Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменная работа № 4




Тема: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Цель: Закрепить навыки фонологического анализа слова.

Задание №1. Определить дифференциальные признаки фонемы.

Методика выполнения:

Чтобы определить, каковы дифференциальные признаки фонемы, противопоставляем слово, в котором находится данная фонема, другим словам, отличающимся от слова с данной фонемой только одним звуком, стоящим в той же позиции, что и проверяемый звук-фонема (он должен отличаться от проверяемого звука-фонемы только одним постоянным признаком).

С каждым противопоставлением мы доказываем следующее: если перед нами две смысловые единицы, о разнице смысла которых сигнализируют единственные в этих словах различные звуки, то эти звуки и есть различители, то есть фонемы. Если в этих звуках имеется только по одному разному признаку, значит, и фонемы различаются, противопоставляются только по этому признаку, следовательно, это различительный дифференциальный признак фонемы.

Например, для определения дифференциальных признаков фонемы < 3 > - зубной, щелевой, звонкой, твердой –- возможны следующие противопоставления:

1) <ЗАЛ> – < ВАЛ> –- Д.П.–- место образования (зубность);

2) <ЗАЛ> –- <ДАЛ> – Д.П. – способ образования (щелинностъ);

3) <ЗАМ>– <САМ> –- Д.П. – звонкость;

4) <В ЗАЛ> – <ВЗ'АЛ> – Д.П.–- твердость

Таким образом мы доказали, что у фонемы <З> все постоянные признаки являются дифференциальными.

Задание № 2. Записать фонологической транскрипцией текст к 1 лабораторной работе.

Методика выполнения:

1) привести фонетическую транскрипцию отрывка; произвести морфемное членение слов, обозначив сверху тип морфемы;

2) под буквами фонетической транскрипции обозначьте знаком (+) сигнификативно сильные позиции и знаком (-) сигнификативно слабые позиции гласных и согласных звуков;

3) над буквами фонетической транскрипции обозначьте знаками (+) перцептивно сильные позиции звуков и знаком (-) перцептивно слабые позиции звуков, стоящих только в сигнификативно сильных позициях;

4) перенести знаки фонетической транскрипции, обозначающие звуки абсолютно сильных позиций, в фонематическую транскрипцию;

5) звуки, стоящие в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях, соотнести со звуками – основными представителями тех же фонем, и перенести обозначающие их знаки фонетической транскрипции в фонематическую;

6) звуки, стоящие в сигнификативно слабых позициях, соотнести, если это возможно, со звуками сигнификативно сильных позиций в тех же морфемах в других словах (словоформах) и, определив фонему, записать ее обозначение в фонематическую транскрипцию;

7) если в данной морфеме звук не приводится однозначно к сигнификативно сильной позиции, определить гиперфонему и перенести ее обозначение в фонематическую транскрипцию;

 

 

Образец выполнения задания:

1.

п: + + – – + –– + ++ – –

[ и – зΛ – фс’°•у´ – вΛйн°у´ – ф’ – п’иэрв – ы´й ь //]

с: – +– –+ + + – ++ + – + – ++ + + – (позиция согласных по г\з)

+ – + + ++ -– – + + – (позиция согласных по т/м)

 

2. 2.1.В абсолютно сильной позиции находятся следующие звуки: [З], [В], [В] (перед гласным [Ы]), ударный звук [У] (в позиции после твердого согласного). Поэтому они обозначают фонемы: <З>, <В>, <В>, <У>, <Р>

2.2. Согласные звуки [С’°], [Н°], [Й] и гласные [•У] (в позиции после мягкого согласного) и [Ы] находятся в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях. Они являются вариациями следующих фонем: <С’>, <Н>, <j>, <У>, <И>.

(По МФШ звук [Ы] является позиционным вариантом фонемы <И>, [Й] – фонемы < j >).

3. 3.1. В сигнификативно слабых позициях по глухости/звонкости стоят согласные звуки: [Ф] (шумный перед шумным [С]), [Ф] перед шумным [П]).

3.2. В сигнификативно слабых позициях по твердости/мягкости стоят согласные звуки: [П] (перед [Э]), губно-зубной [Ф] перед мягким губным [П’], [Ф] перед мягким зубным [С’], [Й] перед [Э].

3.3. В сигнификативно слабых (безударных) находятся гласные звуки [Λ] (в проклитике), [Λ] (в корне), [иэ] (в корне), [ь] (в заударной позиции).

4. Проверка звуков в сигнификативно слабых позициях:

4.1. [з Λф с’°•у´]

1) звук [Λ ] в сигнификативно слабой позиции в проклитике является представителем <А> в сигнификативно сильной позиции под ударением в той же морфеме: за день [з а ′д’ьн’];

2) звук [Ф’] в сигнификативно слабой позиции перед глухим шумным [С’] чередуется со звуком [В’] в сигнификативно сильной позиции в корне: весь [ в ’эс’] – следовательно, представляет фонему <В>;

3) звук [Ф’] в сигнификативно слабой позиции по твердости/мягкости перед мягким шумным [С’] чередуется со звуком [В] в сигнификативно сильной позиции в корне по глухости/звонкости, но по твердости/мягкости в сильную позицию в пределах данного корня не становится, следовательно, представляет гиперфонему <в/в’>;

4.2. [в Λ йн°у´]

1) звук [Λ] в сигнификативно слабой позиции в корне соответствует <О> в сигнификативно сильной позиции под ударением в той же морфеме: в о йны [в о′ йны];

4.3. [ ф’пиэ рвы´й ь ]

1) звук [Ф’] в сигнификативно слабой позиции по глухости/звонкости (перед глухим шумным) и сигнификативно слабой позиции по твердости/мягкости (в позиции перед мягким губным) чередуется со звуком [В] в абсолютно сильной позиции (перед гласным, кроме Э): в окно [вΛкно′] – следовательно, представляет фонему <В>;

2) звук [иэ] в сигнификативно слабой позиции в корне чередуется с [Э] в сигнификативно сильной позиции под ударением в той же морфеме: пе рвый [п’э′рвый] – следовательно, представляет фонему <Э>,

3) сигнификативно слабая позиция звука [П] перед гласным [Э] в родственных словах не проверяется, следовательно, в этой позиции выступает гиперфонема <п/п’>;

3) сигнификативно слабая позиция [Ь] в суффиксе наречия не проверяется, в этой позиции выступает гиперфонема <э/а/ и>.

5. Следовательно, фонологическая транскрипция данной фразы выглядит следующим образом:

< И ЗА в/в’С’У ВОjНУ В п/п’ЭРВИj а/э/и >





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.