражданином и государством; между юридическим лицом - субъектом частного права и государственным органом; между государственными органами; между органом государства и служебными лицами, в рамках которого они обязаны выполнять распоряжения руководителя данного органа, и др. Виды правоотношений по количеству субъектов: простые - не разделенные на составные части (как правило, между двумя субъектами); сложные - включающие в себя систему самостоятельных правоотношений (как правило, между тремя и более субъектами). Виды правоотношений по распределению прав и обязанностей между субъектами: односторонние -каждая из сторон имеет либо права, либо обязанности (договор дарения, договор займа); двусторонние - каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (договор купли-продажи). Виды правоотношений по волеизъявлению сторон: - договорные -изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон. Имеют место, главным образом, в сфере частного права (горизонтальные правоотношения); - управленческие - достаточно изъявления воли только управомоченной стороны. Имеют место, главным образом, в сфере публичного права (вертикальные правоотношения). В последнее время стали выделять комплексные правоотношения - в предпринимательском праве, где сочетаются начала публичного и частного права (горизонтально-вертикальные правоотношения). Виды правоотношений по сроку действия: кратковременные,
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |