Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 1 страница




«Властные нормы» (отрасль государственного и административного права) требуют, чтобы правитель был мусульманином. В число полномочий главы государства входит защита интересов ислама и контроль над выполнением правоверными религиозных обязанностей.

Судебное право (в том числе процессуальные правовые отрасли) включает нормы о возможности только мусульманина занимать должность судьи. Доказывать свою невиновность можно принесением клятвы именем Аллаха. В отдельных случаях (при обвинении мужем своей жены в супружеской неверности) достаточно свидетелю-мусульманину дать религиозную клятву, чтобы её признали юридическим фактом. При вынесении решения судья может руководствоваться нормами мусульманского права, разработанными различными мусульманскими правовыми школами, что дает ему свободу широкого усмотрения.

Международное право имеет в своей основе религиозную идею о существовании двух «миров» - «мира ислама» и «мира войны». В соответствии с ней регулируются международные отношения. Внешняя политика ориентируется на «мир ислама» и основана на «мусульманской солидарности», состоящей в защите интересов всех мусульман, включая и проживающих в других государствах. «Институт джихада», который до сих пор не утратил своего значения, требует вести войну с отступниками ислама или «неверными», которые выступают против мусульман.

В ХХI век мусульманские страны вступают с системой отработанных (с разной степенью совершенства содержания и механизма реализации) отраслей и подотраслей права - уголовного, брачно-семейного, наследственного, обязательственного, права собственности, системы судоустройства и др. Ныне активно развиваются такие отрасли права как конституционное, административное, судебное, международное. У этих отраслей права разная степень обремененности религиозными мусульманскими канонами: больше - в личном и семейном праве, меньше - в уголовном и фискальном1.

§ 6. Норма мусульманского права

В отличие от романо-германского типа правовой системы, которая определяет норму права как предписание конкретного исторического законодателя, исламские правоведы рассматривают её как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило поведения имеет в основе религиозные догмы, веру, а не логические, рациональные решения. Поэтому норма права не может быть изменена, она абсолютна, ей следует подчиняться. Формулирование нормы происходит двумя путями:

(1) прямым - через откровения;

(2) опосредованным - через толкования воли Аллаха правоведами.

По мнению учёных-юристов (арабских и отечественных), по каждому случаю, не урегулированному Кораном или сунной, в мусульманском праве предусмотрены как бы две нормы:

- «истинная», которая должна быть применена, исходя из его духа (имеет «божественное» происхождение);

- реальная, применяемая муджтахидами (имеет «рациональное» происхождение).

В идеале они должны совпадать. В отдельных случаях муджтахиды (толкователи религиозных и правовых вопросов) принимают неправильные решения, что влечёт за собой противоречивость норм. Если дело решается неправильно, вина возлагается на муджтахида, а не на несовершенство мусульманского права, его пробелы.

Виды норм мусульманского права по содержанию:

1) предписания, оценивающие поступки правоверных.

Установлено пять категорий поступков: а) обязательные; б) ре­комендуемые; в) дозволяемые; г) порицаемые; д) запрещённые. К запрещенным можно отнести, например, ростовщичество, процентный заем. Правда, запрещение процентного займа можно обойти, прибегнув к двойной купле-продаже или предоставлению кредитору в качестве обеспечения возможности пользования имуществом, дающим доход;

2) нормы, формулирующие правила поведения в конкретных ситуациях, а также условия осуществления и последствия конкретных действий. Например, в качестве наказания за умышленное убийство установлена смертная казнь.

Нормы мусульманского права, в основе которых лежат религиозные указания (1-й вид), в количественном отношении уступают юридическим нормам, которые введены мусульманскими правоведами на основе приемов юридической техники и признаны государством (2-й вид). К ним относятся и нормы, определяющие конкретные институты государственной власти, включая компетенцию и порядок формирования.

Виды норм мусульманского права по степени определённости:

1) абсолютные - не допускают разных толкований, иджтихада. Это в основном правила религиозного культа и ряд норм, регулирующих взаимоотношения между людьми;

2) абстрактные - допускают разные толкования содержания, конкретизацию различных правил поведения на основе иджтихада. Без конкретизации в результате иджтихада применение этих норм (нечётких и неоднозначных) невозможно.

Виды норм по степени общности:

1) нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений;

2) казуальные нормы, возникающие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

В отличие от норм континентального права, регулятивные нормы мусульманского права не знают деления на дозволяющие, обязывающие и запрещающие. Они все - обязывающие, поскольку в их основе лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что обусловлено их религиозно-нравственной природой. Мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь.

Санкциям в нормах права уделено мало внимания. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, считается грех того, кто их нарушает.

Норма мусульманского права является гибкой. Поддерживая связь с религией, она постоянно приспосабливается к изменениям в обществе, благодаря чему сохранила авторитет всего права.

§ 7. Мусульманское право в современных правовых системах: общая характеристика

По степени сохранения мусульманского права современные правовые системы стран Арабского Востока можно классифицировать следующим образом:

1. Правовые системы, широко использующие мусульманское право (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан). В конституциях и законах заявлено о верности принципам ислама. Так, Конституция Ирана 1979 г. провозгласила страну «исламской республикой». Большинство законодательных предписаний составлены в соответствии с догмами шариата. Введены суровые наказания за нарушения его положений. По сути, шариат обладает более высокой юридической значимостью, чем закон и даже конституция.

2. Правовые системы, сузившие сферу действия мусульман­ского права, но оставшиеся верными его основным канонам (Йемен­ская Арабская Республика, Ливия, Пакистан, Судан).Эти страныв большей степени затронуты влиянием правовых систем континентального и англо-американского типа. Вместе с тем они не утратили верность Корану и другим источникам мусульманского права, более того, стремятся расширить их влияние. Наблюдается своеобразный ренессанс исламской правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям. Например, в Ливии в начале 1977 г. Коран провозглашён «законом общества», заменяющим конституцию. В Пакистане в 1977 г. создан Совет исламской идеологии с целью приведения текущего законодательства в соответствие с шариатом. Конституция Судана 1985 г., наряду с обычаем, рассматривает мусульманское право как основной источник законодательства. С 1975 г. Йеменская Арабская Республика, в соответствии с конституцией, приступила к кодификации норм мусульманского права, создав для этой цели специальную комиссию. В этой группе стран сохраняют своё значение и исламские суды.

3. Правовые системы, испытывающие умеренное влияние мусульманского права (Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт - страны Персидского залива). Конституции этих стран закрепляют мусульманское право в качестве основного источника законодательства. Примером может быть ст.7 Конституции Объединённых Арабских эмиратов. Однако влияние мусульманского права на правовые системы ограничивается рядом норм уголовного кодекса (например, наказания за употребление спиртных напитков в уголовных кодексах Кувейта 1960 г. /с дополнениями 1964 г./ и Бахрейна 1976 г.), а также регулирование правового положения имамов 1мечетей, организации хаджа2и др.

4. Правовые системы, сохранившие мусульманское право только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, - главным образом личного статуса и религиозных учреждений. Это наиболее многочисленная группа арабских стран - Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Марокко, Иордания, Алжир и др. В них, как правило, конституционно установлено, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Однако область действия мусульманского права ограничена. Предпочтение отдаётся нормативно-правовым актам государства, регулирующим широкие сферы общественных отношений. Они составлены не без заимствований норм романо-германского и англо-американского права. Объявление ислама государственной религией призвано подчеркнуть, что государство уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В этих странах мусульманские суды рассматривают дела (на основе норм мусульманского процессуального права) только для разрешения противоречий, связанных с отношениями «личного статуса».

5. Правовые системы, почти полностью отказавшиеся от основополагающих­ институтов мусульманского права, но ещё испытывающие его общее влияние главным образом в области брачно-семейных отношений (Тунис, Народная Демократическая Республика­ Йемен). В области брачно-семейных отношений законодательно запрещена полигамия, установлены равные права женщины и мужчины. Мусульманские суды ликвидированы.

6. Правовые системы, почти не сохранившие влияние мусульманского права (Турция). Конституция Турции 1982 г. объявила республику демократическим, светским и социально-правовым государством. Отсутствуют мусульманские суды. Шариат сохранил свое влияние в гражданском обществе.

Указанное разделение правовых систем на группы - в зависимости от степени сохранения в них мусульманского права - является условным. Границы между этими группами подвижны.

§ 8. Мусульманско-правовая доктрина

Как уже упоминалось, мусульманское право в традиционном виде почти не сохранилось. Оно воплощается в современную правовую систему мусульманских стран главным образом посредством доктрины, черпая идеи из постоянно развивающейся исламской религии. Благодаря религиозно-правовому сознанию мусульманина, доктрина внедряется в нормативно-правовые акты и правоприменительный процесс.

Мусульманско-правовая доктрина явилась основным источником права в процессе его развития и формирования. Ранее отмечалось, что мусульманское право создавалось богословами и правоведами различных школ-толков, которые при общности отправных позиций формулировали несовпадающие нормы в процессе решения сходных вопросов. Несмотря на то что такое разночтение не способствовало оформлению единой системы общеобязательных юридических норм, различные толки конкурировали, но сосуществовали друг с другом даже в пределах одной провинции и большого города. Именно их интерпретационная деятельность влияла на создание большей части действующего мусульманского права в рамках доктрины.

В наши дни мусульманско-правовая доктринав ряде стран остаётся главным источником права. Это - Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива. В большинстве арабских стран она играет роль формального источника права только в отдельных случаях.

Например, при отсутствии нормы семейное законодательство Египта, Сирии, Иордании, Судана, Ливана разрешает судье применять «наиболее желаемые выводы толкования Абу Ханифы». Законодательство Сомали в таком случае рекомендует пользоваться положениями шафиитской школы, законодательство Марокко, Кувейта, Ливии - выводами маликитского толкования. Поскольку в Кувейте право «личного статуса» в основном не кодифицировано, правовая доктрина признаётся ведущим источником этой отрасли права. Постановления верховного суда Саудовской Аравии от 1928 и 1930 гг. обязывали судей в своих решениях придерживаться выводов ханбалитского толкования с обязательным перечислением трудов муджахидов, из которых эти нормы заимствованы. Конституция Ирана в ст. 167 прямо указывает, что, в случае нахождения судьёй необходимой нормы в законе, ему предписывается воспринимать положения авторитетных трудов и фетв (выводов, юридических заключений) муджахидов. Такое же предписание для судей установлено в Ливии.

Однако в большинстве случаев в современных правовых системах мусульманская правовая доктрина не имеет значения самостоятельного источника (формы) права.

§ 9. Принципы права

Роль принципа в ходе формирования мусульманского права была значительной. Благодаря принципам доктрина, создаваемая различными школами-толками, приобретала общетеоретическое, методологическое значение. Принципы правового регулирования, появившиеся уже в средневековье, способствовали появлению «общей части» мусульманского права, которая существенно обогатила его структуру и содержание, придала фундаментальность и стабильность. Несмотря на то что судебный прецедент никогда не признавался мусульманской правовой доктриной в качестве источника права, развитие принципов мусульманского права благоприятствовало открытию широкого простора для судейского выбора.

В современном законодательстве мусульманских стран, как правило, отсылка к принципам права осуществляется в тех случаях, когда молчит закон. Например, в ГК Египта, Ливии, Алжира, в семейном законодательстве Ирака, Йемена (НДРЙ), Бахрейна, которые закрепили ряд мусульманских правовых норм, рекомендуется в случае их толкования обращаться к трудам авторитетных мусульманских юристов, в которых содержатся общие принципы, и применять их. В Иране конституцией утверждено положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Во исполнение этого положения издан ряд законов, которые ориентируют на использование как общих принципов, так и конкретных норм джафаритской школы, в Саудовской Аравии - ханбалитской.

Чаще всего ссылаются на принципы: «возможность изменения норм с изменением времени, места, условий»; «норма в своём существовании и исчезновении следует за судьбой своего учреждения»; «всё, что дозволено, может быть ограничено законодателем»; «необходимость не знает запретов» и др. Вся правотворческая деятельность государства оценивается с позиции этих принципов. Опираясь на них, обосновывается необходимость ограничения национализации природных богатств, ограничения собственности, наделения законодателя правом свободы в установлении меры наказания за любое преступление (кроме некоторых видов правонарушений, в отношении которых действуют положения Корана).

§ 10. Правовой обычай

Правовой обычай не входит в мусульманское право. Он признается им в качестве дополняющего источника в тех вопросах, которые мусульманское право не регулирует (например, обычаи, касающиеся суммы приданого и способов его выплаты; обычаи, регулирующие использование источника воды между земельными владениями). Ряд наций и народов (бедуины многих районов Аравии, берберы Южной Африки и др.), которые приняли исламскую религию, его догматику и культ (но не мусульманское право), продолжают и до сих пор придерживаться обычаев. Ислам распространился у этих народов только благодаря своей лояльной позиции по отношению к их обычаям.

Например, в южных районах Йемена мусульманское право традиционно используется в городах, в сельских местностях продолжают господствовать доисламские обычаи. Устойчивость обычаев (например, кровная месть, которая противоречит мусульманскому праву) была настолько велика, что после получения независимости Йемена потребовалось принятие закона об уголовной ответственности за кровную месть.

Об устойчивости правовых обычаев свидетельствует их признание в ряде стран (Иордания) в качестве источника права на законодательном уровне, а также действие судов обычного права.

§ 11. Закон. Кодификация

В XIX-XX вв. в связи с начавшимися первыми кодификационными работами закон приобрел устойчивую значимость. Второстепенная значимость закона до этого времени объясняется исламским пониманием суверена (монарха или парламента) не как господина, а как служителя права. Считалось, что монарх не законодательствует, а руководит государственной политикой и следит за правильным отправлением правосудия. Он может предписать судьям, какой из толков (путей толкования права) следует применять к определенным обстоятельствам. Так, благодаря предписаниям государственной власти, в ряде исламских стран женщине было предоставлено право на развод по суду на основаниях, предложенных разными толками. В соответствии с установлением суверена Египта суды перестали рассматривать семейные споры, если брак не был зарегистрирован в актах гражданского состояния или одна из сторон не достигла брачного возраста.

Уже в средние века высшие государственные органы пользовались ограниченными законодательными полномочиями в вопросах, которые не были урегулированы Кораном и сунной. Эти полномочия назывались «правовой практикой», которая состояла в подготовке халифами и султанами нормативных актов. Акты подлежали одобрению верховным муфтием, проверяющим их на соответствие положениям шариата. После такого одобрения нормативные акты государственной власти включались в систему норм мусульманского права.

В нормативно-правовых актах государства содержались нормы как дополняющие и конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, так и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой. Так, при султане Мехмеде Фатихе (1451-1481) были систематизированы и введены в действие два сводных закона. Второй содержал раздел об уголовных наказаниях. Шейхом Абу Саудом во времена Сулеймана Законотворца (1520-1566) был составлен неофициальный сборник фетв из различных отраслей мусульманского права. Был также подготовлен к изданию известный сборник султанских указов. Такая практика имела место в XVI-XVII вв., когда вводились законы, противоречащие мусульманскому праву. Нормы, которые содержались в этих актах, рассчитаны на использование немусульманскими судами. Закон не считался формой мусульманского права. Он рассматривался как средство, используемое для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни.

В упоминаемом выше кодификационном акте, закрепившем нормы мусульманского права в виде государственного закона, так называемом Маджали (XIX в.), утверждался обязательный характер закона для всех судебных органов государства. Статья 18 Маджали предусматривала следующее: при наличии распоряжения султана о применении по любому вопросу выводов определённого толкования мусульманского права как «наиболее отвечающего времени и интересам народа», судья должен руководствоваться исключительно толкованием султана. С принятием Маджали роль ведущего источника права постепенно перешла к закону (кодексу), принятому компетентным государственным органом и составленному по западноевропейскому образцу. В 1840 г. в Османской империи вступил в силу Уголовный кодекс, составленный под влиянием Уголовного кодекса Франции 1810 г.

В 1876 г. был принят Гражданский кодекс, составленный по французскому образцу. Действующий ныне ГК Египта 1949 г. ориентирован в основном на французский ГК. При его составлении использованы также ГК Италии 1942 г., франко-итальянский проект обязательственного права (1928 г.), французская судебная практика. В нем мало правовых норм и институтов мусульманского происхождения (институт дарения, право покупки). В Ливане в 1932 г. принят кодекс обязательственного и договорного права, разработанный французскими юристами. ГК Сирии 1949 г. текстуально воспроизводит египетский Гражданский кодекс. То же характерно для ГК Ливии и Ирака. Правда, нормы мусульманского права в этих кодексах представлены в большей степени, чем в ГК Египта.

По модели французского гражданского законодательства формируются торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы ряда стран Аравийского полуострова. Торговый кодекс дал толчок к оформлению торгового права - отрасли права, до того неизвестной мусульманскому праву. Так, в Алжире, Тунисе и Марокко торговое и обязательственное право идентично французскому. Семейные и наследственные отношения мусульман этих стран регулируются мусульманским правом.

В законах и кодексах, принятых в сфере регулирования конституционных, административных, гражданских, уголовных, процессуальных и других правовых отношений многих стран, нормы мусульманского права уступили место нормам, заимствованным из континентального или общего права.

Некодифицированными оставались вопросы семейного права и личного статуса в широком смысле. В Турции даже Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы (опубликованы в 1870 и 1876 гг. соответственно под названием «Мессель») не затрагивали вопросов личного статуса, а также семейного и наследственного права. В Саудовской Аравии попытка короля Ибн-Сауда (1927 г.) создать подобный кодекс мусульманского права на базе доктринального изложения Ибн-Таймой встретила неприятие со стороны оппозиции.

И все же в конце 20-х-начале 30-х гг. ХХ в. в исламских странах были проведены правовые реформы, которые касались семейного и наследственного права1. Однако общая активность арабских стран в реформировании этой сферы отношений приходится на период после второй мировой войны, когда процесс кодификации в целом усилился. Кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке, Южном Йемене. В Алжире законодательно реформирован режим опеки и институт безвестного отсутствия. Влияние западноевропейской правовой традиции на некогда ортодоксальные сферы мусульманского права серьёзно пошатнули его незыблемость. В Турции в результате проведенных реформ континентальное право практически вытеснило мусульманские правовые нормы.

Господство в новое время идеи модернизации по западному образцу сменилось в конце ХХ в. очередной волной исламизации2. Об этом свидетельствует норма Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. (действует ныне в редакции1989 г.) о соответствии шариату всего законодательства. Учрежден своеобразный орган конституционного контроля в Иране под названием Попечительный совет. Он образован из светских и мусульманских юристов, которые в 10-дневный срок обязаны проверять законы, принятые Исламским консультативным собранием, на соответствие критериям ислама и Конституции.

В случае несоответствия законы возвращаются в Собрание на пересмотр, и только в редких случаях при этом считаются пригодными для введения в действие. Исламизацией отмечено даже уголовное право Ирана. Однако вторжение в исламские правовые системы закона как основного источника права по примеру континентальных государств стало необратимым процессом.

Таким образом, с помощью закона государством санкционируется как доктрина, принцип, так и норма мусульманского права.

§ 12. Особенности судебной системы

В основе мусульманского правосудия лежала легенда о Мухаммеде, который сначала лично рассматривал почти все споры между членами мусульманской общины, а также между мусульманами и немусульманами. Со временем он поручал осуществление правосудия в провинциях наместникам. В те времена исламские страны не знали специально назначенного освобожденного судьи. Преемники Мухаммеда как главы государства также держали верховную судебную власть в руках, поручая наместникам разрешать конфликты между мусульманами. Намест­ники, в свою очередь, нередко передоверяли эту работу специально подобранным лицам - знатокам права. Постепенно оформился самостоятельный государственный аппарат - суд, состав которого утверждался властителем, а затем верховным судьёй, который действовал от имени властителя. Этот период приходится на правление династии Аббасидов (750-1258 гг.). Уже тогда судьи экзаменовались на предмет знания мусульманского права, их деятельность контролировалась верховным судьёй.

Мусульманские страны со времени правления династии Аббасидов создали дуалистическую судебную систему, которая сохранилась до второй половины XIX в. Её составляли два вида судов:

- «суды кади 1 », осуществляющие правосудие в соответствии с мусульманским правом. Они взывали к религиозной совести верующих и рассчитывали на добровольное выполнение ими судебных решений;

- «ведомства жалоб» - суды, действовавшие на основе обычаев и правовых предписаний (регламентов), установленных властями. Деятельность «ведомств жалоб» не придерживалась строгих норм мусульманского права. Эти суды опирались на силу государственного принуждения.

Порядок рассмотрения дел в судах имел различия. Суды светской направленности («ведомства жалоб») использовали запрещенные мусульманским правом виды доказательств, например, свидетельства, полученные под пытками. Они могли принудить стороны к мирному соглашению, вызвать свидетелей по собственной инициативе и привести их к присяге, отложить вынесение решения до окончательного рассмотрения вопроса и установления истины и др. Сфера полномочий судов кади была уже, чем «ведомств жалоб». Еще с XVI в. из ведения кади были изъяты торговые споры.

Во второй половине XIX в. суды исламских стран дифференцируются в соответствии с компетенцией на мусульманские, гражданские (светские) и консульские, а также суды персонального права для немусульман. В результате проведенной в 1840 г. судебной реформы ограничена юрисдикция мусульманских судов (создавались уголовные, торговые и другие суды, которым передавалась юрисдикция мусульманских судов). Наибольшим своеобразием характеризуется история реформирования судебной системы Египта. С 1855 г. там функционируют специальные уголовные суды, с 1876 г. - смешанные суды, созданные вместо консульских судов. Они рассматривали все вопросы вместе с иностранцами.

С середины XX в., когда большинство стран Арабского Востока получили независимость, начался новый этап развития их судебных систем. Однако и в настоящее время функционируют два вида судов: традиционные религиозные и светские.

В основе традиционных религиозных судов лежатнормы мусульманского права, большинство которых кодифицированы. Нередко действует несколько параллельных мусульманских судов различного толка - суннитские, джафаритские (Иран, Ливия), специальные суды для друзов1(Сирия, Ливан), а также - верховные мусульманские суды, исполняющие функции апелляционных инстанций (Ливан, Иордания, Ливия - в каждой из стран имеются свои особенности). Юрисдикция этой группы судов включает рассмотрение дел личного статуса мусульман и некоторые другие споры.

Приведём в качестве примера судебную систему Саудовской Аравии:

 суд первой инстанции (один кади) - решает брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры;

 общие суды (три кади) - рассматривают уголовные правонарушения;

 апелляционный суд - имеет палаты по уголовным, брачно-семейным и другим вопросам;

 Высший судебный совет - осуществляет контроль над мусульманскими судами и играет роль апелляционной инстанции по важнейшим уголовным делам.

В настоящее время многие традиционные суды пришли в упадок либо в результате их государственной ликвидации (в Турции в 1924 г.), либо самоликвидации (Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея, Мали), но не исчезли полностью.

Наряду с мусульманским правом светские суды применяют «современное право» западного образца. Роль этих судов воз­растает.

1.2. ИНДУССКОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие индусского права

Индусское право -совокупность религиозных, нравственных и правовых норм, сложившаяся на основе религии индуизма и поддерживаемая государством.

Индусское право отнесено к религиозно-общинной группе (подтипу) правовых систем по следующим причинам:

 сформировалось в Древней Индии под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений, объединённых в индуизм, и вместе с ним сохраняет до сих пор своё регулирующее значение;

 тесно связано с традиционными индусскими социальными институтами - общиной, варно-кастовой структурой, которые характеризуются как устойчивостью, так и способностью приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

Регионы распространения - Индия1и другие страны Юго-Восточной Азии (Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия). Индуизм исповедуют общины и в странах Восточной Африки (Танзания, Уганда, Кения).

В отличие от ислама и других религий, индуизм не является чётко сформулированной теологической доктриной и не требует от своих сторонников верности одному вероучению. Однако содержащиеся в нем основные положения поддерживаются большинством индусов, независимо от их религиозных пристрастий.

§ 2. Религиозные и идеологические источники
индусского права

Религия индуизма сформировалась в I тыс. н.э. в Индии в результате постепенного сближения идеологии брахманизма и религии буддизма, а также дальнейшей ассимиляции народных верований.

Одним из важных религиозно-идеологических начал индуизма является обоснование общинно-кастовой социальной структуры индийского общества, содержащееся в учении брахманизма (II тыс. до н.э.). Согласно брахманизму, существует божественное деление общества на четыре варны (касты):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.