Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательное право. Избирательная Система. Референдум




 

1. Избирательное право в объективном смысле – это: система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами государственных органов и органов местного самоуправления
2. Избирательное право в субъект. смысле – это: гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти
3. Избирательное право в субъективном смысле – это комплекс правомочий: 1.активное избирательное право 2.пассивное избирательное право 3.прямое избирательное право 4.косвенное избирательное право
4. Активное избирательное право – это: право участво­вать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов
5. Пассивное избирательное право – это: право быть из­бранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы
6. Прямое избирательное право – это: право избирать, членов выборных государственных органов непосредствен­но, лично участвуя в голосовании
7. Косвенное избирательное право – это: право избирать членов выборных государственных органов не непосред­ственно, а через ранее избранных представителей
8. Избирательная система (право) в широком смысле – это: совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулирован­ных нормами права), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной влас­ти
9. Избирательная система (право) в узком смысле – это: это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей
10. Перечислите основные принципы избирательной системы: 1. всеобщность; 2. свободное участие в выборах; 3. обязательный вотум; 4. равенство граждан при выборах; 5. состязательность избирательного процесса; 6. равные возможности претендентов; 7. гласность при подготовке и проведении выборов и др
11. Избирательные цензы 1. ценз возрастной 2. ценз оседлости 3. ценз имущественный 4. ценз образовательный 5. ценз моральный
12. Виды избирательных систем 1. мажоритарная система 2. пропорциональная система 3. смешанная система
13. Мажоритарная система депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов
14. Мажоритарная система подразделяется на следующие виды: 1. мажоритарная система относительного большинства; 2. мажоритарная система абсолютного большинства; 3. мажоритарная система квалифицированного большин­ства
15. Пропорциональная система мандаты в каждом избирательном ок­руге распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Может применяться только в многомандатных избирательных округах
16. Квота – это: избирательное частное; наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата
17. Источники избирательного права: 1. Конституция 2. Избирательный кодекс 3. Закон от 30 апреля 1998 г. «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» 4. Указы Президента Республики Беларусь (например, указы: о назначении выборов в Палату представителей; о назначении выборов в местные Советы) 5. Постановления палат Национального собрания (например, о назначении выборов Президента Республики Беларусь) 6. Постановления Центризбиркома 7. Постановления Правительства Республики Беларусь 8. Решения местных органов управления и самоуправления
18. Субъекты избирательного права: 1. граждане Республики Беларусь 2. достигшие 18 лет 3. вменяемые
19. Не могут быть избраны: 1. граждане, признанные судом недееспособными 2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей
20. Перечислите основные принципы проведения выборов и референдума: 1. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. 3. Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании. 4. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
21. Референдум – это: голосование граждан того или ино­го государства, какой-либо территории, имеющих избира­тельные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни
22. Виды референдума 1-2 императивный и консультативный; 3-4 конституционный и законодательный; 5-6 обязательный и факультативный; 7-8 общегосударственный и местный  
23. Императивный референдум – это: референдум, результат кото­рого является окончательным и обязательным. Решение референдума приобретает силу закона с момента голосова­ния и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа
24. Консультативный референдум – это: волеизъявление народа выражается в выявлении общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо закона или иного важного решения
25. Конституционный и законодательный референдум – это: разделение референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона
26. Обязательный референдум – это: орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение
27. Факультативный референдум – это: компетентный государственный орган по своему усмотре­нию решает вопрос о назначении референдума
28. В РБ проводятся референдумы: 1. республиканский 2. местный
29. Не могут выноситься на республиканский референдум следующие вопросы: 1. которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; 2. связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; 3. о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; 4. об амнистии, о помиловании
30. Не могут выноситься на местный референдум следующие вопросы: 1. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум 2. имеющие значение для Республики Беларусь в целом 3. связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя
31. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит 1. Президенту Республики Беларусь 2. Палате представителей 3. Совету Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат 4. гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 450 тысяч граждан, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска
32. Инициатива граждан на проведение республ. референдума выражается в виде предложения граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 450 тысяч граждан, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска    
33. Порядок проведения республиканского референдума (по инициативе граждан) 1. Образование инициативной группы (не менее 100 человек). 2. Передача заявления в Центральную комиссию о регистра­ции инициативной группы и вопроса (проекта решения), пред­лагаемого на референдум. 3. Направление документов, представленных инициативной группой в Министерство юстиции и Прокуратуру для дачи заключения о соответствии вопроса (проек­та решения) законодательству. 4. Регистрация вопроса (проекта решения) с учетом заключения Министер­ства юстиции и Прокуратуры. 5. Выдача свидетельства о регистрации инициативной группы и подписного листа. 6. Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума членами инициативной группы (в 2-месячный срок). 7. Сдача подписных листов в районный, городской исполнительный комитет, в райадминистрацию для проверки достовер­ности подписей (в 10-дневный срок и проверяется не менее 20% подписей). 8. Принятие решения райгорисполкома о результатах сбора подписей и направление его в облисполком, Мингорисполком. 9. Проверка достоверности подписей облисполкомом, Мингорисполкомом (при необходимости в 5-дневный срок). 10. Принятие решения облисполкома, Мингорисполкома об ито­гах сбора подписей и направление его в Ценризбирком. 11. Составление инициативной группой заключительного ак­та о сборе подписей и представление его в Ценризбирком. 12. Проверка представленных документов в Центризбиркоме. 13. Передача Центризбиркомом Президенту заключительного акта инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом. 14. Издание Президентом Республики Беларусь Указа о назначе­нии референдума.
34. Отклонение Центральной комиссией предложения о проведении референдума происходит в случаях: 1. нарушения срока для сбора подписей граждан; 2. отсутствия требуемого количества подписей; 3. выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке; 4. представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах; 5. установления в представленных документах других нарушений требований ИзбК и иных актов законодательства Республики Беларусь
35. Назначает республиканский референдум Президент Республики Беларусь указом по собственной инициативе или в 2-месячный срок после внесения на его рассмотрение предложений палат Национального собрания либо граждан
36. При проведении республиканского референдума инициативная группа: образуется в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска
37. Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу не ранее чем через 1 год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года пос­ле проведения референдума по этому вопросу
38. Состоявшийся референдум более 50 % граждан, внесенных в списки для голосования
39. Решение считается принятым референдумом если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших учас­тие в голосовании
40. Решение принятое республиканским референдумом, подписывается Президентом РБ
41. Решение референдума вступает в силу через 10 дней после опубликования
42. Юридическая сила решения принятого референдумом определяется Президентом РБ при назначении референдума
43. Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит 1. местным представительным органам 2. гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета, в количестве не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории
44. При проведении местного референдума инициативная группа образуется в количестве: 1. в области и г. Минске - не менее 50 человек; 2. в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек; 3. в поселке, сельсовете - не менее 10 человек
45. Кем выдвигается решение о назначении областного, Минского городского, районного, поселкового, сельского референдума соответствующим местным Советом депутатов
46. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизм

 

 


ТЕМА 13

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

1. Разделение властей – это: конституционный прин­цип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в разделении единой государст­венной власти на три ветви, представляемые самостоятель­ными видами органов государственной власти – законода­тельную, исполнительную, судебную и разграничение пол­номочий между ними
2. Элементами системы сдержек и противовесов явля­ются: 1. срочность полномочий должностных лиц различных уровней; 2. несовместимость депутатского мандата с занятием от­ветственной должности в аппарате управления; 3. право вето на законопроекты; 4. право роспуска парламента; 5. контроль за законодательной властью, осуществляе­мый народом в ходе выборов; 6. конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента; 7. независимость судейского корпуса
3. Организация государственной власти в стране может основываться на 2 принципах: 1. принцип верховенства представительных органов (верховенства Советов) на всех уровнях власти представительные органы занимают главенствующее положение и имеют право принять к сво­ему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или соответствующей территории 2. принцип разделения властей органи­зация государственной власти основана на разделении властей: представительные органы не имеют верховен­ства и действуют на основе разделения полномочий между государственными органами, т. е. рассматривают и решают лишь те вопросы, которые находятся в их веде­нии
4. Содержание принципа разделения властей: 1. законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представитель­ным) органом; 2. исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства или пар­ламенту; 3. между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений или даже всей полноты власти на одного из них; 4. судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; 5. ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой власти; 6. спорные вопросы о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процеду­ру, т.е. КС
5. Представительный и законода­тельный орган Республики Беларусь Национальное собрание Республи­ки Беларусь состоит из 2 равноправных палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена). срок полномочий Парламента — 4 года
6. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Респуб­лики Беларусь — центральный орган государственного уп­равления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премь­ер-министра, его заместителей и министров. В состав Пра­вительства могут входить и руководители иных республи­канских органов государственного управления.
7. Судебная власть в Республике Беларусь принад­лежит судам. Система судов строится на принципах терри­ториальности и специализации. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Рес­публики Беларусь (в количестве 12 судей).

 


ТЕМА 14

ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

 

1. Термин Президент означает сидящий впереди
2. В каком государстве впервые зародился институт президентства США
3. Первые европейские государства, где ведена должность президента: Франция, Швейцария
4. После первой мировой войны государства, где введена должность президента: Литва, Латвия, Эстония, Польша, Австрия, Турция, Веймарская республика, Чехословакия
5. После 2 мировой войны институт президентства был введен: Греция, Италия Иран, Ирак, Афганистан, Индия, Пакистан, Вьетнам, Южная Корея, африканские государства
6. Назовите государства, где учрежден институт президентства в конце 20 века: 1. СССР - 14.03.1990 г. 2. РБ - 15.03.1994 г. 3. бывшие советские республики
7. Совокупность социально-политических факторов, повлиявших на учреждение поста президента РБ: 1. изменения в политической системе госуда­рства в результате августовских событий 1991 г.; 2. вакуум исполнительной власти в стране после устранения органов КПСС-КПБ; 3. изъяны парламентских структур и не­способность разрешать политические и социально-эко­номические проблемы и противоречия; 4. уязвимость Советов как представительных органов власти по стабилизации политиче­ской и социально-экономической ситуации после ликвидации монополии партии на власть; 5. чрезмерное увлечение Верховного Совета Республики Бе­ларусь законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям
8. Президентом может быть избран: 1. гражданин РБ по рождению; 2. не моложе 35 лет 3. обладающий избирательным правом 4. постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами
9. В чем суть изменений и дополнений конституции 2004 года: в конституции от 24.11 1996 г. в статье 81 ч.1 было требование, об ограничении двумя сроками пребывания на должности Президента, в редакции 2004 года – этого требования нет
10. Кем и когда назначаются выборы Президента РБ Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий предыдущего Президента
11. Проводятся выборы Президента не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента
12. Если должность Президента вакантна выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии
13. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей
14. Выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей
15. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании
16. Второй тур голосования проводится 1. в 2-недельный срок после 1-го тура, если в нем ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов 2. по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей 3. избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании
17. Когда и как Президент вступает в должность в 2-месячный срок после принесения присяги
18. Когда и как приносится присяга 1. в торжественной обстановке 2. в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов 3. не позднее двух месяцев со дня избрания Президента
19. В чем содержание присяги Вступая в должность Президента, торжественно клянусь: - верно служить народу Республики Беларусь, - уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, - соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, - свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности
20. Президент на основе и в соответствии с Консти­туцией издает 1. декреты 2. указы 3. распоряжения
21. Декреты бывают 2 видов: 1. делегированные (издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) 2. временные (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости) Минимальный срок – 1 сутки Максимальный срок –13 дней: 3 дня на рассмотрение Палатой представителей и Советом Республики + 10 дней на подписание Президентом)
22. Закон о делегировании должен определять 1. предмет регулирования 2. срок полномочий Президента на издание декретов
23. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих: 1. изменение и дополнение Конституции, ее толкование; 2. изменение и допол­нение программных законов; 3. утверждение республиканско­го бюджета и отчета о его исполнении; 4. изменение порядка выборов Президента и Парламента; 5. ограничение конститу­ционных прав и свобод граждан Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разре­шать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу
24. В каких случаях законопроект объявлен срочным 1. по инициативе Президента 2. по предложению Правительства по поручению Президента палаты должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение
25. Компетенция Президента 1. назначает республиканские референдумы; 2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; 3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; 4. назначает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 5. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; 6. определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; 7. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей КС, ВС, ВХС из числа судей этих судов; 8. с согласия Совета Республики назначает на должность судей ВС, ВХС, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 9. назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей; 10. освобождает от должности Председателя и судей КС, ВС, ВХС, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с уведомлением Совета Республики; 10. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; …
26. Компетенция совокупность прав и обязанностей
27. Полномочия совокупность прав
28. Исключительная компетенция совокупность прав и обязанностей, которые присущи только данному органу
29. Президент назначает без согласия 1. Председателя КГК 2. Государственного секретаря Совета Безопасности 3. Управляющего делами Президента
30. Должность Президента может оказаться вакантной: 1. смерть; 2. отставка; 3. досрочное освобождение от должности при стой­кой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности; 4. смещение с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления  
31. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления решение о выдвижении обвинения и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов расследование обвине­ния организуется Советом Республики Президент считает­ся смещенным с должности, если за это решение проголо­совало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не менее 2/3 от полного сос­тава Палаты представителей. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривает­ся Верховным Судом Республики Беларусь
32. Закон «О Президенте РБ» от 21.02.1995

 


ТЕМА 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.