Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное право




Матвеев А. Г. Принятие Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений: поиски компромисса или воплощение определенной теории? // Современное состояние российского законодательства: проблемы и пути совершенствования: тез. докл. междунар. науч. -прак. конф. (г. Пермь, Перм. ун-т 23 октября 2009 г.). Пермь, 2009.

Матвеев А. Г. Принятие Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений: поиски компромисса или воплощение определенной теории? // Современное состояние российского законодательства: проблемы и пути совершенствования: тез. докл. междунар. науч. -прак. конф. (г. Пермь, Перм. ун-т 23 октября 2009 г.). Пермь, 2009.

Процедура оценки контрольной работы.

Срок для проверки контрольных работ – 10 (десять) календарных дней. Начало течения срока - для студентов заочной формы обучения дата поступления контрольной работы на кафедру, для студентов, обучающихся дистанционно – дата сообщения на кафедру сведений о наличии контрольной работы в представительстве НГУЭУ.

Результат проверки контрольной работы фиксируется в таблице оценочного заключения на титульном листе, а текст замечаний, рекомендаций и предложений излагается на обратной стороне титульного листа работы.

Сроки представления контрольной работы и доработки по выявленным замечаниям определяются в соответствии с графиком учебного процесса.

21. Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав (издание второе, переработанное и дополненное). - М.: Русский двор, 2000.

22. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978.

23. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий / под ред. Гаврилова Э. П. - М.: Прогресс, 1982.

24. Пиленко А. А. Международные литературные конвенции. – СПб.: Тип. Морского министерства и Главного адмиралтейства, 1894.

25. Судариков С.А. Основы авторского права. - Минск: Амалфея, 2000.

26. Талимончик В. Применение Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений судами России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 2.

27. Шатров В. П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. - М.: Международные отношения, 1982.

 

Раздел 3. Авторское право Европейского Союза.

ЕС и проблема унификации и гармонизации права интеллектуальной собственности. Специфика системы источников права ЕС. Проблемы гармонизации авторского права в ЕС. Обзор отдельных директив ЕС об авторском праве. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных в ЕС. Гармонизация сроков охраны авторского права в ЕС. Право следования в контексте гармонизации авторского права в ЕС. Авторское право ЕС в условиях информационного общества.

 

Литература.

1. Абдуллин А. И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: дис.... док. юрид. наук. – М., 2006.

2. Кравченко В. Директива ЕС об авторских правах в Интернете / В. Кравченко, А. Симонова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №5.

3. Ладёр К.-Х. Теория аутопойезиса как подход, по­зволяющий лучше понять право постмодерна (от иерархии норм к гетерархии изменяющихся паттернов правовых интеротно­шений) // Правоведение. 2007. №4.

4. Флорансон П. Опыт Европейского Сообщества в сфере охраны авторского права и смежных прав. Серия документов об авторском праве и смежных правах, предлагаемых программой «ТАСИС – интеллектуальная собственность» [Электронный ресурс]. – Париж, 2001. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.avin.ru/tacis.php?law=9; свободный.

5. Эдельман Б. Мысли об авторском праве и путях его развития в странах европейского Экономического Сообщества // Бюллетень по авторскому праву. 1994. Т. XXVII, №3.

6. Энтин В. Меры обеспечения прав на интеллектуальную собственность в европейском праве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2005. № 7.

7. Ханина К. Генезис права интеллектуальной собственности Европейского Союза // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2004. № 4,

 

Раздел 4. Охрана прав авторов в отношениях, осложненных иностранным элементом.

Соглашения об авторском праве, в которых участвует Российская Федерация. Присоединение РФ к Парижскому акту Всемирной конвенции об авторском праве, к бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, к Договору ВОИС по авторскому праву, Соглашению ТРИПС.

Охрана иностранных произведений на территории РФ. Охрана российских произведений на территории иностранных государств.

 

Литература.

1. Гаврилов Э. П. Авторское право и смежные права во взаимоотношениях России и стран ближнего зарубежья // Патенты и лицензии. 2005. N 4.

2. Гаврилов Э. П. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. 2001. N 11.

3. Гаврилов Э.П. Решение вопросов международного частного права в части четвертой гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право, 2008, № 3.

4. Максимова Л. Охрана произведений иностранных и иных авторов в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2005, № 4.

5. Моргунова Е. А. Авторское право. Учебное пособие. – М.: Норма, 2008.

6. Подшибихин Л., Леонтьев К. Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. 2001. N 4.

7. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Издательство «Проспект», 2001.

8. Степанов О. Международно-правовые меры защиты интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2003, № 1.

9. Талимончик В. Применение Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений судами России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 2.

10. Талимончик В.П. Имплементация норм международных договоров РФ в часть четвертую ГК РФ // Журнал международного частного права, 2007, № 3.

11. Хлестова И. О. Международно-правовая охрана авторских прав // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2006. № 2.

 

Раздел 5. Современные проблемы международного авторского права.

Авторское право в контексте прав человека. Субъективное авторское право как право человека: аргументы «за» и «против». Соотношение субъективного авторского права и других прав человека. Авторское право и свободная культура. Авторское право и доступ к информации.

Взаимное влияние новых технологий и авторского права
«Цифровая форма произведения». Проблемы охраны авторских прав в сети Интернет. Определение юрисдикции судов по нарушениям в сети Интернет. Аудиовизуальные произведения.

Проблема регламентации моральных прав автора в международном авторском праве.

Влияние интересов развивающихся стран на международное авторское право. Сущность проблемы охраны авторского права в развивающихся странах. Стокгольмский протокол 1967 г. к Бернской конвенции: основные материально-правовые предписания. Особенности охраны авторских прав в развивающихся странах на современном этапе.

Современные теории и взгляды, критикующие авторское право.

 

Литература.

1. Барлоу Дж. П. Продажа вина без бутылок. Экономика сознания в глобальной Сети [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.lib.ru /COPYRIGHT/barlou.txt (2006, свободный.

2. Вилинов А. Практика регулирования отношений, связанных с незаконным использованием объектов авторского и смежных прав в сети Интернет, в США, россии и ряде стран ЕС // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. №12.

3. Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. – М.: «Волтерс Клувер», 2007.

4. Калятин В.О. Проблемы установления юрисдикции в Интернете // Законодательство, 2001, № 5.

5. Корчагин А. Каким быть международному договору по охране аудиовизуальных исполнений? / А. Корчагин, Г. Негуляев, Л. Подшибихин // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №5.

6. Лессиг Л. Свободная культура.– М.: Прагматика культуры, 2007.

7. Луцкер А. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.

8. Люка А. Авторское право и цифровые компьютерные технологии [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.avin.ru/tacis.php?law=6; свободный.

9. Матвеев А. Г. Личные неимущественные (моральные) права автора в современном международном праве // Актуальные проблемы международного публичного и частного права: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. Выпуск 2. 2009.

10. Матвеев А. Г. Основные взгляды и теории, критикующие авторское право // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск 3(9). 2010.

11. Столлман Р. Пересмотр системы авторских прав: общество должно преобладать. [Электронный ресурс]– Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gnu.org/philosophy/reevaluating-copyright.ru.html свободный.

12. Федотов М. А, Перспективы правового регулирования деятельности в киберпространстве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №4.

13. Яши П. Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2001/48/iashi.html., свободный

 

5.2. Практический блок (Темы для семинарских занятий)

 

Тема 1. Становление международной охраны авторского права

1. Причины и условия появления авторского права. Учения, обосновывающие авторское право

2. Англо-американское авторское право: становление и основные черты

3. Романо-германское авторское право: становление и основные черты

4. Территориальный характер авторского права и история международной контрафакции

5. Виды международной охраны авторского права

6. Первые двухсторонние конвенции об авторском праве

 

Литература.

1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

2. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Авторское право: сб. нормативных актов: / под ред. В. К. Пучинского, М. Н. Кузнецова. – М.: Изд-во УДН, 1988.

3. Гришаев С. П. Авторско-правовые теории в США: Критический анализ // Правоведение. – 1983. № 5.

4. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. – М.: Междунар. отношения, 1993.

5. Кашанин А. В.· Развитие взглядов на соотношение личных неимущественных и имущественных прав автора в континентальной доктрине авторского права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7.

6. Липцик Д. Авторское право и смежные права. - М.: Ладомир, 2002.

7. Матвеев А. Г. Правовая регламентация использования произведений художественного творчества: эволюция правовых воззрений и современность. Пермь,: Перм. гос. ун-т. 2010.

8. Пиленко А. А. Международные литературные конвенции. – СПб.: Тип. Морского министерства и Главного адмиралтейства, 1894.

9. Пиленко А. А. Право изобретателя. Историко-догматическое исследование. – М.: Статут, 2001.

 

Тема 2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

1. История и причины принятия Бернской конвенции

2. Характеристика Бернской конвенции в редакции 1886 г.

3. Эволюция Бернской конвенции и общий анализ ее дополнений и пересмотров 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967 и 1971 гг.

4. Основные материально-правовые предписания Парижского акта (1971 г.) Бернской конвенции.

5. Административные (процедурные) и заключительные положения Бернской конвенции.

6. Положения Бернской конвенции, относящиеся к развивающимся странам.

 

Литература.

1. Близнец И. А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права (под ред. И. А. Близнеца). – М.: «Проспект», 2011.

2. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки. - М.: Наука, 1973.

3. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. – М.: Междунар. отношения, 1993.

4. Еремин А. В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав // Гражданин и право. 2006. № 7.

5. Кузнецов М. Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. – М.: Изд-во УДН, 1988.

6. Липцик Д. Авторское право и смежные права. - М.: Ладомир, 2002.

8. Матвеев А. Г. Право авторства и право на неприкосновенность произведения в российском и международном авторском праве. М.: Юрлитинформ, 2013. 216 с.

9. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978.

10. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий / под ред. Гаврилова Э. П. - М.: Прогресс, 1982.

11. Пиленко А. А. Международные литературные конвенции. – СПб.: Тип. Морского министерства и Главного адмиралтейства, 1894.

12. Судариков С.А. Основы авторского права. - Минск: Амалфея, 2000.

 

Тема 3. Современные многосторонние соглашения об авторском праве. Авторское право Европейского Союза

1. Причины и история принятия Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

2. Основные материально-правовые предписания и процедурные нормы Всемирной конвенции об авторском праве

3. Парижский акт Всемирной конвенции об авторском праве 1971 г.: его общая характеристика и современное значение

4. Соглашение ТРИПС как источник международного авторского права: его значение и общая характеристика

5. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.

6. Основные направления унификации и гармонизации авторского права ЕС.

 

Литература.

1. Абдуллин А. И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: дис.... док. юрид. наук. – М., 2006.

2. Близнец И., Леонтьев К. Всемирная конвенция об авторском праве: основные принципы и положения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2004, № 3.

3. Близнец И., Леонтьев К. Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2004, № 6.

4. Близнец И., Подшибихин Л., Леонтьев К. Анализ соответствия законодательства РФ положениям «Интернет - договоров» ВОИС // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2005, № 6.

5. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки. - М.: Наука, 1973.

6. Еременко В.И. Всемирная торговая организация и законодательство РФ об интеллектуальной собственности. - Законодательство и экономика, 2006, № 10.

7. Еремин А.В. Договор по авторскому праву ВОИС // Гражданин и право. 2006. N 3.

8. Кравченко В. Директива ЕС об авторских правах в Интернете / В. Кравченко, А. Симонова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №5.

9. Кузнецов М. Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. – М.: Изд-во УДН, 1988.

10. Липцик Д. Авторское право и смежные права. - М.: Ладомир, 2002.

11. Матвеев А. Г. Право авторства и право на неприкосновенность произведения в российском и международном авторском праве. М.: Юрлитинформ, 2013. 216 с.

12. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978.

13. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий / под ред. Гаврилова Э. П. - М.: Прогресс, 1982.

14. Судариков С.А. Основы авторского права. - Минск: Амалфея, 2000.

15. Флорансон П. Опыт Европейского Сообщества в сфере охраны авторского права и смежных прав. Серия документов об авторском праве и смежных правах, предлагаемых программой «ТАСИС – интеллектуальная собственность» [Электронный ресурс]. – Париж, 2001. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.avin.ru/tacis.php?law=9; свободный.

16. Ханина К. Генезис права интеллектуальной собственности Европейского Союза // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2004. № 4,

 

Тема 4. Охрана прав авторов в отношениях, осложненных иностранным элементом.

1. Соглашения об авторском праве, в которых участвует Российская Федерация.

2. Присоединение РФ к Бернской конвенции и проблема ретроохраны

3. Охрана иностранных произведений на территории РФ

4. Охрана российских произведений на территории иностранных государств.

 

Литература.

1. Ануфриева Л. П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть. - М.: БЕК, 2002.

2. Гаврилов Э. П. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. 2001. N 11.

3. Гаврилов Э.П. Решение вопросов международного частного права в части четвертой гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право, 2008, № 3.

4. Моргунова Е. А. Авторское право. Учебное пособие. – М.: Норма, 2008.

5. Подшибихин Л., Леонтьев К. Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. 2001. N 4.

6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Издательство «Проспект», 2001.

7. Талимончик В. Применение Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений судами России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 2.

 

 

Тема 5. Современные проблемы международного авторского права.

1. Субъективное авторское право как право человека: аргументы «за» и «против»

2. Проблемы охраны авторских прав в сети Интернет

3. Проблема регламентации моральных прав автора в международном авторском праве

4. Особенности охраны авторских прав в развивающихся странах на современном этапе

5. Тенденции и перспективы международного авторского права

 

Литература.

1. Барлоу Дж. П. Продажа вина без бутылок. Экономика сознания в глобальной Сети [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.lib.ru /COPYRIGHT/barlou.txt (2006, свободный.

2. Вилинов А. Практика регулирования отношений, связанных с незаконным использованием объектов авторского и смежных прав в сети Интернет, в США, россии и ряде стран ЕС // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. №12.

3. Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. – М.: «Волтерс Клувер», 2007.

4. Лессиг Л. Свободная культура.– М.: Прагматика культуры, 2007.

5. Луцкер А. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.

6. Матвеев А. Г. Вопрос о выборе применимого закона при нарушении авторского права в сети Интернет // Второй пермский конгресс ученых юристов: матер. междунар. науч.-прак. конф. (г. Пермь, Перм. гос. нац. иссл. ун-т,, 28-29 октября 2011 г.) Пермь. 2011. С. 156-158.

7. Матвеев А. Г. Основные взгляды и теории, критикующие авторское право // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск 3(9). 2010.

8. Столлман Р. Пересмотр системы авторских прав: общество должно преобладать. [Электронный ресурс]– Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gnu.org/philosophy/reevaluating-copyright.ru.html свободный.

9. Яши П. Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2001/48/iashi.html., свободный

 

6. Аннотация УМК по дисциплине

 

6.1. Аннотация (на русском языке)

 

Учебный курс «Международное авторское право» является дисциплиной специализации и изучается на четвертом курсе. В программу данного курса включены актуальные вопросы истории и теории международного авторского права, охватывающие как международное, так и национальное регулирование осложненных иностранным элементом отношений, связанных с созданием и использованием литературных и художественных произведений.

Программой учебного курса предусматривается проведение лекционных занятий (18 часов), семинарских занятий (10 часов) и выполнение самостоятельной работы студентами (26 часов). Самостоятельная работа включает освоение теоретического материала и изучение источников международного авторского права.

В настоящей программе изложена тематика лекционных и семинарских занятий, указаны основная и дополнительная литература, обозначены примерные вопросы для входного и текущего контролей, контрольные вопросы для оценки качества освоения курса.

 

6.2. Аннотация (на английском языке)

 

7. Результаты обучения

 

7.1. Описание результатов

 

В результате обучения по настоящей дисциплине студент должен

знать экономические, социальные, культурные основы авторского права;

иметь представление о всеобщей истории авторского права, уметь сравнивать авторское право различных правовых систем;

знать виды международной охраны авторских прав, основные источники международного авторского права, историю их принятия и их содержание;

уметь работать с этими источниками, оперировать авторско-правовыми понятиями;

знать специфику авторского права Европейского Союза;

знать особенности авторско-правовых отношений, осложненные иностранным элементом, уметь квалифицировать данные отношения;

знать основные проблемы международного авторского права, уметь ориентироваться в данных проблемах и высказывать на них собственную аргументированную точку зрения.

 

7.2. Критерии оценки результатов.

 

Способом подтверждения обучающимся достижения результатов обучения является зачет.

Оценка «зачтено» ставится, если студент освоил программный материал всех разделов, знает отдельные детали, последователен в изложении программного материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «не зачтено» ставится, если студент не знает отдельных разделов программного материала, непоследователен в его изложении, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

 

8. Порядок освоения разделов и тем дисциплины

 

Аудиторные занятия с преподавателем по настоящей дисциплине проводятся один раз в неделю. Лекции и семинарские занятия чередуются в порядке, указанном в настоящем разделе. Исходя из данного принципа разделы, составляющие содержание дисциплины, осваиваются в следующем порядке.

· Лекция (по разд. 1)

· Лекция (1 ч. по разд. 1 и 1 ч. по разд. 2)

· Семинар (по теме 1)

· Лекция (по разд. 2)

· Лекция (по разд. 2(

· Семинар (по теме 2)

· Лекция (по разд. 2)

· Лекция (по разд. 3)

· Семинар (по теме 3)

· Лекция (по разд. 4)

· Семинар (по теме 4)

· Лекция (по разд. 5)

· Лекция (по разд. 5)

· Семинар (по теме 5)

 

9. Текущий контроль. Организация текущего контроля

 

Текущий контроль проводится после изучения первых четырех разделов настоящей дисциплины. Текущий контроль проводится преподавателем, который ведет семинарские занятия. Данный вид контроля проводится во время семинарского занятия по теме № 4.

Текущий контроль проводится в форме теста. Система оценивания результатов текущего контроля является балльной. Для успешного прохождения текущего контроля студент должен набрать не менее 66 баллов из 100 возможных.

 

Материалы текущего контроля.

Контрольный тест.

1. Группа студентов высшей школы Mixit создала на своем музыкальном веб-сайте на базе Интернета обменный пункт произведениями музыки в стиле «рэп», не запросив при этом разрешения законных правообладателей. Веб-сайт пользовался успехом, при этом ежедневно отмечались десятки миллионов релевантных обращений. Певцы-исполнители в стиле «рэп», чьи песни становились объектом обмена через этот веб-сайт, констатировали увеличение продаж своей музыкальной продукции на 20%. Тем не менее музыкальные продюсеры объединились и предъявили иск, утверждая, что загрузка музыки через этот веб-сайт является незаконным видом деятельности и равнозначна нарушению авторского права. Они просят вашего совета в отношении возможности получения компенсации. Какое из утверждений является правильным:

а) Веб-сайт является хорошим инструментом для рекламы исполнителей, о чем свидетельствует рост объема продаж, и поэтому он не является нарушением авторского права

б) Веб-сайт не нарушает чьи-либо права, поскольку обмен музыкой происходит только между студентами и не является публичным

в) Музыканты и продюсеры музыки в стиле «рэп» должны получить компенсацию за ущерб, поскольку только они имеют исключительное право разрешать распространение своих произведений

г) Только музыканты-исполнители музыки в стиле «рэп» могут подать иск, поскольку они являются подлинными владельцами прав

 

2. Автор романов г-н Хоризон, проживающий в стране-участнице Бернской конвенции, хотел бы знать, может ли он зарегистрировать свое новое произведение. Какое из утверждений является правильным?

а) Регистрация любого интеллектуального произведения необходима для получения охраны

б) Произведение охраняется авторским правом, таким образом условие регистрации для получения охраны отсутствует

в) Произведение охраняется авторским правом, только если оно зарегистрировано в стране, где произведение опубликовано

г) Роман не отвечает условиям охраны с помощью авторского права

 

3. Какой из следующих объектов не может охраняться в соответствии с авторским правом:

а) Оригинальное поэтическое произведение

б) Замысел романа

в) Музыкальные композиции без слов

г) Музыкальные композиции со словами

д) Компьютерные программы

 

4. Какое из следующих утверждений является правильным:

а) Страны общего права не требуют фиксации произведения в какой-либо форме для получения ими охраны

б) В странах континентального права произведение охраняется с момента его регистрации

в) Согласно Бернской конвенции произведение охраняется с момента создания без регистрации

г) Бернская конвенция требует регистрации иностранных произведений для получения ими охраны

 

5. Какие из личных неимущественных прав автора охраняются Бернской конвенцией:

а) Право на обнародование

б) Право на отзыв

в) Право авторства

г) Право на защиту репутации (на неприкосновенность произведения)

 

6. Какое из международных авторско-правовых соглашений ввело право на доведение до всеобщего сведения:

а) Бернская конвенция

б) Всемирная конвенция об авторском праве

в) Соглашение ТРИПС

г) Договор ВОИС по авторскому праву

 

7. В каком из международных соглашений об авторском праве участвовал СССР:

а) Бернская конвенция

б) Всемирная конвенция об авторском праве

в) Соглашение ТРИПС

г) Договор ВОИС по авторскому праву

 

10. Промежуточная аттестация (итоговая аттестация студента по дисциплине)

 

Промежуточная аттестация студента по настоящей дисциплине проводится по итогам семинарских занятий с учетом успешного прохождения студентом текущего контроля. Студенты, не аттестованные в указанной форме, устно сдают преподавателю зачет по приведенным ниже вопросам.

 

Перечень вопросов для зачета.

1. Экономические, социальные, культурные основы авторского права

2. Общая характеристика учений, обосновывающих авторское право

3. Становление и основные черты англо-американского авторского права

4. Становление и основные черты романо-германского авторского права

5. Территориальный характер авторского права

6. Виды международной охраны авторского права

7. Становление системы международной охраны авторского права.

8. Первые двухсторонние конвенции об авторском праве.

9. История, причины принятия и основные черты Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

10. Эволюция Бернской конвенции в XX в.

11. Основные материально-правовые предписания Парижского акта (1971 г.) Бернской конвенции.

12. Административные (процедурные) и заключительные положения Бернской конвенции.

13. Общая характеристика Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

14. Общая характеристика Парижского акта Всемирной конвенции об авторском праве 1971 г.

15. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) ОТ 15 апреля 1994 г. как источник международного авторского права

16. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.

17. Межамериканские конвенции об авторском праве

18. Основные направления унификации и гармонизации авторского права ЕС.

19. Участие Российской империи и СССР в соглашениях об авторском праве

20. Соглашения об авторском праве, в которых участвует Российская Федерация.

21. Охрана иностранных произведений на территории РФ

22. Охрана российских произведений на территории иностранных государств.

23. Влияние новых технологий на авторское право

24. Личные неимущественные (моральные) права автора в международном авторском праве

25. Сроки действия авторских прав в международном авторском праве

26. авторское право и развивающиеся страны

 

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

11.1. Литература

 

Основная литература.

1. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки. - М.: Наука, 1973.

2. Липцик Д. Авторское право и смежные права. - М.: Ладомир, 2002.

3. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978.

 

Дополнительная литература.

1. Ануфриева Л. П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть. - М.: БЕК, 2002.

2. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

3. Близнец И. А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права (под ред. И. А. Близнеца). – М.: «Проспект», 2011.

4. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Авторское право: сб. нормативных актов: / под ред. В. К. Пучинского, М. Н. Кузнецова. – М.: Изд-во УДН, 1988.

5. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. – М.: Междунар. отношения, 1993.

6. Ерпылева Н. Ю. Международное частное право. Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

7. Кузнецов М. Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. – М.: Изд-во УДН, 1988.

8. Лунц л. а. Курс международного частного права: В 3 т. – М.: Спарк, 2002.

9. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий / под ред. Гаврилова Э. П. - М.: Прогресс, 1982.

10. Судариков С.А. Основы авторского права. - Минск: Амалфея, 2000.

 

11.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины

 

На кафедре международного и европейского права ГОУВПО «Пермский государственный университет» имеются:

1.Данный учебно-методический комплекс;

2.учебники и учебные пособия, монографии, статьи и диссертации, входящие в список рекомендованной литературы;

Эти материалы взяты из общедоступных источников, либо отсканированы усилиями студентов и преподавателя. Преподавателю рекомендуется предоставить эти материалы студентам для личного использования (достаточно одного CD на группу для копирования файлов по цепочке). Коммерческое распространение электронных материалов запрещается.

 

11.3. Методические рекомендации преподавателю

 

Международное авторское право как учебная дисциплина отличается многообразием подходов к изучению авторско-правовых явлений, осложненных иностранным элементом. В связи с этим преподавателю необходимо излагать студентам различные точки зрения, а не только свою собственную. Аргументацию в пользу той или иной позиции необходимо подавать сбалансировано, предоставляя возможность студентам сделать сознательный выбор в пользу того или иного мнения. Преподавателям, ведущим семинарские занятия, необходимо учитывать позицию лектора.

На лекциях материал может излагаться в соответствии с логикой развертывания тех или иных проблем, либо же с привязкой к конкретным историческим этапам развития международного авторского права.

Преподавателю следует учитывать трудности усвоения данной учебной дисциплины, которые связаны со спецификой ее предмета и обилием подробных правовых предписаний, многочисленных политичес­ких и правовых документов, используемых в курсе.

 

11.4. Методические указания студентам

 

Содержание дисциплины «международное авторское право» направлено на достижение указанных выше целей. В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в юридической литературе. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имею­щиеся в научных и учебных изданиях. Следует подчеркнуть, что для успешного освоения дисциплины нельзя ограничиваться только материалами лекций: для освоения курса следует использовать учебную и научную литературу, рекомен­дуемую настоящим изданием.

Семинарские занятия – это важнейший способ закрепления знаний, полученных на лекциях и при чтении специальной литературы Они позволяют в свободной обстановке обменяться мнениями, до конца уяснить проблемный вопрос, связать теоретические положения с прак­тикой. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, явля­ются основными в соответствующей теме. К ним необходимо готовиться са­мым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемого явления, привести аргументы в пользу выдвигае­мых теорий и против отвергаемых концепций. Начинать подготовку к семинару следует с чтения конспекта лек­ций, соответствующего раздела того или иного источника права и рекомендуемого научного либо учебного издания.

Самостоятельная работа студентов охватывает не только написание письменных работ; она выражается также в дополнительном изучении ими научной и учебной литературы, современных периодических изданий, в подготовке к семинарским занятиям и контрольным занятиям, в написании научных статей и выступлений на конференциях.

Следует подчеркнуть, что рассматриваемая дисциплина не велика по объему в сравнении с большинством из преподаваемых на юридическом факультете курсов. Однако следует упредить возможное желание студентов отложить изучение курса на конец семестра. При относительно небольшом объеме дисциплина затрагивает большое количество деталей, которые для человека, не понявшего систему и основные закономерности развития международного авторского права, не получившего в ходе семестра навыков работы с достаточно сложным материалом, могут стать серьезным препятствием.

 

 

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

 

направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация – «бакалавр»)

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 


Авторы:

А.Н. Русов, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».

 

 

Рецензенты:

 

Кузнецова С.Н., к.ю.н., доцент кафедры европейского и международного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

 

Рязанов П.А., к.и.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация – «бакалавр»).

 

Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» протокол № 3 от 29 ноября 2012 г.

 

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала, (протокол № 4 от 06 декабря 2012 г.).

 

 

© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО РАП, 2012.

© Русов А.Н., 2012.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 5

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ................ 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................... 10

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ................................................................................................................... 11

ПРОГРАММА КУРСА.......................................................................... 12

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ......... 22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ........................................... 60

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ......................................... 64

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.................................................. 65

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.......................... 743

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.478 сек.