Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 77




Принципы организации и деятельности прокуратуры

Изучая любой предмет или явление, можно выделить нечто существенное, ту основу, которая обу­словливает содержание этого предмета или явления, основные, исходные положения, определяющие их природу. Это — принципы предмета или явления, выражающие самое важное, вне которого они вряд ли могли бы существовать.

Принципы прокурорского надзора — это положения наиболее общего характера по сравнению со всеми иными положениями, каким-либо образом характеризующими прокурорский надзор как соци­альное и правовое явление. Они имеют отношение ко всему прокурорскому надзору. Каждая его норма, частные положения должны соответствовать его принципам, которые объединяют, цементируют все его нормы и положения в единое целое, в определенную систему.

Принципы прокурорского надзора, как и принципы любой другой деятельности, отражают как объек­тивные, так и субъективные начала. Все дело в том, что идеи или положения до того как они получают свое законодательное закрепление в нормах права, носят объективный характер, они не зависят от воли законода­теля. В этот момент идеи еще не регулируют общественные отношения, а отражают объективные законо­мерности этих общественных отношений. После своего законодательного закрепления идеи, ставшие уже принципами, приобретают и объективный, и субъективный характер. Объективный характер проявляется в том, что принципы регулируют общественные отношения, носящие объективный характер; субъективность проявляется в том, что принципы являются продуктом сознательного творчества законодателя.

1. Принцип законности.

Принцип законности, присущий всем видам государственной деятельности, применительно к про­курорскому надзору имеет особое содержание, отличное, чем в других видах государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что не только вся деятельность прокуратуры строится на основе закона и допустима лишь в формах, предписанных законом, но и сама деятельность должна осуществляться законными методами и протекать в законных формах.

То есть применительно к прокурорскому надзору принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность заключается в том, что прокуроры осуществ­ляют надзор за точным и единообразным исполнением законов; внутренняя — в том, что осуществляя этот I надзор, прокуроры обязаны законными способами и средствами выявлять нарушения закона и законными средствами реагировать на нарушения закона. Иначе и быть не может. Нельзя осуществлять надзор за ис­полнением законов, когда сам при осуществлении своей деятельности не руководствуешься законом. Феде­ральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо обязывает органы прокуратуры РФ осущест­влять свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип законности в деятельности прокуратуры ни в коем случае нельзя противопоставлять це­лесообразности, поскольку в самом законе выражена наивысшая государственная целесообразность.

Прокурор при решении любого вопроса исходит из закона, и только из закона. Это не формализм в его деятельности, а правильное в соответствии с Конституцией России и Законом о прокуратуре РФ исполнение возложенных на него полномочий. Критерием оценки его деятельности является закон, и только с позиции закона прокурор должен оценивать тот или иной нормативный акт.

3. Принцип централизации прокурорского надзора.

С принципом единства тесно связан принцип централизации прокурорского надзора, который оз­начает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали— каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

Подчиненность прокуроров включает в себя:

— представление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии законности и правопорядка, истребованных вышестоящей про­куратурой дел и материалов;

— проведение нижестоящими прокурорами, согласно имеющимся данным о нарушениях зако­нов, проверок, результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния за­конности и деятельности по ее обеспечению;

— реализацию с учетом местных условий рекомендаций вышестоящих прокуроров по внедрению положительного опыта и научных рекомендаций в организацию и деятельность прокуратуры, по повы­шению квалификации прокуроров.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ руководит органами прокуратуры Российской Федерации, издает приказы, указания, рас­поряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры РФ, и контролирует их деятельность.

4. Принцип независимости.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов независимы от каких бы то ни было местных органов. И это, безусловно, правильно. Если бы существовала «двойная» подчиненность прокурора по вертикали и горизонтали, то прокуратура не смогла бы объективно выполнять свои надзорные функции.

Принцип независимости проявляется прежде всего в особом порядке назначения на должность и освобождения от должности прокуроров.

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это обстоятельство тоже играет немаловажную роль в обеспечении независимости прокуратуры.

Чтобы оградить прокурора от влияния со стороны политических партий, закон запрещает создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры. Кроме этого, прокуроры не вправе заниматься по совмecтительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской, научной и творческой. Независимость обеспечивается также неприкосновенностью прокуроров. Согласно закону уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отно­шении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским ра­ботником является исключительной компетенцией прокуратуры. Не допускается привод, личный дос­мотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

В законе прямо сказано, что воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой инфор­мации, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или вос­препятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.