Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система всеобщей (коллективной) безопасности




Коллективная безопасность — это система совместных действий

государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Все государства — участники системы коллективной безопасности обязаны оказывать помощь в любом случае, если кто-либо из участников системы подвергается вооруженному нападению со сто­роны третьего государства (нападение на одно государство расцени­вается как нападение на всех участников системы).

Универсальная система коллективной безопасности основана на нормах Устава ООН. Особое место занимает Определение агрессии (1974 г.). Это Определение имеет смешанный характер — оно содержит общее понятие агрессии и перечень конкретных агрессивных актов. Агрессия — это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности, поли­тической независимости другого государства.

При определении правомерности применения вооруженных сил наиболее важным критерием является принцип первенства: примене­ние вооруженной силы первым свидетельствует о наличии агрессии. Учитывается также критерий серьезности характера акта незаконного применения вооруженной силы. Этот критерий позволяет СБ прове­сти грань между актом агрессии и таким применением силы, которое не может расцениваться как угроза миру или его нарушение.

Устав ООН предоставляет СБ право принимать решение о при­нудительных мерах, не связанных с применением вооруженных сил (невооруженные санкции: разрыв дипломатических отношений; пе­рерыв морских, воздушных, почтовых, телеграфных и других сооб­щений; эмбарго на поставку оружия и других военных материалов).

Принудительные меры с использованием вооруженных сил пред­ставляют собой операции по поддержанию мира. Они могут прово­диться как миссии военных наблюдателей или как ввод ограничен­ного контингента войск. Обязательные требования к операциям по поддержанию мира:

• решение СБ о проведении операции; наличие целевого и сроч­ного мандата СБ; осуществление общего руководства со стороны СБ; согласие конфликтующих сторон на проведение операции;

• добровольное предоставление воинских контингентов государ­ствами-членами; национальность (гражданство) воинских контин­гентов должна быть приемлема для конфликтующих сторон;

• финансирование операций международным сообществом;

• возложение общего командования по мандату СБ на Генерального секретаря ООН;

• беспристрастность вооруженных сил, их нейтральность, применение оружия только для самообороны.

Типы операций по поддержанию мира:

ü миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров («голубые береты»);

ü силы по поддержанию мира, вооруженные легким стрелковым оружием («голубые каски»).

К 2004 г. было проведено более 50 операций обоих типов по под, держанию мира. При ООН создан Ситуационный центр для органи­зации операций по поддержанию мира.

Опыт ООН в области применения вооруженных сил в точном со­ответствии в Уставом весьма незначителен (1960—1964 гг. — опера­ции ООН в Конго). Уже с 1950-х гг. начала складываться практика передачи Советом Безопасности его полномочий по проведению во­енных операций национальным или многонациональным вооружен­ным силам.

В 1990 г. для пресечения агрессии Ирака против Кувейта СБ по­следовательно принял несколько резолюций. В случае невыпол­нения Ираком требований СБ многонациональным вооруженным силам (Великобритании, США, Франции) было препоручено «ис­пользовать все необходимые средства для восстановления мира в этом районе».

Впервые в международной практике СБ предоставил Ираку «па­узу мира» (29 ноября 1990 г. — 15 января 1991 г.) для добровольного выполнения всех принятых резолюций. Поскольку Ирак не выпол­нил требований СБ, объединенные войска антииракской коалиции разгромили вооруженные силы Ирака и освободили Кувейт. Много­национальные силы не были связаны ни с Военно-штабным комите­том, ни с Генеральным секретарем ООН.

Мандат СБ получили широкомасштабные миротворческие опера­ции на территории бывшей Югославии. В 1993 г. была принята резолю­ция № 836, уполномочившая государства — члены ООН действовать индивидуально или через региональные организации и предпринять все необходимые меры для выполнения мандата ООН по урегулиро­ванию конфликта на территории Боснии и Герцеговины.

В 1995 г. при посредничестве США в Дейтоне было парафировано Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине и При­ложение к нему (мирный договор). Стороны подписали эти докумен­ты в 1995 г. в Париже. Контроль за выполнением Общего соглашения был возложен на Сводные вооруженные силы (многонациональные вооруженные силы, созданные в рамках вооруженных сил НАТО). В декабре 1995 г. СБ post factum принял резолюцию, санкционирую­щую создание Сводных вооруженных сил.

События в Ираке в 2002—2004 гг. свидетельствовали о полной не­способности СБ противостоять стремлениям отдельных государств заниматься вопросами международного мира и безопасности в обход ООН. Совет Безопасности даже не собрался на заседание по ирак­ской проблеме.

В настоящее время можно сделать однозначный вывод, что систе­ма универсальной коллективной безопасности по Уставу ООН прак­тически не действует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.