Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие международных договоров




ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Разрешение споров в международных организациях. В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций.

Международная судебная процедура. Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального, так и регионального характера.

Международные третейские суды (арбитраж). Международный арбитраж - организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.

Международная примирительная процедура.

А. Следственные комиссии. В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов. Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства. Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Б. Согласительные комиссии - получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии. В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

- Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

- Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров. Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон. Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению:

а) межгосударственных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); б)как межгосударственных споров, так идел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека);

в) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);

г) по привлечению к ответственности физических лиц (Международный уголовный суд);

д) различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал рассматривает споры между: государствами - участниками Конвенции 1982г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Государства - участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирования разногласия. Любому государству - стороне в споре или государству, которого непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения периодических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения. В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу. Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

Совет Безопасности вправе направить на ранней стадии миссии по установлению фактов или миссии добрых услуг или обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдателей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает возможность использования положений Устава для обсуждения споров или ситуаций, когда это целесообразно, возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарь ООН, если к нему обратились государства, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит разрешение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Контрольные вопросы темы:

1. Что понимается под международным спором и ситуацией?

2.Что предполагают переговоры и консультации?

3. Как происходит согласительная процедура?

4.Каковы правила оказания добрых услуг и посредничества?

5.В чем особенности разрешения споров международными судами и международным арбитражем?

6.Как происходит разрешение споров международными организациями?

Литература:

№№ 2, 3, 5, 8, 10, 12-17, 19, 22, 26-30, 36, 43, 49, 51-53, 68, 76, 77, 98, 11, 11, 114-116, 121-125, 141, 147, 158, 166-168, 170-192, 257.

Тема 9.ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

 

1.Право международных договоров: понятие, источники, кодификация.

2.Понятие и классификация международных договоров. Стороны в договорах. Форма и структура договоров.

3.Действие договора.

4.Толкование договора.

5.Заключение, прекращение и приостановление действия договора.

6.Недействительность международных договоров.

7.Обеспечение выполнения международных договоров.

 

9.1. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, СУБЪЕКТЫ

Международные договоры в письменном виде закрепляли соглашения государств с конца IV - начала III тысячелетия до н.э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались, в основном, вопросам войны и мира, перемирия и союзов. Как правило, это были двусторонние договоры. С развитием международных отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся. Стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим мореплавания, торговли, консульских отношений и т.д. Все большее распространение получают многосторонние договоры. Постепенно международный договор становится основным источником международного права. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, которые в своей совокупности и составили особую отрасль международного права - право международных договоров.

Право международных договоров - отрасль международного права, регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров. Это базовая отрасль международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах взаимодействия и сотрудничества. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969г. - основной договорной акт, регулирующий отношения, касающиеся международных договоров. Вступила в силу в 1980г. Хотя ее участниками являются около 80 государств, на нее ссылаются как на общепризнанный источник норм договорного права.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международной жизни повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. В этих целях в 1986г. на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями(1986г.). В 1978г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией международного права, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, которая, однако, до сих пор не вступила в силу. Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Хотя Венские конвенции 1978 и 1986 г. не вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм.

В процессе создания норм права международных договоров важное место занимают конституции и другие внутренние нормативные акты государств. Они устанавливают, какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, определяют органы и процедуру ратификации, перечень договоров, подлежащих обязательному предварительному парламентскому одобрению и ратификации, последовательность осуществления этих актов и т.д.

В законодательстве России этим вопросам посвящены отдельные статьи Конституции РФ, Федеральный Закон "О международных договорах Российской Федерации" 1995г. и другие нормативные акты. В некоторых государствах действуют специальные законодательные акты (конституции, законы) в области международных договоров. Они подробно определяют внутригосударственный порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров государств с другими государствами и международными организациями. Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы и наименования, регулируемого ими объекта, процедуры их заключения, а также от видов их участников.

Субъекты права международных договоров - это субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры: государства; борющиеся за независимость нации; межгосударственные организации. Правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена и они могут заключать договоры по любым вопросам. Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров. Правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами. Поскольку международная организация, в отличие от государства, обладает производной и специальной правосубъектностью, возможности ее участия в качестве стороны в договорах более ограничены, чем возможности государства.

Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных договоров.

Объект международного договора - отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ; действий и воздержания от действий.

Участвующее в переговорах государство - это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора; договаривающееся - государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами.

Кроме правительства, государство могут представлять при заключении договоров другие органы и лица: глава государства, министр иностранных дел, различные министерства и ведомства. В зависимости от уровня, на котором заключен международный договор, различаются договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

В системе международных договоров с участием международных организаций различаются две их разновидности: договоры международных организаций с государствами и договоры международных организаций друг с другом. Все эти договоры имеют ряд особенностей, связанных с согласованием воль, порядком заключения, применения и прекращения договора.

В Венской конвенции 1969г. международный договор определен как " международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (ст.2).

Международный договор- средство поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества, защиты основных прав и свобод человека и обеспечения законных интересов государств и других субъектов МП.

Договоры могут классифицироваться:

1. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние акты. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой – несколько. С развитием международного сотрудничества значительно возрастают удельный вес и роль многосторонних договоров. В создании общеобязательных международно-правовых норм они уже сегодня занимают первое место. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными, или партикулярными.

2. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические, по правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д. К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры и др. К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. Среди договоров третьего вида находятся многочисленные соглашения по самым различным специальным вопросам: в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, консульские конвенции. Среди договоров по правовым вопросам особое место занимают многосторонние конвенции, кодифицирующие различные отрасли международного права. Таковы Венские конвенции: О дипломатических сношениях 1961г., Конвенция ООН по морскому праву 1982г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г. и др.

У договоров с участием международных организаций круг объектов несколько уже. Международные организации в силу своих особенностей как субъектов международного права не могут заключать друг с другом политические договоры некоторых видов (о дружбе и взаимной помощи, союзные и мирные договоры, о нейтралитете, об обмене территориями и многие другие). Объектами договоров с участием международных организаций являются главным образом экономические и специальные вопросы, входящие в компетенцию организаций, согласно их уставам.

3. Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие участников этих организаций. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора.

Общие многосторонние договоры, по определению Венской декларации об универсальности 1969г., представляют собой договоры, "которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом". К ним относятся договоры, касающиеся обеспечения международного мира и безопасности. Общие многосторонние договоры, как подчеркивается в Венской декларации 1969 г., "должны быть открыты для всеобщего участия".

Закон "О международных договорах Российской Федерации" 1995г. предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ, и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий.

Средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения, составляют форму международного договора. Форма международного договора - письменная и устная (джентльменское соглашение). Форма конкретного договора зависит от согласия сторон.

Структура международного договора: 1) преамбула договора - часть договора, формулирующая цели договора, а также используемая для толкования договора; 2) основная часть международного договора - статьи международного договора, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части; 3) заключительная часть международного договора - условия вступления в силу и прекращения договора, язык на котором составлен текст договора.

Наименование международных договоров - конвенция, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол - юридического значения это не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие "договор" рассматривается в качестве родового понятия.

Язык договора, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонние договоры обычно составляются на языках обеих договаривающихся сторон в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон юридически равнозначны (аутентичны), хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке.

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и имеют обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969и 1986 гг. порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу.

Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: а) с момента подписания; б) по истечении определенного срока после подписания; в) с указанной в договоре даты. Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации (утверждению), обусловлен их характером. Двусторонние договоры вступают в силу: а) в день обмена ратификационными грамотами; б) по истечении установленного срока (часто - тридцати дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы. В договорах могут предусматриваться и другие, особые условия вступления его в силу. Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора

Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу.

Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания. Большинство договоров срочные. К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры. В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств. В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается. Пролонгация - продление действия договора, осуществляемое до истечения срока.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Если иное намерение не указано в договоре или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) - один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров. Существенный аспект содержания этого принципа заключается в том, что международный договор не должен вторгаться в сферу интересов третьего государства и распоряжаться его правами. Права и интересы третьего государства не могут быть объектом международного договора. Договор, нарушающий права третьих государств, считается недействительным.

Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного.

В современных условиях особое значение приобрела проблема последствий правового характера, возникающих из содержания общего многостороннего договора (договоры по регулированию глобальных проблем современности, кодифицирующие конвенции и т.д.). Заинтересованность неучаствующих государств в общем многостороннем договоре несомненна, степень правового воздействия на них такого договора наиболее высокая. Согласие с положениями договора в этом случае формируется чаще всего как обычная дополнительная норма, возникающая путем применения в практике неучаствующим государством положений договора.

Сам факт существования действительного договора создает для неучаствующих государств обязанность уважения к тому положению или результату, который явился следствием договора (например: об установлении и изменении границ, о признании статуса нейтралитета). Но в данном случае речь идет не об обязательной силе договора для третьих государств, а об обязательности государств, вытекающей из основных принципов международного права, уважать правомерные чужие договоры. Эта обязанность государств является одним из аспектов содержания принципа строгого соблюдения международных договоров, стоящего на страже их стабильности и эффективности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.