Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №16: Международное морское, воздушное и космическое право




Экологические преступления.

Понятие экологических преступлений в России да­ется в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды»: это общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федера­ции экологический правопорядок, экологическую бе­зопасность общества и причиняющие вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека (ст..85).

Экологические преступления (от греч. Oikos-место обитания и logos — учение) впервые в истории уголов­ного законодательства выделены в самостоятельную главу Уголовного кодекса.

Экологические преступления относятся к той кате­гории преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, не подтверждается официальны­ми статистическими данными, а опирается в основном на авторитетные экспертные оценки специалистов.

Негативное воздействие на окружающую среду ока­зывают следующие факты:

а) нерациональное, порой хищническое потреблении природных ресурсов;

б) загрязнение окружающей природной среды;

в) гонка вооружений, вооруженные конфликты, локальные войны и международный терроризм.

Вследствие нерационального хозяйствования бес­следно исчезли сотни млекопитающих, десятки рыб и птиц, более тысячи животных находятся на грани ис­чезновения. Примерно одной трети сухопутной терри­тории угрожает превращение в пустыню, многие насе­ленные пункты и целые города из-за экологической катастрофы опустыниваются. За последние 50 лет мир потерял почти половину своего лесного массива. Эро­зия почв привела к серьезной проблеме во многих стра­нах мира, в том числе и в России.

Второй фактор негативного влияния на окружаю­щую среду — антропогенное загрязнение ее в результа­те деятельности человека. В числе главных проблем на­зывают парниковый эффект, кислотные дожди, смог городов-«миллионеров».

 

Тема для доклада:

1. Охрана животного мира

2. Охрана растительного мира

3. Охрана окружающей среды в период войны вооружённых конфликтов

 

ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить понятие, источники международного морского права;

3. Изучить понятие, источники международного воздушного права;

4. Изучить понятие, источники международного космического права;

 

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 16:

1.Международное морское право

2. Международное воздушное право

3. Международное космическое право

1. Международное морское право

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

– принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем;

– принцип мирного использования моря – отражает принцип неприменения силы;

– принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

– принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приняты четыре конвенции по морскому праву:

1) о территориальном море и прилежащей зоне;

2) открытом море;

3) континентальном шельфе;

4) рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Территориальное мореполоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства.

Внутренние морские водыводы, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, находящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономической зоне вправе управлять экономической деятельностью, сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия получения лицензии, взимать сборы и т.д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континентальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав судоходства и других прав иных государств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Закрытое мореэто море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море.

Проливестественный морской проход, соединяющий между собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

Международные каналы – это искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством.

2. Международное воздушное право

Международное воздушное право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Основными принципами международного воздушного права являются:

– принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;

– принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства;

– принцип соблюдения безопасности международных полетов.

В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:

– право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

– право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (для дозаправки и др.);

– право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту;

– право принимать на борт с иностранной территории пассажиров, грузы и почту;

– право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Существуют два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

1) право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

2) право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.

Существуют три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:

1) воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов;

2) воздушное пространство над территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов;

3) государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.

ИКАО представляет собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных государств, который занимается вопросами сотрудничества государств в области международной деятельности гражданской авиации и разработки международных стандартов и рекомендаций в этой области.

Важную роль в развитии правового регулирования междуна­родного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписан­ная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:

– установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам;

– сформулировала основные принципы материальной ответственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате выполнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке;

– ограничила материальную ответственность перевозчика определенными суммами.

Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причинения вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опоздание. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза.

3. Международное космическое право

Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, космических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.

Целью международного космического права являются обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

В основе международного космического права так же, как и общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств.

Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно-правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космических технологий.

Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанностей, осуществляющие основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно действующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).

Для участия международных организаций в космической деятельности некоторые международные договоры, в частности Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанавливают следующие дополнительные условия:

1) организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;

2) большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответственности 1972 г.;

3) большинство членов этой организации должны быть участниками Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);

4) организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность осуществляется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права вступают в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Объектами международного космического права являются:

– космическое пространство;

– небесные тела;

– космонавты;

– искусственные космические объекты;

– наземные компоненты космических систем;

– результаты практической деятельности;

– космическая деятельность.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 октября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т.е. он является одним из основных источников международного космического права.

В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом.

К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в соглашениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:

1) принцип свободы исследования;

2) принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.

Одним из основных принципов международного космического права является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений данного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т.д.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная отрасль международного права международное космичес­кое право имеет ряд характерных особенностей:

1) в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат;

2) космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;

3) космическое пространство представляет собой особую опасность для деятельности в нем человека и в плане использования космоса в военных целях;

4) в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.

Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхождения. Понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космическом пространстве, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Космическое пространствоэто пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше 110 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени развитости и являются достоянием всего человечества.

Понятие ответственности в международном космическом праве включает:

– международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

– материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выразиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом.

Темы для доклада:

1. Правовой режим портов и их акваторий

2. Правовой режим международных проливов

3. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа

 

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.288 сек.