Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй в царский период




Сенат. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при так называемом царе (гех), но пользовался большим влиянием в решении многих вопросов и предварительно обсуждал важные дела, которые потом принимались народным собранием. Помимо этого сенат влиял на избрание царя.

Народное собрание (куриатные комиции). Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Но в отличие от общего собрания, существовавшего у греков, римский народ собирался по куриям, в которых происходило обсуждение и решение вопросов, подлежащих ведению народного собрания. Каждая курия имела один голос, и подсчитывались голоса не отдельных граждан, голосовавших в куриях, а решения каждой курии в целом. Это собрание называлось куриатными комициями (comitia curiata). Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).

Царь. Положение так называемого царя (rex) было таким же, как и греческого басилевса. Он был военачальником, верховным жрецом и производил суд по делам об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией. Никакой апелляции на его решения не допускалось, хотя царь мог предоставить окончательное решение дела народному собранию. Должность царя была выборной.

 

Жреческие коллегии. Большое значение имели в Древнем Риме жреческие коллегии. Самыми древними жреческими коллегиями были коллегии авгуров, понтификов и фециалов. Позднее образовались другие коллегии.

Авгуры давали свои заключения о действиях должностных лиц на основании всяких знамений и гаданий (гадания по полету птиц, по стихийным явлениям природы, расположениям внутренностей животных и пр.).

Понтифики были хранителями и толкователями обычаев, а впоследствии — обычного права. Председатель коллегии понтификов (pontifex maximus) мог приговаривать к смертной казни за так называемые сакральные преступления, например весталок, нарушивших обет девственности.

Фециалы совершали акт объявления войны (бросание копья с окровавленным концом на территорию врага).

 

Разложение родового строя и социальная дифференциация на самых ранних стадиях истории Рима вызвали обострение классовой борьбы, которая явилась причиной революции, положившей конец родовому строю. Земля к этому времени была почти равномерно распределена между патрициями, но торговым и промышленным богатством, хотя и не очень развитым, обладали плебеи.

Стремление плебеев к уравнению в правах с полноправными римлянами усиливалось тем обстоятельством, что они не были полноправными и в то же время несли все тяготы и лишения военной службы.

Результатом этой ожесточенной борьбы была новая политическая организация, приписываемая римскому царю из этрусской династии Сервию Туллию.

Реформа Сервия Туллия. Реформа Сервия Туллия (578-533 г. до н.э.) (VI в. до н. э.) равна по своему историческому - значению реформам Солона 594 г. до н. э. и Клисфена 509 г. до н. э., так как она завершила процесс превращения римской родовой общины в государство.

Самое главное в реформе Сервия Туллия — это новая классификация всего населения по имущественному цензу. Эта классификация распределяла и обязанности военной службы, и политические права. Весьма важным моментом этой реформы является включение плебеев в состав новых народных собраний (центуриатных комиций).

Появляется принцип территориального деления населения. Римское государство было разделено на 20 округов, сохранивших название триб (4 городские и 16 (17) сельских).

Однако эти трибы не имели ничего общего со старыми племенными трибами, так как они не совпадали с племенными делениями и были установлены для учета землевладения. Каждая триба имела выборного главу, на обязанности которого лежало определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

Все мужское население в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, находящейся во владении данного лица, было разделено на 5 разрядов. Все разряды были разделены на центурии (сотни), имевшие один голос в народном собрании.

Первому разряду было дано 80 центурий, второй, третий и четвертый имели по 20 центурий, а пятый — 30 центурий. Кроме этого, вне разрядов были 18 центурий всадников, были две центурии ремесленников, две центурии музыкантов и, наконец, одна центурия пролетариев, т. е. совершенно неимущих. Всего было 193 центурии.

Все центурии в каждом разряде разделялись на центурии «младших и старших». В первые центурии входили граждане в возрасте от 17 до 46 лет, а во вторые — от -46 до 60 лет. Центурии «младших» отправлялись на войну в первую очередь. Центурии «старших» служили резервом.

Имущественное положение граждан вначале выражалось не в денежных единицах (ассах), а определялась размером землевладения (от 20 до 5 югеров). В дальнейшем предъявлялись следующие требования:

первый разряд 100000 ассов или 20 югеров, второй разряд – 75000 ассов или от 15 до 20 югеров, третий разряд – 50000 ассов или 10-15 югеров, четвертый разряд – 25000 ассов или 5-10 югеров, пятый разряд – 11000 ассов или менее 5 югеров.

Оценка имущественного положения римских граждан происходила периодически через пять лет и сопровождалась религиозной церемонией.

Все граждане должны были вооружаться за свой собственный счет. Вооружение соответствовало имущественному положению и предопределяло место в боевом строю. Всадники получали от государства лошадей, содержание которых оплачивалось гражданами, не отбывавшими воинской повинности.

Благодаря этой реформе появился новый вид народного собрания — центуриатные комиций, права которых настолько расширились с течением времени, что они совершенно оттеснили на задний план куриатные комиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.