Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово по случаю облежания Одессы флотом неприятельским. Ныне вместо поучения я намерен показать вам пример того, что значит молитва и покаяние, и какую силу имеют они пред Богом - в обстоятельствах




 

Ныне вместо поучения я намерен показать вам пример того, что значит молитва и покаяние, и какую силу имеют они пред Богом - в обстоятельствах, подобных нашим.

Ниневия, столица царства Ассирийского, обширнейший и многолюдней­ший город в древности, до того раздражил беззакониями жителей своих пра­восудие небесное, что Господь в праведном гневе Своем положил наказать и погубить его, как наказаны и погублены были некогда Содом и Гоморра; но, по безприкладному милосердию Своему, и яко провидяй будущее, определил преж­де совершения суда Своего возвестить предварительно жителям Ниневии судь­бу и казнь, их ожидающую, да не како, устрашенные гневом суда небесного, приидут в чувство и воспрянут от грехов своих.

И вот, по непосредственному повелению Божию, пророк еврейский Иона оставляет отечество, является среди Ниневии, и от имени Иеговы, Бога Истин­ного, Коего сила и всемогущество не безызвестны были и язычникам, возгла­шает в слух всех Ниневитян, что над ними, за грехи их, висит уже гнев небес­ный, что Ниневии, по особенному милосердию Божию, даруется, но токмо не более трех дней, на покаяние, после чего, аще не покается, то будет подверже­на всеконечному разрушению и погибели. «Еще три дни, и Ниневия превра­тится» (Иона.3;4).

Обитатели Ниневии были не из числа людей, ведающих Бога Истинного; они не знали ни Моисея, ни пророков, поклоняясь идолам и истуканам; с дет­ства потому ходили, как выражается апостол Павел, в суете ума естественно­го, по воле сердец и страстей своих; следовательно, легко могли, если бы захо­тели, иметь множество причин не внять гласу Божию и угрозам пророка Ев­рейского, для них чуждого; и однако же, вняв его проповеди и гласу собственной совести, которой тайные обличения не чужды были и для язычников, немедля все опомнились, пришли в страх и смущение, сознали искренно, что ими дейст­вительно и вполне заслужен гнев небесный, единодушно обещали перемену своих мыслей и своего образа жизни, как он им ни казался до тех пор есте­ствен и любезен.

И что же после сего делают Ниневитяне? «И вероваша», - так пишется в книге пророчеств Ионы, - «мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их», то есть и возрастные и самые юные. «И дойде слово» (Ионы) «ко царю Ниневийскому, и воста с престола своего и сверже ризы своя с себе, и облечеся во вретище и седе на пепеле. И проповедася иречено бысть... от царя и вельмож его глаголющих: человецы и скоти, и волове и овцы да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да пиют. И облекошася во вретища человецы и скоти и возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукавого и от неправды сущия в руках их, глаголюще: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обра­тится от гнева ярости Своея, и не погибнем» (Иона. 3; 5-9).

Слыша о всем этом, как, братие, не подивиться жителям Ниневии и не сказать о них, что если они умели грешить, то умели и каяться. Какое искрен­нее, единодушное, сильное и выразительное покаяние! Не надеясь, по смире­нию, на одних себя, они заставляют поститься младенцев, простирают пост на бессловесных: «и скоти, и волове и овцы да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да пиют». И все это тем неожиданнее и удивительнее, что Ниневи­тяне были, как я заметил, язычники и идолопоклонники, то есть люди, не зна­комые с истинным Богопознанием, жившие и поступавшие при слабом мерца­нии света естественного в их уме и совести, да еще и этот малый свет помра­чен был у Ниневитян пороками, худыми обычаями и страстями. И однако же, несмотря на все это, как они чувствительны и внимательны! Как мгновенно опомнились и пробудились! И к сему случаю, со всей справедливостью, мож­но приложить слово Спасителя о сотнике, тоже язычнике: «ни во Израили толи­ки веры обретох» (Мф. 8; 10). Сколько там, то есть между Иудеями, кои имено­вались народом Божиим, сколько, говорю, там воздвигаемо было пророков и проповедников покаяния! И ни разу не видим подобного действия от слова и проповеди пророческой! Посему-то Сам Спаситель, сравнивая участь проро­ков Еврейских дома, в Иудее, между своими, - и на чужбине, между язычника­ми, изрек: «несть пророк без чести, токмо во отечествии своем» (Мф. 13; 57).

Но если покаяние Ниневитян, по гласу Ионы, необыкновенно и удиви­тельно, по глубине, впрочем, их развращения и прежней греховности, а не по­тому, чтобы грешнику не свойственно было каяться, ибо в этом его единствен­ное спасение от вечной погибели, то приготовьтесь теперь услышать другую, еще большую необыкновенность и неожиданность. «И виде Бог», - так пишется у пророка, — «дела их» (Ниневитян), «яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» (Иона.3;10). То есть Ниневия, очищенная и исправленная или,.вернее сказать, начавшая только исправляться покаянием как должно, - немедленно помилована и по­щажена; не только не превратилась, как угрожал пророк, за ее нечестие, а, можно сказать, сделалась еще благоустроеннее, ибо покаяние и добродетель улучша­ют как человека, так и целые города и страны.

Милосердие великое, и уже вполне доказывающее ту отрадную для нас истину, что Господь никогда не хочет погибели самых великих грешников, но чтобы они обратились от злого пути своего и были живыми! Но я попремногу дивлюся в сем случае самому выражению слов, употребленных пророком: «и раскален», - говорит он, - «Бог о зле, еже глаголаше сотворити им» (Ниневитянам). В самом деле, посудите, что это? Господь, сейчас еще гневавшийся и угро­жавший погибелью нераскаянным, уже Сам раскаивается! В чем и как? Гнев Его на этот беззаконный город не был ли столь же справедлив, как и силен, не был ли вынужден - не какими-либо слабостями и недостатками человечески­ми, а множеством таких грехов, кои прямо вопияли на самое небо? «Взыде», ска­зано, «вопль злобы его» (Ниневии) «ко Мне» (Иона. 1; 2). Наказание посему не было ли не токмо праведно, но и необходимо? Ибо в противном случае могли поду­мать, и не один кто-либо, а целые города и царства, что над землей и людьми нет уже никакого Промысла и суда Божия, что все равно пред Богом - беззаконновати или вести жизнь праведную, и что потому лучше грешить, нежели со­блюдать закон и слушаться своей совести. И вот, привзошло (вознеслось) одно покаяние Ниневитян, - и все переменилось! Едва только они отказались от сво­их злых обычаев и раскаялись во грехах, и Господь тотчас отказался от Своих угроз и от Своего суда; не пожалел ни чести Своего пророка, который угрожал Ниневии прещением (разрушением, злобой), ни чести Своего Собственного слова и прещения, кои остались теперь без исполнения и якоже не бывшие; и вопре­ки, так сказать, Самому Себе, возвратил Ниневитянам всю Свою милость. Уже и этого крайне много!.. Но для Господа все еще мало! Ибо смотрите, что проис­ходит? Не только не сделано ничего из того, чем угрожаемо было через пророка Ниневитянам; не сделано и вполовину, и восьмую долю, а что?.. Господь раска­ялся даже в том, что хотел было сделать - наказать!.. «И раскаяся... о зле, еже глаголаше сотворити им». То есть, как бы так сказано было в сем случае от Лица Божия (прошу вас возвыситься в мыслях и разуметь богоприлично, что гово­рится в Писании, по-человечески, из снисхождения к слабому понятию наше­му): зачем Я поспешил так Своим судом и послал к Ниневитянам пророка Сво­его с таким страшным словом прещения?.. Ведь они, как показал теперь опыт, были вовсе не так худы и злы, как представлялось? Ибо вот, при первом слове Моем к ним, обнаружили все внимание, пришли в чувство, обратились со всей искренностью к покаянию, и показали плоды его! Значит, не следовало осуж­дать их так строго и так скоро, тревожить и смущать столь сильно, без особенной нужды и причины. Дело могло обойтись и без этого, гораздо проще и спокойнее.

Если и нужно было какое врачевство, то можно было употребить гораздо лег­чайшее, так как и болезнь была не так сильна и упорна. Зачем же поступлено с ними противным тому образом?.. «И раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им!.». Собственно, раскаяния в сем случае в Боге, разумеется, не было, ибо Бог, - скажем словами Писания же, - «не яко человек... колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется» (Чис. 23; 19). Но все это сказано, однако же, и написа­но от лица Его - для чего? От преизбытка милосердия, в поучение и отраду всем родам грядущим, дабы из примера Ниневитян, осуждаемых на погибель, кающихся и тотчас милуемых и прощаемых, всем видимо было, как, во-пер­вых, опасен грех, как сильно и действенно истинное покаяние, и чтобы, зная и видя все сие, мы удалялись от грехов, а когда уже имели несчастье впасть в них, то спешили бы к покаянию, как несомненному средству спасения.

Братие, сограждане!.. Сами видите, что положение и нашего города весь­ма недалеко от положения, в каком была Ниневия. Хотя нам ни один пророк не говорил того, что сказано было Ниневитянам Ионою, но, обличаемые совес­тью, мы сами должны подумать и сказать себе подобное; ибо не могла же опас­ность, нам доселе видимо угрожающая, постигнуть нас за наши какие-либо добродетели, а, без сомнения, постигла нас и может разразиться погибелью над нами за грехи наши. Находясь посему в положении Ниневии и желая спа­сения себе от погибели, возымеем дух и веру Ниневитян, и обратимся немед­ленно к тому же средству, которое, как мы видели, спасло их, то есть к искрен­нему признанию своей виновности пред Богом и к чистосердечному раская­нию во грехах наших. Жители Ниневии, по преизбытку смирения и по сильному чувству сокрушения сердечного, принудили участвовать в покаянии своем даже младенцев, и поститься вместе с собой самих бессловесных животных: а мы, по крайней мере, перестанем быть сами младенцами, «влающеся» (волнуемы­ми)... «всяким ветром учения» (Еф. 4; 14), простирающими неразумно руки ко всему, что блещет и манит к себе; а мы, по крайней мере, обуздаем бессловесную плоть нашу, и не позволим ей подавлять собой бессмертный дух наш и совесть. Всевидящее око не замедлит узреть искренность нашего покаяния, если оно действительно будет таково, - и гнев Его преложится для нас на ми­лость. А где милость Божия, там и безопасность человеческая! Аминь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.