Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 4 страница




(3) субъективные права поглощены правом общины.

Р.Давид объединяет эти особенности обычного права Африки под названием «африканская концепция социального по­рядка»1.

§ 3. Обычное право и суды в условиях
колонизации стран Африки

До колонизации стран Африки обычаи испытали влияние христианства, мусульманства, но оно не было всепоглощающим. Так как ни христиане, ни мусульмане не утвердили господство своей религии, нормы-обычаи продолжали действовать, даже если они противоречили новой вере. Вместе с тем влияние христианства и ислама сохранилось до наших дней и сказывается на характере формирования правовых систем.

Эфиопия стала христианской страной в начале IV в. Другие страны Африки и Мадагаскар - в XIX в. Среди жителей Африки 30 % - христиане. Начало распространения ислама в Африке приходится на XI в. Регионы его влияния - страны Западной Африки, лишь позднее (XIV-XV вв.) оно охватило Сомали и берега Индийского океана. 35 % населения экваториальной Африки - мусульмане. Следствием христианизации и исламизации обычного права Африки и Мадагаскара явилась утрата веры в сверхъестественное, магическое существование норм-обычаев как созданных миропорядком. Обычай стал восприниматься только тогда, когда он освящался религией. Это было первым шагом на пути постепенной утраты древних обычаев, их авторитета. Происходило ограничение сферы их влияния.

Второй шаг в вытеснении обычного права приходится на период колонизации африканских государств (XIX в. - 50-60‑е гг. ХХ в.). Насаждаются нормы и судебная система европейского права - английского, бельгийского, португальского, французского. Французское право введено во французских колониях Африки и Мадагаскаре. Бельгийское - в Конго; португальское - в Анголе и Мозамбике; общее английское право - в английских колониях; романо-голландское, а позднее английское общее право - в Южной Африке1. Без правовых норм колонизаторы не могли создать необходимую систему производственных отношений, которая обеспечивала бы приток сырья, сбыт продукции и т.д. Обычное право не могло дать необходимой правовой базы, поэтому право заимствовалось у Запада. Это касается, прежде всего, торгового, акционерного, патентного, морского, трудового2права. Стали применяться иностранные кодексы - французский Уголовный кодекс (с 1946 г. во французской Западной Африке и Мадагаскаре), английский Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в английской Западной Африке).

Правовые формы особенно широко использовала Англия при проведении колониальной политики. Она создавала колониальную империю в Африке в значительной степени посредством распространения там действия своей юрисдикции. В каждой отдельной колонии функционировала система колониальных судов, которой были присущи свои отличительные черты. Однако в целом она имела одну и ту же структуру для всей британской Африки. Низшей судебной инстанцией повсюду являлись традиционные местные суды, сохраненные англичанами в соответствии с проводившейся политикой «косвенного управления». Более высокой инстанцией были суды магистратов - собственно английские суды, созданные для применения в колониях английского права. Верховные суды также формировались английскими судьями.

Войдя в общую систему колониальных судов, традиционные суды стали территориальными, т.е. правосудие отправлялось в рамках административно-территориальных единиц. Это противоречило характеру применяемых ими обычно-правовых норм, т.е. норм общины, а не территории. Ограничивалось и применение в судах норм обычного права. Нормы, противоречащие «справедливости и морали» общего права, отвергались.

Сильным изменениям подверглось регулирование земельных отношений обычным правом. По аналогии с судами в Англии земельные участки рассматривались судьями в качестве собственности. Общинная земля подвергалась конфискации и продавалась во исполнение решения об уплате долгов отдельным лицам. В результате отчуждаемая земля становилась частной собственностью.

В вытеснении обычного права более существенную роль сыграли традиционные местные суды, нежели верховные суды и суды магистратов. Именно местные суды были обязаны отправлять правосудие на основе норм обычного права1. Верховные суды и суды магистратов руководствовались обычным правом в гражданских и уголовных делах только тогда, когда их сторонами были туземцы.

Таким образом, колониальные суды изменили обычное африканское право в направлении оформления дуалистической системы права:

право, введенное метрополиями;

 обычное право.

Иностранное право регулировало административно-правовые, торговые, уголовно-правовые отношения. В сфере действия обычного права оставались землевладение, семейные и наследственные отношения (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства). Так, во французской Африке и Мадагаскаре нормы обычного права были сведены к регулированию сфер семейных отношений, земельного режима, обязательственных отношений. В бельгийском Конго обычное право сохранилось также в области регулирования уголовно-правовых отношений. Всё это свидетельствует о различном ограничении сфер распространения норм обычного права в странах Африки.

Неодинаковый удельный вес действующих норм обычного права объясняется:

(1) существенными различиями в образе жизни, языке, культуре, расовой принадлежности народов, населяющих эти страны;

(2) разной степенью восприятия обычным местным правом элементов мусульманского права и права бывших колониальных государств.

Внедрение права метрополии в странах Африки производилось специальными декретами и законами колониальной страны и применялось в той мере, в какой было в них определено. Местный законодатель мог вносить изменения в заимствованное право.

Суды были вправе исключать традиционную норму, которая, по их мнению, не подходила к местным условиям. Появилось многообразие норм в пределах одного государства, не говоря уже об их различии в разных странах Африканского континента.

Разные пути ориентации (капиталистический и социалистический) после получения независимости африканскими странами не могли не оказать влияния на формирование их правовых систем. Одни формировались на основе признания права частной собственности, другими она отвергалась.

§ 4. Обычное право в современных правовых системах Африки

Источники современного права стран Африки и Мадагаскара характеризуются «правовой многослойностью»:

(1) традиционно-обычные нормы;

(2) нормы и принципы, привнесенные в период колониального господства законами и иными актами европейских государств;

(3) нормы общетерриториального права, создаваемые в результате проведения кодификации с учетом норм обычного права, а также утвердившихся нормативных актов европейских государств с приоритетным заимствованием норм английского права­;

(4) нормы африканских межгосударственных объединений;

(5) нормы международного права.

Со времени обретения независимости (50-60 гг. ХХ в.) в странах Африки происходит дальнейшее изменение обычного права под влиянием современного законодательства и судебной системы бывших метрополий. Предпосылки для этого созданы в период колонизации Африки:

1) традиционные общинные (племенные) установления об урегулировании конфликтов постепенно сменились правовыми нормами западного образца;

2) судопроизводство местных судов, производившееся на основе норм обычного права, перешло к разбирательству дел с учётом европейского права;

3) введены законы, которые (не отменяя норм обычного права) открыли возможность местным жителям регулировать свои отношения нормами иностранного (колониального) права;

4) отменены обычаи, которые признаны бесчеловечными (рабство, нанесение увечий и др.).

Среди прочих факторов, вызывающих кардинальное изменение или отмену норм обычного права, следует признать рост правосознания руководящих лиц государств. Так, в Эфиопии по инициативе императора Хайле Селласие I предпринято обновление права страны путём кодификации, в результате которой в ряде сфер правового регулирования созданы новые нормы, а в других - сильно изменены обычаи. Как заявил министр юстиции Мадагаскара, «цель закона - трансформировать традиции, чтобы открыть путь к социальной и экономической эмансипации; он не может поэтому не войти в противоречие с обычаем»1.

В монархических арабских государствах изменился обычай наследования старшим сыном царствующего монарха. Например, наследником в Кувейте может быть назначен любой сын монарха, в Катаре - любой из его родственников. В ряде государств кандидатура преемника, предложенная монархом, подлежит утверждению национальным собранием.

Для большинства африканских государств общими тенденциями стали:

1. Проведение унификации обычного права, отказ от бессмысленного дробления права (на Мадагаскаре в 1957 г., в Танганьике в 1961 г. и в других странах);

2. Включение действующих обычаев в отраслевые кодексы и другие нормативные акты (при нередком игнорировании обычаев других народностей, социальных групп, которые проживают на территории данной страны);

3. Проведение огромной законодательной работы;

4. Заимствование норм обязательственного, торгового, административного, уголовного и других отраслей права у бывших метрополий при создании национальных кодексов. В Эфиопии за период 1957-1965 гг. вступили в силу 5 кодексов, которые близки моделям кодексов Наполеона. В странах французского языка за эти годы создано свыше 100 кодексов. Приняты важные законы в странах английского языка - Гане, Нигерии, странах Восточной Африки;

5. Формирование общетерриториального права, создание единой национальной правовой системы в пределах своей территории, ставшее возможным и необходимым в условиях деколонизации стран Африки и Мадагаскара.

Несмотря на формирование общетерриториального права, сопровождаемое вытеснением или ограничением обычного права, правовое сознание большинства сельского населения принципиально не изменилось. Сельские жители продолжают ориентироваться на нормы обычного права;

6. Сохранение глубоких различий между правовыми системами стран, переживших колониальную зависимость от Франции и Бельгии, и стран, бывших английскими колониальными владениями. Как правило, африканские юристы получают образование в европейских государствах - бывших метрополиях или в национальных университетах, обучаясь по их программам. После получения высшего образования они внедряют правовые традиции и нормы континентального или общего права в юридическую практику своих стран, что способствует сохранению различий между ними. Обычное право, несмотря на пошатнувшиеся позиции, является традиционным объединяющим началом правовых систем африканских стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.