1.
| Государственно-территориальное устройство – это:
| - внутренняя территориальная организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и др.;
- система взаимоотношений государства как целого с его составными частями
|
2.
| Основные формы ГТУ:
| 1. унитарная
2. федеративная
|
3.
| Простое (симметричное) ГТУ
| характеризуется равным юридическим статусом его составных частей
РБ, Австрия, Германия, Польша
|
4.
| Сложное (асимметричное) ГТУ
| составные части государства имеют различный юридический статус (РФ, Украина)
|
5.
| Унитарное государство – это:
| единое слитное государство, разделенное на АТЕ, не обладающие, как правило, какой-либо самостоятельностью
|
6.
| Основные признаки унитарного государства:
| 1. единая конституция;
2. единое законодательство;
3. единая централизованная система органов исполнительной власти;
4. единая судебная система;
5. деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права;
6. единое гражданство;
7. единая денежная система
|
7.
| С т. зр. организации публичной власти, унитарные государства:
| 1. централизованные
2. децентрализованные
|
8.
| Централизованными унитарными государствами являются
| государства, не имеющие выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы (отдельные страны Африки и Азии)
|
9.
| Сверхцентрализованные унитарные государства
| государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в заменяют военные чиновники (хунта).
|
10.
| В децентрализованных государствах
| существует конституционное распределение, полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц
|
11.
| Федеративные государства состоят из:
| государствоподобных образований, имеющих свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов
|
12.
| С КП т. зр. федеративное устройство имеется тогда:
| когда и на уровне центра и на уровне территориальных частей государства есть основные структурные элементы государства:
- законодательная, исполнительная, судебная власть
- государственный аппарат
|
13.
| Основные признаки федеративного государства (в отличие от конфедерации)
| 1. наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. целостность территории;
3. единые вооруженные силы;
4. единая денежная система и т. д.
|
14.
| Количество государств
| унитарных – 177
федеративных – 23
|
15.
| Наиболее крупные федерации в мире
| США
ФРГ
Россия
Канада
Австралия
|
16.
| Федеративные государства в Европе
| Австрия
Бельгия
Швейцария
ФРГ
|
17.
| Федеративные государства в Азии
| Индия
Малайзия
Пакистан
Объединенные Арабские Эмираты
|
18.
| Федеративные государства в Латинской Америке
| Аргентина
Бразилия
Венесуэла
Мексика
|
19.
| Федеративные государства в Африке
| Коморские острова
Нигерия
Эфиопия
|
20.
| Способы возникновения федераций
| 1. договорный
(США- 1777 г., Щвейцария -1291 г., СССР – 1922 г.)
2. конституционный
(ФРГ- 1949 г.,Индия –1948 г., РСФСР – 1918 г.)
|
21.
| Федерализм – это:
| принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации
|
22.
| Суть федерализма заключается:
| 1. в характере внутренней структуры государства;
2. в характере связей центра и частей федеративного государства;
3. в специфике прав центра и субъектов федеративного государства
|
23.
| Федерализм выполняет функции:
| 1. децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;
2. интегрирует территориальные сообщества
|
24.
| Виды федерализма:
| 1. координированный,
2. кооперативный,
3. договорной,
4. дуалистический
|
25.
| Концепция координированного федерализма
| заключается в разделении полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как уровни, не зависимые друг от друга и обладающие одинаковым юридическим статусом в пределах конституционных установлений
|
26.
| Концепция кооперативного федерализма
| Наиболее распространенная. В основе заложена идея взаимодействия и взаимозависимости федерации и ее субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий
|
27.
| Концепция договорного федерализма
| сводится к тому, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции
|
28.
| Концепция дуалистического федерализма
| основана на теории двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов
|
29.
| Контроль федераций за деятельностью субъектов федераций осуществляется через:
| 1. чрезвычайное положение
2. прямое президентское правление
3. институт интервенции
|
30.
| Прямое президентское правление – это:
| перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства.
|
31.
| Институт интервенции – это:
| насильственное вмешательство в дела субъектов федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика и др.)
|
32.
| Ассоциированные государства – это:
| государства, которые по договору с другим государством входят в его состав и имеют своих представителей в законодательном органе этого государства, при этом за ассоциированным государством признается право на самостоятельное управление в соответствии со своей собственной Конституцией и законами
|
33.
| Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – это:
| деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан
|
34.
| Административно-территориальное устройство основывается на принципах:
| 1. единства и неотчуждаемости территории РБ;
2. самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета;
3. сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
4. сочетания единой государственной власти РБ, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
5. осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих АТЕ;
6. равномерности, сбалансированности и комплексности развития АТЕ, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
7. включения в состав территорий более крупных АТЕ территорий менее крупных АТЕ;
8. примерного равенства размеров территории и численности населения АТЕ одного вида;
9. многообразия правовых статусов АТЕ и ТЕ в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
10. гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства
|
35.
| Административно- территориальная единица – это:
| территория, где создаются и действуют местные Советы депутатов и распорядительные органы
|
36.
| Территория РБ делится на:
| 1. территория столицы
2. территория областей
|
37.
| Территория областей делится на:
| 1. территория района
2. территория городов областного подчинения
|
38.
| Территория района делится на:
| 1. сельсовет
2. поселки городского типа
3. города районного подчинения
4. территория поселков городского подчинения и городов, которые являются территориальными единицами
|