Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Re о го




Га

N.

О о.

Та

О-

Q.

U

И О

CD

3 I- ф с о то

S

о


\


 



s. и

£ а. i

о § X

о I m

 


233


«образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.

Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также
частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее.
Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и
реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны,
можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде
абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний
осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется
ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая =

информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют g-

несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — g

образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на §

том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и §■

образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия В

дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного. £■


Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.

о.

Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации, a g

вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Это не означает, что все з

слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — 1
скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.

S

ж

U

Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, |

аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на i

функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только °
подлинный ключ откроет конкретный замок. Функция этого объекта (как и ключа) — активировать

нервный процесс. Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой н

серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны Ц

структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально. 2.

Способность человека к воображению является мощным свойством памяти. Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя. Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства. Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информациизнание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута. Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты. Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).

Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Картирование есть форма символьной репрезентации;

234


 

 


I

о

I

о


I a> 3-


Рис. 131. Значение прототипа (А); схемы средовых ситуаций (простые и сложные) в профессиональном сознании (Б)

считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими. Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время. Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.

Проблема образного восприятия архитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории. Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму. При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит {рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д. В то время как «внутренняя» форма (рис. 235, 136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков. Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.

Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия. В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.


235



I

m о

ш о

s

u

s я о

X

о

I


Рис. 132. Влияние прототипа на характер жизнедеятельности человека в среде. «Внешняя» форма

функционирования прототипа

Рис. 132—134 даны по кн. 62

236


I

I

о

X

в

I

о


Рис. 133. Стереотипы пространственного поведения




I

I

ф о о.

fT)

I



Рис. 134. Зависимость структуры пространства и способов его освоения человеком


I

г

о

 


Рис. 135. «Внутренняя» форма функционирования прототипа (А); устойчивые пространственные структуры (Б)

239




Рис. 136. Многообразие средовых паттернов, их опознавание по прототипу (пешеходная улица)

(рис. архит. Т. Малявкиной)


ГЛАВА 13. ВИДЕОЭКОЛОГИЯ

В последние годы все активнее о себе заявляет ВИДЕОэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой (см. Филин А.В. Видеоэкология). Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда в сторону господства темно-серого цвета, преобладания прямоугольных объемов, прямых линий и углов. Достаточно остро проблема организации комфортной визуальной среды стоит при создании интерьеров в заводских цехах и фабриках, школах и институтах, больницах, поликлиниках и т.п.

Массовые средства транспорта также меняют визуальное восприятие окружающей среды, затрагивая два аспекта: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статичных объектов для пассажиров транспорта.

Привычную визуальную среду человека изменила и продолжительная работа в помещениях: новые, отличные от природных отделочные материалы, новые источники света и варианты освещения, рассматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, экраны компьютеров и т.д.

Компьютеры и телевизоры создают дополнительную нагрузку на зрение в производстве, быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты. Насыщенность визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние.

Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество как биологический вид привыкло жить тысячелетиями. В связи с вышеперечисленными факторами, специалисты по видеоэкологии рассматривают постоянно видимую среду и ее состояние как важный экологический фактор.

Были выделены два типа дискомфортных визуальных сред — «гомогенные» и «агрессивные» поля городской среды, которым были присвоены определенные характеристики.

«Гомогенные» поля — голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, перегородки, асфальтовое серое покрытие и пр.

«Агрессивные» поля — преобладание одинаковых ординарных элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которых рябит в глазах.

Оба типа отличаются отсутствием композиционных, привлекающих внимание визуальных структур.

Видеоэкология в настоящий момент не имеет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, в частности по допустимым размерам «гомогенных» и «агрессивных» полей в архитектуре города, но акцентирует внимание на визуальном качестве среды, подчеркивая актуальность этого фактора для комфортного в ней проживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.