Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Re m го




О о.

О




 


Рис. 125. Модель когнитивной психологии: от обнаружения информации, ее представления, преобразования в

знания до ее использования


I

i

X

о

I

m

it


конкретном смысле). Астрономическое количество сенсорной информации, постоянно возбуждающей нашу нервную систему, и ограниченные возможности когнитивных систем «высшего уровня» по ее обработке ведут к тому, что только небольшая часть сенсорных признаков может быть отобрана для дальнейшей обработки.

Существует тонкий баланс между отбором соответствующей информации для дальнейшей обработки и отклонением несущественной. Временное хранение сенсорной информации, живое и точное, такое как в эхоической и иконической памяти, дает нам механизм, при помощи которого можно отбирать для дальнейшей обработки только существенную информацию. В этом случае информация кодируется, преобразуется и хранится в количестве не большем и не меньшем, чем необходимо для нормального существования человека. Это позволяет «воспринимать все» и при этом обращать внимание только на существенные компоненты перцептов, образуя тем самым экономичную систему (рис. 126).

Стимулы (сигналы, знаки) внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они являются частью более значительного паттерна. Слово «паттерн» обозначает сложное сочетание сенсорных стимулов, опознаваемых человеком как член некоторого класса объектов (pattern — анг., образец, модель). В контексте нашего изложения паттерн означает некий пример трехмерного пространства или средового «образца», относящийся к определенному классу, типу, инварианту и т.п., подлежащих формализации.

То, что мы ощущаем (видим, слышим и т.д.), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. При нормальных условиях мы очень тщательно отбираем количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет.

Мысленный образ некоторой пространственной ситуации, представленный в виде схемы, имеет форму когнитивной карты (рис. 127), т.е. своего рода мысленной репрезентации (представления) для множества улиц, зданий, дорожных знаков, светофоров и т.п. Человек способен извлечь из этой карты значимые признаки, расположить их в осмысленной последовательности и представить вразумительную городскую картину, которая бы могла в дальнейшем преобразоваться в прогулочный маршрут, освоение пространства по определенным фиксируемым точкам и т.п. Интенсивность того или иного сообщения в среде создает предпосылку для обнаружения желаемого объекта или функции, поэтому визуализация сообщения в виде знаков, их понятность и различимость могут способствовать лучшему или худшему прочтению среды. Ясность подобного сообщения или его невнятность способствуют созданию для пользователя условий разной степени комфорта, а различного рода помехи могут быть отнесены к т.н. дизайнерскому «шуму».


227






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.