Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные системы коллективной безопасности




Региональные системы коллективной безопасности представля­ют собой часть универсальной системы коллективной безопасности.

В Уставе ООН закреплена возможность создания региональных организаций безопасности «для разрешения таких вопросов по под­держанию мира, которые являются подходящими для региональных действий».

Устав ООН прямо не содержит требования участия в организаци­ях безопасности государств только одного географического региона. Кроме того, деятельность СБСЕ / ОБСЕ (правомерность создания которой никогда не оспаривалась) и деятельность СНГ показывают, что организации безопасности с субрегиональной структурой также правомерны с точки зрения их создания, как и организации с пол­ностью региональной структурой.

Региональные системы коллективной безопасности действуют прежде всего в рамках региональных организаций общей компетен­ции — ЛАГ, ОАГ, ОАЕ.

Одними из наиболее важных целей Европейского союза в настоя­щее время являются формирование единой внешней и оборонной политики (путем поэтапной интеграции в ЕС Западноевропейского союза), обретение «европейской оборонной идентичности» и потен­циальное создание общих вооруженных сил ЕС. Основные государ­ства — члены ЕС одновременно входят в две субрегиональные орга­низации безопасности — ОБСЕ и НАТО.

Формирование общеевропейской политики безопасности и обо­роны завершилось на официальной Конференции министров оборо­ны в г. Ницца (2000 г.). Были созданы постоянные оборонные струк­туры ЕС, приняты установки по обеспечению военного потенциала, решения по отношению к НАТО и другим государствам.

В настоящее время процесс создания европейской региональной системы коллективной безопасности идет достаточно активно. Од­ним из его направлений является интеграция в ЕС Западноевропейского союза.

Система коллективной безопасности СНГ начала создаваться с 1992 г. Ее нормативную базу составляют Устав СНГ, Договор о кол­лективной безопасности (1992г.), Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. Согласно Договору о коллективной безопасности, если одно из го­сударств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, это рассматривается как агрес­сия против всех государств — участников Договора.

Однако большинство документов, направленных на развитие во­енно-политического сотрудничества в рамках СНГ, имеет деклара­тивный характер и на практике не действует. На заседании Совета глав государств в 2001 г. был принят перспективный план развития военного сотрудничества государств — членов СНГ до 2005 г. Пока все это остается только на бумаге, даже наоборот, усилились процессы дезинтеграции в виде стремления Грузии и Украины стать членами НАТО.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе трансформировалась в международную организацию из международной кон­ференции — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. в г. Хельсинки. Это совещание представляло собой первую попытку создать общую систему европейской безопасности.

СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов.

1. 1990 г. — подписана Парижская хартия для новой Европы; за­ключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе; закрепле­ны положения о праве на равную безопасность для всех и свободу выбора государствами способов обеспечения своей безопасности.

2. 1992 г. — руководители государств заявили, что рассматривают СБСЕ как региональную организацию коллективной безопасности.

3. 1992 г. — формирование системы мирного урегулирования международных споров: Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу; Комиссия СБСЕ по примирению; Положение о дирек­тивном примирении.

С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО. В на­стоящее время членами этой ММПО являются все государства Евро­пы, США, Канада, государства Средней Азии, Казахстан. Субрегио­нальный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности.

Операции по поддержанию мира в рамках СБСЕ / ОБСЕ могут проводиться только с согласия конфликтующих сторон и не должны иметь принудительного характера. Запрет применения принудитель­ных мер — отличительная черта системы общеевропейской безопас­ности.

Преобразование СБСЕ в ОБСЕ повлекло за собой своеобразный эффект: ОБСЕ перестала играть значимую роль в мире. Система общеевропейской коллективной безопасности не действует, а ОБСЕ так и не стала региональной организацией безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) была созда­на в 1949 г. Первоначальные члены — США, Канада, Великобрита­ния, Франция, Норвегия, Бельгия, Дания, Исландия, Люксембург, Нидерланды. В 1950—1960-х гг. в НАТО вступили ФРГ, Италия, Ис­пания, Турция, Греция, Португалия; в 1999 г. — Польша, Венгрия, Чехия; в 2004 г. — Словения, Литва, Эстония.

Нормативная основа деятельности этой ММПО — Североатлан­тический пакт (Устав). Положения Устава свидетельствуют о том, что НАТО представляет собой региональную систему коллективной европейской безопасности, несмотря на субрегиональный характер. НАТО — региональная организация безопасности закрытого типа: для вступления в эту организацию необходимо приглашение и со­гласие ее первоначальных членов.

В 1999 г. была принята новая стратегическая концепция НАТО. Провозглашено право альянса на проведение военных операций за пределами государств-членов по своему усмотрению, без мандата ООН или СБ, без согласования с ОБСЕ. Была принята также кон­цепция «превентивной обороны» — право применять вооруженную силу не в порядке самообороны, а против тех государств, от которых исходит только потенциальная угроза.

В 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о вза­имных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Акт представляет собой нормативную основу отношений Россия — НАТО. В нем закреплена готовность НАТО не размещать на территории новых государств-членов ядерного оружия и не изме­нять ядерную политику НАТО. В 2002 г. был создан Совет Россия — НАТО (СРН).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.