Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксеологический (оценочный). 2 страница




1) накопление правовых знаний, правовой информации;

2) превращение накопленной информации в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;

3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.

Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.

Правовая воспитанность - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции.

§ 3. Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч)

Правовой всеобуч - единая общегосударственная система изучения законодательства, которая охватывает все слои населения, всех государственных служащих. Правовой всеобуч и правовое образование - по сути одно и то же. Правовое образование, как и правовое воспитание, представляет собой процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания у граждан уважения к закону, к правам человека, небезразличного отношения к нарушениям законности и правопорядка. Правовое образование - необходимый элемент правовой культуры, условие правовой воспитанности личности. На всех уровнях образования должно проводиться правовое обучение.

Структура образования включает образование: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное, аспирантуру, докторантуру, самообразование1.

В Украине разработана «Программа правового образования населения», которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.1995 г., где, в частности, подчеркивается, что правовое образование является обязательным для всех дошкольных воспитательных, средних образовательных, высших учебных заведений, учебных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, т.е. внимание акцентируется на преемственности в деле правового образования.

В связи с необходимостью повышения правовой культуры депутатского корпуса всех уровней, а также работников исполкомов Советов народных депутатов и государственной администрации, возникла необходимость в их профессиональной правовой подготовке.

Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость в правовом образовании руководителей, специалистов, должностных лиц коммерческих корпораций. Правовое образование долж­ностных лиц имеет целью не только овладение минимумом правовых знаний, но и отношение к их использованию: все управленческие решения должны отвечать «букве» и «духу» закона.

Функции правового всеобуча:

- правовое образование и воспитание молодежи;

- правовое образование депутатского корпуса всех уровней;

- правовое образование работников органов исполнительной власти на местах;

- правовое образование работников органов управления общественных организаций;

- правовое образование должностных лиц коммерческих корпораций - ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и иных объединений;

- правовое образование правонарушителей в местах лишения свободы и др.;

- методическое обеспечение правового всеобуча (поддержка совокупности современных принципов, форм, методов и способов правового образования и информации, активное участие в их осуществлении).

С целью эффективного решения задач правового обучения граждан необходимо объединение усилий государственных органов и общественных организаций.

Юридические учреждения (органы внутренних дел, прокуратура, суд, нотариальная контора, юридическая фирма) призваны организовать конкретное участие юристов-практиков и ученых в разъяснении населению актов законодательства, в информировании граждан о состоянии охраны правопорядка.

Наряду с обучением граждан конкретным правовым нормам важно внедрить в общественное сознание прошедшие испытание временем и проверенные практикой правовые аксиомы.

Правовые аксиомы должны включать знания о:

1) правовых стимулах - правовых побуждениях к законопослушному поведению, которые создают условия для удовлетворения собственных интересов субъекта (например, льгота, право на собственность и др.);

2) правовых ограничениях - правовых сдерживаниях противоправного поведения, которые создают условия для удовлетворения интересов контрсубъекта, охраны и защиты общества (например, ограничение дееспособности детей; установленные законом избирательные ограничения и др.).

Задача юридической науки - осуществить отбор таких юридических аксиом, следование которым исключало бы рассогласование поведения человека с законом. Задача юридической практики - внедрить их в правосознание граждан эффективной профессиональной деятельностью юриста-специалиста.

§ 4. Правовой нигилизм: истоки и пути преодоления

Одной из целей правового образования является преодоление правового нигилизма - антипода правовой культуры.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее, однако, преступный умысел.

Игнорирование закона с преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.

Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это, говоря словами А.И. Герцена, «убило всякое уважение к законности» в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.

Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР - результат определенной деформации правового сознания и правового регулирования того времени.

В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:

1) теоретической (идеологической), когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне обосновывались идеи:

а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым существенно принижалась роль права;

б) о предпочтительности всемирной пролетарской революции перед правами человека;

в) о превосходстве постановлений Коммунистической партии перед законами, о вторичности права, его отраженной реальности, обслуживающей первичные реальности - экономику и политику, и др.;

2) практической, когда в соответствии с официальной идеологией:

а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации общества, породила неверие в закон, пренебрежение им;

б) установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами, ведомственными и долж­ностными лицами, которые прикрывали нарушения законности оправдательными объяснениями типа «в интересах народа», «для выполнения плана» и другими, что породило ведомственный правовой нигилизм, а часто правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства;

в) правоприменительные и правоохранительные органы действовали в соответствии с принципом приоритета целесообразности перед правом и законом.

Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.

В настоящее время причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать:

- неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость,

- низкую правовую культуру,

- слабость механизма приведения в действие принимаемых законов и др. (См. § «Правомерное поведение. Причины, влияющие на нестабильность правомерного поведения»).

В качестве специальных средств, способствующих сведению к минимуму правового нигилизма, следует назвать:

1. Качество законов и иных нормативно-правовых актов. Обеспечение должной роли закона в системе правовых актов. Наличие стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений;

2. Авторитет государственной власти и отлаженность механизма ее действия. Наличие развитой государственной структуры, способной обеспечить исполнение права. Совершенствование системы правоохранительных органов и правоприменительной деятельности. Упрочение законности. Повышение роли суда;

3. Высокий уровень правосознания, который позволил бы закону работать. Сохранение самобытности правовой культуры. Улучшение системы правовой информации, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов. Соблюдение закона станет выгоднее его нарушения, когда укрепится надежность права, что означает, с одной стороны, защиту приобретенных прав, а с другой - возможность любого гражданина, не имеющего юридического образования, знать свои права. Надежность права предполагает также стабильность правопорядка и возможность предвидеть содержание конкретных юридических решений.

Глава 27

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

§ 1. Понятие правового регулирования
и его отличие от правового воздействия

Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования власти, а право - путем нормативного регулирования. Оно изначально призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заключенным в нем принципам свободы и справедливости.

Правовое регулирование - это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средствупорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

Признаки правового регулирования:

1. Правовое регулирование - разновидность социального регулирования;

2. С помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и долж­ного поведения;

3. Правовое регулирование имеет конкретный характер, так как всегда связано с реальными отношениями;

4. Правовое регулирование имеет целенаправленный характер - направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права;

5. Правовое регулирование осуществляется при помощи правовых средств, которые обеспечивают его эффективность;

6. Правовое регулирование гарантирует доведение норм права до их исполнения.

Не следует смешивать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие. Термин «регулирование» произошел от латинского слова «rеgulо» - правило и обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но не однозначна.

Правовое воздействие - это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств.

Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам:

1) информационному - при помощи правовых норм до участников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении;

2) ценностно-ориентационному - при помощи права осуществляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человечеством и преемственно переходящих из поколения в поколение.

Правовое воздействие во многом сводится к информативной и воспитательной роли права, усилить которую может пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:

по объему:

 предмет правового воздействия объемнее (шире) предмета правового регулирования - его составляют отношения, которые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права;

по содержанию:

 в правовом воздействии не всегда есть точная юридическая мера (кроме норм права, оно включает в себя другие социальные средства и формы влияния на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование происходит с помощью определенной правовой нормы).

По главным особенностям своего содержания правовое воздействие является не специфически правовым, а общим, в котором действует не право как совокупность норм, а «дух» права, прослеживается влияние права на систему общественных отношений, на потенциал психического склада личности, на его правовое сознание и культуру. Когда содержание права проходит через сознание людей, оно становится правосознанием. Люди должны вести себя одинаково в однотипной ситуации, если право устанавливает определенные правила поведения. Вырабатывается стандарт поведения, формируется общая нормативная культура как непосредственная предпосылка законопослушности граждан. Это и есть правовое воздействие на поведение людей.

по механизму реализации права:

 в правовом регулировании право реализуется через его механизм - систему правовых средств и форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и др.), тогда как правовое воздействие осуществляется посредством системы неюридических средств - идеологических, психологических, информационных и иных механизмов.

§ 2. Сфера, основные направления
и пределы правового регулирования

Сфера правового регулирования - это совокупность общест­венных отношений, которую возможно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественных отношениях, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Не все в общественных отношениях урегулировано правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др. Составить сферу правового регулирования могут только отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сущностные, глобальные отношения, проходящие через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические и т.п.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1. Является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не естественные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2. Является той областью социального пространства, где имеются общественные отношения, которые могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3. Включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании правом (а не общественных процессов, которые протекают по объективным законам общественной жизни и не нуждаются в регулировании правом);

4. Охватывает наиболее важные общественные отношения, которые в данный момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. То есть она не статична, подвержена изменению в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5. Имеет ограниченный объем охвата (пределы правовой регламентации) и не может включать в себя те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др.). Правом не может быть регламентировано поведение человека, его мыслительная деятельность, его личная жизнь. Непосредственный труд человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей он не вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

Имеются различные классификации сфер правового регулирования.

Виды сфер правового регулирования по принципу соотношения возможного и необходимого:

- сфера возможного правового регулирования - область общественных отношений, которая может быть урегулирована правом;

- сфера необходимого правового регулирования - область общественных отношений, которая должна быть урегулирована правом.

Виды сфер правового регулирования по характеру юридической деятельности:

- сфера законодательного регулирования - область общест­венных отношений, которая фактически регламентирована правовыми нормами (законодательная деятельность)1;

- сфера правореализующего регулирования - область общест­венной жизни, в которой фактически осуществляются правовые нормы (правореализующая деятельность).

Виды сфер правового регулирования по определённым блокам общественных отношений:

1. Сфера экономических, главным образом имущественных, отношений: производство, обмен, распределение. Эти отношения (собственности, распределения, обмена, оплаты труда и т.п.) составляют экономическую основу общества, его каркас, и нуждаются в упорядочении;

2. Сфера политических, главным образом управленческих, отношений внутри страны и на международной арене. Эти отношения (управления делами общества и государства со стороны граждан, государства, его органов) составляют политическую основу общества, охватывают три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судебную. Управление обществом осуществляется с помощью механизма субординации (господства - подчинения). В той части, где управленческие отношения совпадают с имущественными (управление экономикой), они относятся к первому блоку;

3. Сфера социально-культурных, в том числе личных неимущественных, отношений относится к области здравоохранения, просвещения, культуры, науки, социального обеспечения. Её составляют отношения (по поводу образования, медицинской помощи, научной деятельности, занятия спортом и т.п.), которые регулируются правом и не входят в сферу экономических и политических отношений, вытекают из охраны и защиты личных прав и достоинства граждан;

4. Сфера судебных и правоохранительных отношений, т.е. отношений по охране (предотвращению и пресечению нарушений) общественного порядка. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура, суд.

Сфера правового регулирования подвержена изменению: в зависимости от задач изменяется содержание правового регулирования, сужается или расширяется его сфера1.

Урегулированность правом поведения людей происходит через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности.

Основные направления правового регулирования:

1) закрепление и охрана новых общественных отношений. Например­, в Украине на конституционном уровне закреплено право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, право на предпринимательскую деятельность, право частной собственности; охрана окружающей среды, изобретения, авторства и т.п.;

2) запрещение определенных общественных отношений и поведения. Например, посягательство на конституционный строй, брак между родственниками, основание коммерческих банков должностными лицами правоохранительных органов, создание партий в воинских формированиях и др.;

3) изменение характера отношений в определенной сфере. Например­, развитие фермерского хозяйства наряду с колхозами и совхозами и др.;

4) стимулирование развития определенных общественных отношений. Например, стимулирование государством индивидуального строительства домов при помощи кредитов;

5) с одействие (при помощи новых законов) возникновению и формированию новых отношений и общественных явлений. Например, законом Украины о референдуме вводится новое общественное явление - инициативная группа всеукраинского референдума. Она создается на собрании граждан Украины, в котором принимает участие не менее 200 лиц, обладающих правом на участие в референдуме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.