Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность отдельных видов субъектов международного права 4 страница




Разведчик – законный комбатант – лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (ст. ХХIХ Приложения к IV Гаагской конференции 1907 г. Далее будет указываться только номер статьи этого документа).

Лазутчик (шпион) – лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион (ст. ХХIХ), но и в этом случае «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда» (ст. ХХХ). Главное отличие военного разведчика от лазутчика (шпиона) – военная форма разведчика, свидетельствующая о его принадлежности к вооруженным силам своего государства.

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, личный состав коммандос продолжают оставаться законными комбатантами, независимо от того, ведут ли они боевые действия против противника непосредственно на фронте или в тылу противника (на его собственной или на оккупированной им территории), куда они могут быть сброшены (высажены) с катеров, летательных аппаратов или подводных лодок.

Военные советники и инструкторы – это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение международным правом не определено, оно определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они приближаются к некомбатантам.

Парламентер – это «лицо (как правило, офицер), уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с белым флагом» (ст. ХХХII). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, подборе раненых, трупов, выводе женщин и детей из осажденной крепости, сдаче крепости, прекращении сопротивления и т.п. Парламентер теряет право на неприкосновенность, «если будет вполне определенно доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения» (ст. ХХХIV).

Наемник – это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. Завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности (ст. 47 Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.).

Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

§ 3. Прекращение войны: правовые последствия

Военные действия между воюющими государствами могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограничения театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограничительными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером и т.д.) и длится обычно краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять местное командование в пределах своей компетенции. Местное перемирие не влечет за собой прекращения войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут возобновиться.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Общее перемирие, или общее прекращение огня, полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое они должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия, или прекращения огня, одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.

Капитуляция – это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой, общей и безоговорочной.

Почетная капитуляция – это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции со знаменем, техникой, оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий.

Простая капитуляция – это прекращение военных действий на отдельном участке, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств.

Общая капитуляция – это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) – это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется в основном путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации.

Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств:

1. Прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические.

2. Возобновляется действие ранее заключенных международных договоров.

3. Заключаются новые договоры.

4. Возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников.

5. Осуществляется вывод оккупационных войск.

6. Опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств.

7. Разрешаются все вопросы политической и материальной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.

Длянейтральных государств – прекращается состояние нейтралитета в войне; длявсех невоюющих государств в целом – ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные корабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

§ 4. Защита жертв войны и культурных ценностей

Жертвы войны – физические лица из состава мирного населения и комбатантов, которые в результате вооруженного конфликта оказались во власти противной стороны, интернированными, задержанными или иным образом лишенными свободы, а также раненые, больные, погибшие. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой-либо дискриминации по причинам расы, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Защита раненых и больных. Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в 1-й Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установленный ею режим распространяется на комбатантов. Дополнительный протокол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника сле­дует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных, принимается во внимание состояние их здоровья.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Режим таких лиц определен 2-й Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. и первым Дополнительным протоколом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае войны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При осуществлении таких операций корабли не обретают защиты. Особую сложность спасательные операции представляют для подводных лодок. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Воюющие могут просить нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению, что же касается способных к передвижению раненых и больных, то они могут быть взяты в качестве пленных военным кораблем противника. Госпитальное судно может быть подвергнуто досмотру и даже поставлено под временный контроль противником.

Военнопленные. Основные нормы о режиме военного плена содержатся в 3-й Женевской конвенции об обращении с военноплен­ными 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43–47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемых комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицейских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

Условиями законности участия всех этих лиц в военных действиях являются подчинение командованию, несущему ответственность за их действия, подчинение внутренней дисциплинарной системе, которая, кроме всего прочего обеспечивает соблюдение норм международного гуманитарного права.

Одна из наиболее сложных проблем в этой области – отделение законных участников военных действий от незаконных из числа невоеннослужащих. Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Однако если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный – не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населения и запугивания. Особо необходимо отметить, что в отношении пленных репрессии запрещены.

Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно.

Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предотвращать обстрел военных объектов, их следует располагать в достаточно безопасном месте на суше.

Лагеря должны находиться под управлением офицеров действительной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдающего за условиями их жизни и поддерживающего связь с администрацией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.

Пленные рядовые могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния, пленные же офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответствующим образом. Исключается работа военного характера. Следует, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоровья работах может иметь место только на добровольных началах.

Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как МККК. Разрешаются краснокрестные посылки помощи.

Предусмотрена возможность назначения державы-покровитель­ницы из числа нейтральных государств для наблюдения за соблюдением прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться МККК.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. Неудавшийся побег влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность. Вновь попавший в плен после удавшегося побега никакому наказанию не должен подвергаться.

После прекращения военных действий пленные подлежат ско­рейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать решение о его интернировании в суде или в специально назначенном для этого административном органе.

Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятные. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к 1-й Женевской конвенции 1949 г. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление «незащищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противником без боя.

По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Егоров, С.А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов / С.А. Егоров // Сов. ежегодник междунар. права. 1986. – М., 1987.

2. Котляров, И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов / И.И. Котляров. – М., 1984.

3. Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов / Г.М. Мелков. – М., 1984.

4. Полторак, А.И. Вооруженные конфликты и международное право / А.И. Полторак, Л.И. Савинский. – М., 1976.

5. Соколов, В.А. Правовые формы прекращения состояния войны между государствами / В.А. Соколов. – М., 1963.

6. Фуркало, В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов / В.В. Фуркало. – Киев, 1986.

 

ТЕМА № 13 «Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров»

 

ПЛАН:

1. Понятие международного спора

2. Международно-правовые средства разрешения споров, конфликтов

3. Процедура разрешения споров в ООН

 

Вопрос 1.

Понятием «международный спор» обычно характеризуются разногласия между государствами. Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуация.

Ситуация – совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами. Ситуация – это состояние потенциального спора. При ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения, ситуация может привести к трениям между государствами или вызвать спор между ними, может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

В основе международного спора лежит целый ряд факторов экономического, социального, идеологического, военного, международно-правового характера.

В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим число субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.

Спорэто совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация имеет место тогда, когда столкновения интересов государств не сопровождаются взаимным предъявлением претензий, хотя и порождают трения между ними.

Ситуация – более широкое понятие, чем спор, но есть общий признак, характеризующий как спор, так и ситуацию, – это столкновение интересов государств.

Различают два вида споров и ситуаций: подвергающие и не подвергающие угрозе международный мир и безопасность.

Споры и ситуации, не подвергающие угрозе международный мир и безопасность, вызывают международные терния, а для поддержания дружеских отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений.

Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В ст. 34 Устава ООН говорится: «Совет Безопасности уполномочивает расследовать спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Решение вопросов о том, представляет ли спор или ситуация угрозу международному миру и безопасности, обусловлено конкретными обстоятельствами каждого конкретного спора и ситуации, а также зависит от характера внешней политики спорящих либо вовлеченных в ситуацию сторон. Однако принцип мирного разрешения международных споров распространяется на все международные споры и ситуации, независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора; степени опасности для международного мира; географии распространения; числу субъектов. Международный спор упоминается во многих многосторонних и двухсторонних договорах.

Существует перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются ссоры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательств. Особое место среди разнообразия международных споров занимают территориальные споры, т.е. споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

§ 2. Международно-правовые средства разрешения споров, конфликтов

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

Международные юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров, которые должны осуществляться на основе международного права.

Урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1) международных конвенций как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общих принципов права, признанных цивилизованными нациями;

4) судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов. Такое право вытекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде международно-правовых средств такого урегулирования.

Мирные средства разрешения споров подразделяются на согласительные и судебные средства.

1. Согласительные средства – их суть заключается в том, что споры улаживаются в результате прямого контакта сторон и соглашения. Среди них выделяют следующие.

Переговоры – это поиск решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Как правило, споры решаются с помощью переговоров по дипломатическим каналам. Переговорами решаются как юридические, так и политические споры.

Переговоры можно классифицировать:

– по предмету спора;

– количеству участников;

– уровню представительства сторон.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Помимо дипломатических каналов переговоры могут осуществляться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.

Консультации – это одна из разновидностей переговоров. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае необходимости консультировать друг друга для устранения возможных разногласий. Целью консультации является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги – это такой способ разрешения споров, при котором третья сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Ей может оказаться как государство, так и его должностные лица или организации. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. Третья сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует, а только облегчает взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Посредник, участвующий в переговорах, призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера. Посредниками могут быть как государства, так и международные организации и органы, а также отдельные лица. Особенность посредничества – неформальность и конфиденциальность.

Установление фактов – процедура, применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности, установления нарушения соглашения. В этих случаях обычно создается комиссия по установлению фактов – следственная комиссия. Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. Потом комиссия составляет доклад, который ограничивается только установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решения комиссии по своему усмотрению.

Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией, которая имеет более широкие полномочия, чем следственная. Она не ограничивается только установлением фактов нарушения соглашения, но и предлагает меры для урегулирования спора, стремится привести стороны к соглашению. Согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено Председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.