Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подлежащие ратификации 1 страница




Собственно конституция, конституционные законы, а также вносимые в них изменения и дополнения составляют юридическую конституцию страны (предписывает то, что должно быть). Она может как совпадать, так и расходиться сфактической конституцией или конституцией в материальном смысле (то, что есть).

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования - особая сфера;

в) порядком принятия - особая процедура.

Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине - 2/3,в России - 3/4)1.

3. Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная группа законов, которые принимаются простым большинством голосов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являются следующие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяющиеся на всех.

Общие законы могут быть:

- кодификационные 1(например, Уголовный кодекс, Гражданский Кодекс и др.);

- текущие (например, Закон о выборах);

б) специальные законы - законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяющиеся на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

4. Обеспечительные (оперативные) законы - нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнестизаконы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные - законы, действующие без ограничения срока­;

2) временные - законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

- принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

- принятые законодательным органом государства.

Виды законов по границам действия:

- законы Украины;

- законы Автономной Республики Крым.

Виды законов по структурной форме:

- кодифицированные;

- некодифицированные.

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

- конституционно-правовые;

- гражданско-правовые;

- административно-правовые и т.п.

Имеются и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

- законы в области регулирования экономики;

- законы в области регулирования политики;

- законы в области регулирования социальной сферы;

- законы в области регулирования военной сферы и др.

См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить следующие:

 разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;

 приведение текущих законов в соответствие с Основным Законом;

 адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.

§ 7. Конституция - основной закон гражданского общества и государства

Само понятие конституции в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с развитием буржуазных отношений, утверждением у власти буржуазии, формированием гражданского общества, возникновением буржуазного государства. Исключительность конституции как правового документа состоит, прежде всего, в том, что в своих лучших исторических образцах она является актом не столько государства, сколько гражданского общества. Именно рожденные гражданским обществом конституции и сегодня являются образцом для конституционного законотворчества молодых государств.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, однако в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова: цельный основной закон, регулирующий как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Если современная Великобритания имеет некодифицированную конституцию, которую составляют многочисленные не связанные между собой акты, принятые с XIII по XX вв., то первой кодифицированной конституцией (представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США 1787 г., которая действует и сегодня. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г. В Украине была разработана, но не стала действующей Конституция Филиппа Орлика 1710 г.

Конституция Украины в соответствии с её ст.160 вступила в действие в день её принятия Верховной Радой Украины - 28 июля 1996 года. Моментом вступления в действие Конституции Украины является оглашение результатов голосования за проект Конституции Украины в целом на пленарном заседании Верховной Рады Украины.

Конституция - основной закон гражданского общества и государства, обладающий высшей юридической силой, посредством которого (в соответствии с многовековым опытом и устремлениями народа) учреждаются основы общественного и государственного строя и механизмы их действия, направленные на укрепление государства и обеспечение прав и свобод граждан.

Основные общесоциальные признаки (свойства) конституции:

1. Конституция имеет основополагающий, учредительный характер: закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его форму правления, форму национально-территориального устройства, организацию и систему государственной власти и местного самоуправления, учреждает принципы их функционирования, определяет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, создаёт политико-правовые условия формирования структур гражданского общества, устанавливает принципы законности и правопорядка.

2. Конституция имеет всеобъемлющий объект регламентации и влияния. Так, Конституция Украины 1996 года качественно отличается от предыдущей Конституции УССР охватом регулирования широкого круга общественных отношений - политических, социальных, духовно-культурных, закреплением нового статуса личности и гражданина, общества и государства, органов государственной власти и самоуправления, принципов работы государственного аппарата и др. Конституционные нормы являются исходными­ (первичными), основополагающими началами для деятельности государственных органов и должностных лиц, политических партий, общественных организаций и граждан.

3. Конституция имеет народный характер: выражает интересы гражданского общества (народа) и должна служить ему. Она является, прежде всего, конституцией гражданского общества, а не только государства.

4. Конституция имеет гуманистический характер: рассматривает права человека как важнейшую ценность непосредственно для самого человека. В ней воплощены мировые стандарты прав человека, установлены пределы вмешательства государства в част­ную жизнь гражданина, механизмы обеспечения его прав и свобод. В основу определения прав и свобод человека и гражданина в Конституции положено понятие человеческого достоинства.

Ценно, что Конституция Украины установила незыблемость гуманистического принципа в будущем: при принятии новых законов или внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (ст.22).

5. Конституция имеет реальный характер: фиксирует фактически существующую систему общественных отношений, правопорядок, которые сложились на момент ее принятия.

6. Конституция имеет прогностический характер: содержит значительный потенциал развития основных институтов гражданского общества, демократических институтов публичной власти. В основу перспективной концепции Конституции Украины положены достижения отечественной и мировой конституционно-правовой мысли и практики. Например, построение демократического, социального, правового государства. Конституция является своеобразным политико-юридическим путеводителем, компасом общественных отношений.

7. Конституция имеет наиболее стабильный характер по сравнению сдругими законами.

Юридические признаки (свойства) конституции как основного закона:

1. Конституция является актом высшей юридической силы (верховный акт). На ее основе должны приниматься законы и другие нормативно-правовые акты, а также заключаться и ратифицироваться международные договоры.

2. Конституция представляет собой базу для текущего законодательства иформирования правовой системы государства. Текущее законодательство развивает положения конституции. Как юридическая база законодательства конституция - сердцевина всего правового пространства страны, исток формирования ее правовой системы, ориентир её совершенствования. Её верховенство в национальной правовой системе заключается в определении взаимосвязи и согласованности направлений развития правовой культуры, юридической практики и других звеньев правовой системы, стимулировании гармонизации отраслей права и систематизации законодательства.

3. Конституция содержит нормы прямого действия, соответствующие основным стандартам современного международного права и не требующие каких-либо дополнительных законов и постановлений для их применения. Прямое действие конституции свойственно не только Конституции Украины, но и Конституции Автономной Республики Крым (принята в 1998 г., вступила в действие в 1999 г.), нормы которой являются нормами прямого действия в пределах её территории. Прямое действие Конституции служит гарантом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Так, Конституция Украины гарантирует гражданам право обращаться в судебные органы страны для защиты своих интересов (ст.8), а также в соответствующие международные организации. Для реализации ст.55 Конституции Украины, которая гарантирует право на обжалование в суде действий любых должностных и служебных лиц без ограничений, не требуется обращаться к специальному закону.

4. Конституционные нормы обладают более высокой степенью нормативной концентрации и ценностной ориентации, чем совмещенное действие конституционных и текущих норм. Конституционные нормы не растворяются в комплексе последних, а имеют определяющее значение в нормативной регламентации общественных отношений.

5. Конституция имеет особую процедуру принятия и изменения. Для Конституции Украины она определена в разделе XVIII (2/3 квалифицированного большинства).

6. Конституция имеет сложный двухуровневый механизм собственной реализации: а) уровень реализации конституции в целом; б) уровень реализации её конкретных норм.

Строгое и точное соблюдение конституции - наивысшая норма поведения всех граждан, общественных объединений, коммерческих организаций, государственных органов и должностных лиц.

§ 8. Действие нормативно-правового акта во времени

Закон, как и любой нормативно-правовой акт, имеет пределы своего действия в трех «измерениях»:

1) во времени, т.е. ограничен периодом действия, когда закон имеет юридическую силу;

2) в пространстве, на которое распространяется действие закона;

3) по кругу лиц, которые подпадают под влияние закона: на основе закона у них возникают юридические права и обязанности.

Начальным и конечным моментами действия закона во времени являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Следует отличать момент (день) вступления закона в действие от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, т.е. подписания закона.

Законы начинают действовать:

1. С момента принятия (например Конституция Украины);

2. С момента опубликования;

3. Со времени, которое обозначено в самом законе;

4. Со времени, которое указано в постановлении о порядке введения закона в действие. В Украине, как правило, начало действия закона определяется в специальном постановлении Верховной­ Рады о порядке его введения в действие: со дня опубликования либо с момента наступления оговоренного в постановлении определенного условия (принятия иного закона и др.). Например, вместе с опубликованием Закона Украины «О государственной тайне» от 10.03.1994 г. было опубликовано Постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О государственной тайне», где сказано, что он вступает в действие со дня опубликования;

5. Законы, в которых не указано время приобретения действенности, и не было постановления о порядке введения их в действие, вступают в силу по всей территории Украины одновременно по истечении 10-дневного срока со дня официального опубликования. Законы должны быть опубликованы не позднее 15-дневного срока после их подписания и принятия к исполнению Президентом Украины;

6. Законы (решения), принятые в результате референдума, вводятся в действие с момента их опубликования, если в них самих не определен другой срок. Датой принятия закона (решения) является день проведения референдума.

При всех условиях закон вступает в действие не ранее даты опубликования.

Согласно Конституции Украины 1996 г. законы, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными (ст. 57).

Вступление закона в действие происходит в соответствии с тремя принципами:

немедленное действие

- когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи только «вперед»; все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает;

обратное действие (обратная сила) закона

- когда закон распространяется на все случаи и «вперед» и «назад», т.е. на случаи, которые происходили раньше, в прошлом, до введения закона в действие.

Общим является правило: закон обратной силы не имеет. Это правило придает определенность и стабильность общественным отношениям. Граждане в своих поступках ориентируются на действующие законы. Они могут рассчитывать на будущие законы в конкретных поступках сегодняшнего дня. Потому новые законы не должны распространяться на старые жизненные ситуации: это вызвало бы хаос в обществе.

Исключения из этого правила редки и допускаются:

а при наличии указания в законе о предоставлении ему (либо отдельным статьям) обратной силы;

б в общем правиле о непременном придании обратной силы уголовному закону, отменяющему или смягчающему уголовную ответственность.

Это правило имеет гуманистическую направленность. Оно зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. Должно быть воспроизведено в уголовных кодексах стран, подписавших этот международный документ. В ст. 15 этого пакта, в частности, говорится: «...не может назначаться более тяжелое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника».

В соответствии с Международным пактом 1966 г. ст. 58 Конституции Украины 1996 г. закреплено: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения».

Переживание закона

- когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового акта (закона) должен продолжать действовать по отдельным вопросам. Например, после распада СССР Верховной Радой Украины 12.09.1991 г. принято постановление о порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР, если соответствующие вопросы не урегулированы законодательством Украины, при условии, что эти общесоюзные акты не противоречат Конституции и законам Украины.

Законы утрачивают действие с:

 истечением срока, на который они были приняты;

 изменением обстоятельств, на которые они были рассчи­таны;

 прямой отменой (приостановлением действия) данного закона другим законом или специально предназначенным актом (в Украине закон может быть отменён решением Конституционного суда в случае признания его несоответствия Конституции Украины).

 фактической отменой, когда принят новый закон по тому же вопросу, а старый формально не отменен.

§ 9. Действие нормативно-правового акта
в пространстве

Действие нормативно-правового акта в пространстве может быть территориальным и экстерриториальным.

Территориальное действие нормативно-правового акта очерчено территорией государства (Украина) или отдельного региона (Крым) и определяется государственным суверенитетом.

Нормативно-правовые акты Украины распространяются на территорию всей страны, нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым - на собственную территорию в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым от 21.10.1998 г.1

Под территорией государства понимается его:

 сухопутное пространство - земная территория;

 водное пространство - внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль;

 воздушное пространство над государственными границами - на высоте до 35 километров;

 недра;

 военные и торговые суда в открытом море;

 воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Украины;

 космические объекты под флагом и гербом государства;

 трубопроводы;

 подводные кабели и нефтяные морские вышки;

 территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

Экстерриториальное действие нормативно-правового акта регулируется международными договорами и предусматривает распространение законодательства данного государства за пределами его территории.

Оно известно как право экстерриториальности государств -порядок, в соответствии с которым учреждения или физические лица, находящиеся на территории другого государства, рассматриваются как пребывающие на собственной национальной территории и подчинены законам и юрисдикции собственного государства. Правом экстерриториальности пользуются военные суда и самолеты, которые с разрешения государства пребывания находятся на ее территории, но рассматриваются как часть территории государства флага или опознавательных знаков.

Право экстерриториальности всегда использовалось для обоснования дипломатических привилегий и иммунитетов - особенных прав и привилегий, которыми наделяются дипломаты и члены их семей1. Имеется немало случаев, когда политические и государственные деятели, которые преследовались по закону своей страны, прятались в посольствах и миссиях других государств, пользуясь их правом экстерриториальности (в частности правом неприкосновенности помещения). Ныне экстерриториальность такой функции не выполняет, поскольку это может привести к расширенному толкованию дипломатических привилегий и иммунитетов.

Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан.

Что такое все лица?

Все лица:

 граждане государства;

 иностранцы;

 лицабез гражданства (апатриды)2;

 лица с двойным гражданством (бипатриды);

 все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Виды законов в действии по кругу лиц:

1. Общие - рассчитаны на всё население. Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяются на граждан государства независимо от места их нахождения (за границей);

2. Специальные - рассчитаны на определённый круг лиц. Некоторые законы распространяются на всех индивидуальных и коллективных субъектов. Другие - только на конкретную категорию лиц (пенсионеров, военнослужащих, врачей, учителей и т.п.). Их действие в пространстве и по кругу лиц не совпадает.

Иностранные граждане и лица без гражданства уравнены в правах и обязанностях с гражданами государства, за некоторыми исключениями. Им не предоставляются отдельные права и на них не возлагаются определенные обязанности: избирать и быть избранными в государственные органы страны, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах (см. ст. 24 и другие Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 01.02.1994 г.).

3. Исключительные - делают изъятия из общих и специальных. Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане (члены экипажей военных кораблей, военнослужащие воинских частей и др.), находящиеся на территории не собственного государства, наделены иммунитетом - дипломатическим, консульским и др. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью.

Так, работники дипломатических представительств обладают дипломатическими иммунитетами (исключение из сферы действия юрисдикции страны пребывания; неприменение к ним средств принуждения, санкций, предусмотренных национальным правом) и дипломатическими привилегиями (личные льготы, преимущества). Дипломатические агенты и их жилища являются неприкосновенными. Они освобождаются от уголовной, административной, гражданской и какой-либо иной ответственности перед государственными органами страны пребывания в отношении служебной деятельности. Имеют фискальный (налоговый) иммунитет, а также право на беспошлинный провоз багажа и освобождение от его досмотра и др. Дипломатических агентов можно объявить персоной нон-грата, но к ним не могут быть применены меры ответственности и другие меры государственного принуждения.

Несколько меньший объём консульских иммунитетов и привилегий. Иммунитетом пользуются также служащие международных организаций на основе уставов этих организаций или специальных соглашений.

§ 10. Понятие подзаконного нормативно-правового акта.

Подзаконный нормативно-правовой акт - акт, который издается в соответствии с законом, на основе закона, для конкретизации законодательных предписаний и их трактовки или установления первичных норм.

Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшую юридическую обязательность. Они обладают необходимой юридической силой. Правда, их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это свойственно законам. Однако они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования, поскольку обеспечивают выполнение законов путем конкретизированного нормативного регулирования всего комплекса общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты различаются по юридической силе. Юридическая сила подзаконных нормативных актов зависит от положения органов государства, издающих эти акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов. Акт нижестоящей государственной инстанции должен находиться не только «под законом», но и «под» нормативными актами всех вышестоящих государственных органов, которым он призван соответствовать. Например, акты Министерства образования должны соответствовать не только Закону об образовании, но и нормативным документам Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов.

В зависимости от характера принимаемых норм (первичных или вторичных) подзаконные нормативные акты центральных государственных органов можно разделить на две категории (группы):

Обратим внимание на понятие института контрассигнации. Указы и распоряжения Президента имеют подзаконный характер и скрепляются, как правило, подписями премьер-министра и министра, ответственного за акт и его исполнение1.

Скрепление подписью правового акта называется контрассигнацией (контрассигнатурой, контрассигнованием) - от лат. contra- против + siqnare- подписывать; ему соответствуют: countersiqn (англ.), сontresiqner (франц.). Контрассигнация - правовой институт, сущность которого состоит в том, что лицо (премьер-министр или министр), скрепившее своим именем акт главы государства, берет на себя политическую и юридическую ответственность за этот акт, а глава государства персональной ответственности не несет. Наличие института контрассигнации свидетельствует о том, что президент имеет определенную зависимость от правительства, а последнее - политическую ответственность перед парламентом.

Применение института контрассигнации возможно:

а) в отношении круга правовых актов главы государства, четко обозначенного конституцией (и законами);

б) только официальными лицами, определенными конституцией.

Например, ст.6 Закона о Конституционном суде Украины от 06.10 1996 года определяет, что назначенным на должность судьи Конституционного суда считается лицо, о назначении которого «издан Указ Президента Украины, скрепленный подписями Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины». В приведенном примере речь идет об участии трёх должностных лиц в принятии решения по данному вопросу - о процедуре совместного подписания акта, которое придает ему юридическую силу, и о разделении ответственности между ними. Неприменение института контрассигнации в отношении определенного вида актов главы государства можно рассматривать и как признак более широких его полномочий, и как презумпцию возложения на него личной юридической и политической ответственности за издание актов на основании осуществления главой государства своих самостоятельных полномочий.

§ 11. Ведомственный акт

Ведомственный акт - подзаконный нормативный акт (указ, инструкция, нормативный приказ и др.), издающийся в пределах компетенции того или иного органа исполнительной власти (министерства, комитета, ведомства), содержащий вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение.

Ведомственные акты (акты конкретных министерств, комитетов, фондов и др.) имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение:

1) издаются по вопросам, отнесенным исключительно к их ведению;

2) распространяются на лиц, которые входят в сферу их ведения, т.е. находятся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данных ведомств. Например, приказ МВД Украины от 6 сентября 1997 года № 600 «Об установлении поощрительного знака отличия МВД Украины «Крест Славы» распространяется только на работников системы МВД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.