Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекций




Тема 1. Введение в избирательное право и процесс Российской Федерации.

1) Избирательное право и процесс является наукой, учебной дисциплиной и подотраслью конституционного права России. Предметом избирательного права являются общественные отношения по поводу подготовки, организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Избирательное право и процесс тесно связано с такими подотраслями, как референдумное право и законодательство о проведении голосования по отзыву выборных лиц, поскольку выборы в России осуществляются посредством народного голосования. Однако выборы отличны от прочих институтов непосредственной демократии своими целями, принципами и особенностями правового регулирования.

2) Основные категории избирательного права и процесса («выборы», «избирательный процесс», «избирательная система», «избирательные права» и др.).

2) Категорию «выборы» можно понимать в двух смыслах: в узком и широком. В узком значении, это есть голосование граждан по поводу избрания депутатов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Нормативное определение этой категории, зафиксированное в рамочном федеральном законе основывается на этом подходе. Однако в современной России практика и наука отошла от такого подхода. Согласно широкому подходу, выборы – это есть избирательный процесс, совокупность общественных отношений по поводу подготовки, организации и проведения голосования по поводу избрания депутатов и должностных лиц.

Прежнее понимание категории «избирательный процесс» как совокупности сменяющих друг друга стадий также утратило свое доминирующее положение в науке, т. к. стадиям процесса не свойственная стадийность (в один и тот же момент времени могут совершаться избирательные действия из различных стадий избирательного процесса).

Избирательное право понимается в объективном и субъективном значении. Объективное избирательное право - система норм, регулирующих порядок подготовки, организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. В субъективном значении избирательное право означает активное (право избирать, права участвовать в голосовании в качестве избирателя), пассивное (право быть избранным, права участвовать в голосовании в качестве кандидата) и права участвовать в совершении отдельных избирательных действий. Активное и пассивное избирательное права являются основными, абсолютными, носят материальный характер и непосредственно реализуются при проведении голосования и подсчета голосов. Права совершать отдельные избирательные действия – неосновные права. Они выполняют «вспомогательную» функцию, как правило, являются процессуальными, относительными и реализуются как до, во время, так и после проведения голосования. Ими могут обладать и субъекты, не обладающие основными избирательными правами (международный наблюдатель).

Избирательная система понимается учеными в двух смыслах: в узком и широком. Нормативное определение основывается на узком подходе и означает порядок (методику, алгоритм) определения избранных кандидатов на выборах и распределения депутатских мандатов. В широком значении категория «избирательная система» редко используется в науке, поскольку практически ничем не отличается от категорий «избирательный процесс», а также «выборы» (в широком значении).

3) Источники избирательного процесса подразделяются на международные и внутринациональные. Международные весьма обширны и могут классифицироваться по их территории действия (универсальные, региональные и локальные); по юридической силе (обязательные и рекомендательные); по содержанию (общие и специальные); по виду (международные договоры, прецеденты, акты международных организаций и пр.). Основными видами международных источников избирательного процесса являются международные договоры и прецеденты Европейского суда по правам человека. Внутринациональные источники можно классифицировать по юридической силе и территории действия. Поэтому можно говорить о федеральных, региональных и местных источниках. Федеральные источники состоят из Конституции РФ, некоторых межотраслевых федеральных конституционных законов, рамочного федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июля 2002 г., отраслевых и межотраслевых федеральных законов, подзаконных актов, которые должны ему соответствовать. Региональные (конституции, уставы, региональные избирательные законы и кодексы) и местные (уставы муниципальных образований) источники должны соответствовать рамочному закону и большой роли в организации избирательного процесса не играют.

4) Принципы избирательного права и процесса – это руководящие положения, пронизывающие избирательное законодательство, отражающие сущность выборов как формы непосредственной демократии. Выделяются основные (демократические) принципы: свободные выборы, справедливые выборы, равенство участников выборов (избирательного процесса). Эти принципы должны неуклонно соблюдаться на всех стадиях избирательного процесса, охватывают действия всех субъектов избирательного процесса, включают в себя положения других принципов (т. е. являются комплексными). Так, принцип равенства участников выборов включает в себя положения принципов всеобщего избирательного права, равного избирательного права, равенства кандидатов, равенства партий. Принцип свободных выборов включает в себя положения альтернативных выборов (в России допустимо безальтернативное голосование на местных выборах и при проведении второго тура голосования), тайного голосования. Принцип справедливых выборов включает в себя положения прямого избирательного права. Кроме этих трех главных принципов есть и другие дополнительные принципы (принцип периодичности выборов, личного голосования, независимости избирательных комиссий и др.).

5) Избирательные цензы для приобретения активного избирательного права, установленные в РФ: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, моральный ценз и ценз оседлости. При этом следует иметь в виду, что иностранные граждане могут голосовать на местных выборах в случае заключения с иностранным государством соответствующего международного договора (в настоящий момент такие договоры заключены с Казахстаном, Киргизией и Туркменистаном). Четко не решен вопрос об участии в выборах белорусских граждан.

6) Избирательные цензы для приобретения пассивного избирательного права - ценз гражданства, возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз и ценз неизбираемости. Практически все цензы повышены, в сравнении с аналогичными цензами для активного избирательного права. Так, пассивное избирательное право для участия в президентских выборах возникает лишь по достижении 35 лет, а на федеральных парламентских выборах – 21 года на день проведения голосования. На губернаторских выборах ценз равен 30 годам. В выборах депутатов местных представительных органов в качестве кандидатов могут принят участие лица, достигшие совершеннолетия. Закон запрещает быть кандидатами гражданам РФ, которые состоят в гражданстве иных государств или проживают за рубежом.

7) Субъекты избирательного процесса – субъекты, реализующие в рамках избирательного процесса принадлежащие им материальные и процессуальные избирательные права, или исполняющие возложенные на них законом обязанности. Среди них можно выделить основных субъектов (носители основных избирательных прав): граждане, зарегистрированные в качестве избирателей и кандидатов. Данные субъекты участвуют в основном избирательном правоотношении по поводу избрания должностного лица, формирования выборного органа власти. Кроме того, данные субъекты могут участвовать и процессуальных избирательных правоотношениях на других стадиях процесса (при составлении списков избирателей, проведении предвыборной агитации и пр.). К числу основных субъектов в науке причисляют и коллективных субъектов: избирательные объединения (федеральные партии, имеющие региональные представительства в большинстве субъектов РФ и включающих хотя бы 500 членов; на местных выборах могут принять участие общественные объединения) и избирательный корпус (в Конституции РФ именуемый как народ). Создание избирательных блоков в РФ не допускается, однако возможно создания союза партии и общественного объединения для участия в местных выборах.

Неосновные субъекты выполняют «вспомогательную» функцию: они помогают реализовать чужое активное и пассивное избирательное право. К числу таких субъектов можно отнести субъектов, обладающих правами совершать отдельные избирательные действия (наблюдатель, общественные объединения, выдвигающие кандидатов на местных выборах, СМИ) и бесправных субъектов, исполняющих обязанности (избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, доверенные лица).

Система избирательных комиссий состоит из ЦИК РФ (15 членов с правом решающего голоса), избирательных комиссий субъектов федерации (10 - 14 членов с правом решающего голоса), избирательных комиссий муниципальных образований (6 – 12 членов с правом решающего голоса), территориальных избирательных комиссий, окружных и участковых комиссий (последние являются временными, другие – постоянно действующие, срок полномочий членов с правом решающего голоса равен 5 годам).

 

Т ема 2. Подготовительные стадии избирательного процесса.

1) Назначение выборов – первая стадия избирательного процесса. Эта стадия «запускает» избирательную кампанию, поскольку именно после издания акта о назначении даты голосования и его опубликования может происходить выдвижение кандидатов и осуществляться предвыборная агитация. Применяемый в зарубежных странах принцип разделения властей в России соблюдается при назначении выборов лишь частично (выборы Президента назначает Совет Федерации, выборы депутатов Государственной Думы – Президент РФ, региональные выборы – региональный парламент, местные выборы – местный представительный орган власти). Голосование в России может состояться лишь в нерабочее воскресенье, не являющееся праздничным днем, а также днем, который предшествует или следует за праздничным. Голосование на выборах Президента РФ по общему правилу должно состояться во второе воскресенье месяца, в котором проходило голосование в прошлый раз. Досрочные выборы Президента назначаются в течение 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы государства. В этом случае днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента. В случае введения чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ выборы не проводятся. Выборы в этом случае назначаются на первое или второе воскресение после истечения 3-месячного срока со дня досрочного прекращения полномочий Президента. Если день голосования совпадает с днем, когда голосование не может проводиться, то день голосования переносится на неделю раньше.

Голосование на выборах депутатов Государственной Думы должно состояться в первое воскресенье месяца, когда истекают конституционные полномочия депутатов. Досрочные выборы назначаются вместе с роспуском парламента. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня роспуска парламента. Если день голосования совпадает с днем, когда голосование не может проводиться, то день голосования переносится на неделю позже.

Региональные и местные выборы проводятся в единые дни: второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Если уполномоченные органы не назначат выборы в установленные сроки, акт должна издать соответствующая избирательная комиссия. Возможна судебная процедура назначения выборов по обращения гражданам (дела рассматривают областные, краевые и приравненные им суды). Если день голосования совпадает с днем, когда голосование не может проводиться, то день голосования переносится на неделю раньше.

2) Учет и регистрация избирателей осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля. Учет избирателей осуществляют, как правило, главы местных администраций городских округов, муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения. Регистрация (формирование электронного регистра) осуществляется избирательными комиссиями на основе поступивших данных. Регистрация избирателей является обязательной в том смысле, что его осуществление – обязанность уполномоченных органов публичной власти. Перед каждыми выборами составляются списки избирателей. Каждый гражданин включается в список избирателей, как правило, по месту жительства. Однако возможно включение в список избирателей и по месту временного пребывания (как правило, для этого необходимо получить открепительное удостоверение). Без открепительных удостоверений по месту пребывания в списки включаются вынужденные переселенцы; лица, находящиеся за рубежом, которые не имели возможности получить открепительные удостоверения; лица, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работ; военнослужащие вне места расположения своей части; обучающие по очной форме обучения, проживающие в общежитиях; лица без определенного места жительства. Это создает условия для махинаций на практике.

3) Избирательные округа, формируемые в РФ, должны основываться на территориальном или административно-территориальном принципе (на практике, не образуются). Территориальные округа должны быть примерно равны по численности, чтобы не допустить искажения принципа равного избирательного права (так называемый «джерримендеринг» ил «избирательная география»). В России, численность округов не должна отличаться, как правило, не более, чем на 10 процентов от средней нормы представительства. В малонаселенных муниципальных образованиях допустимы отклонения до 20%, в труднодоступных местностях – до 30%, на территориях проживания коренных малочисленных народностей – до 40%. Округа формируются избирательной комиссией, схема округов подлежит утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом. Срок действия сехмы округов - 10 лет.

Избирательный округ в свою очередь делится на избирательные участки, сформированные для непосредственного проведения голосования (численность участков не должна превышать 3 тысяч избирателей). Участки формируются главой местной администрации по согласованию с избирательными комиссиями. Срок действия схемы нарезки на участки — 5 лет.

4) В состав комиссий входят члены с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Половина членов комиссии с правом решающего голоса назначаются с учетом принципа пропорционального равенства (как правило, не менее половины членов комиссий должны быть назначены по представлению политических партий, победивших на прошедших выборах в данный орган или в вышестоящие органы публичной власти в РФ). Члены комиссии с правом совещательного голоса назначаются на основе строгого равенства (абсолютно все кандидаты и партии вправе назначить по одному члену в избирательную комиссию). Все комисии, кроме окружных — временные (срок полномочий — 5 лет).

Тема 3. Стадии проведения избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений.

1) Выдвижение кандидатов и списков кандидатов предшествует их регистрации. Возможно самовыдвижение и выдвижение политическими партиями (их структурными объединениями). При проведении местных выборов по мажоритарной системе правами избирательного объединения наделены общественные движения и общественные организации. На местных выборах, проводимых по партийным спискам, данные общественные объединения могут заключить союз с партией или ее структурным подразделением.

Выдвижение кандидата в Президенты РФ является разрешительным, т. к. ЦИК РФ вправе отказать гражданину в выдвижении в случае нарушения процедурных норм. Возможно выдвижение партией (на федеральном съезде тайным голосованием) или самовыдвижение (на собрании не менее 500 граждан). Срок для самовыдвижения – 20 дней, для выдвижения партией – 25 дней со дня опубликования решения о назначении выборов. Представляется ряд документом, в том числе, заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе, список уполномоченных представителей, решение о выдвижении и пр.

Выдвижение списков кандидатов в депутаты Государственной Думы также является разрешительным и осуществляется на федеральном съезде политической партии. Срок для выдвижения – 25 дней. Выдвижение по одномандатным округам осу3ществляется в эти же сроки.

Выдвижение списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах, проводимых по партийным спискам, также является разрешительным и, как правило, аналогично порядку выдвижения кандидатов на федеральных выборах.

При проведении региональных и местных выборов по мажоритарной системе выдвижение кандидатов является уведомительным (комиссия не вправе отказать в выдвижении кандидатов). Оно может быть осуществлено избирательным объединением (в том числе, и в виде единого списка по нескольким избирательным округам) и в порядке самовыдвижения.

Для регистрации, как правило, необходимо заручиться поддержкой избирателей. Число подписей, сбор которых необходим, не может превышать 0,5 процентов от численности избирателей в округе.

На выборах Президента необходимо собрать 300 тыс. подписей независимым кандидатам, 100 тыс. – непарламентским кандидатам. Освоблождены от сбора подписей партии, которые предсталвены более чем в трети субъектов РФ.

На выборах в ГосДуму кандидаты освобождены от сбора подписей, если их партия представлена в ГосДуме, получила не менее 3 процентов голосов на прошлых выборах либо допущена к распределнию мандатов хотя бы в одном субъекте. Независимые кандидаты-одномандатник собирают 3 процента подписей.

Кандидаты от парламентских партий освобождены от сбора подписей на региональных парламентских и местных выборах. Возможен заявительный порядок регистрации для кандидатов на местном уровне (в Пермском крае не используется).

На губернаторских выборах кандидат может быть выдвинут партией или в порядке самовыдвижения (в последнем случае ему необходимо собрать подписи избирателей в размере 0,5-2 процента, однако этот вид выдвижения в Пермском крае не предусмотрен). Также на таких выборах любой кандидат должен собрать подписи местных депутатов и (или) выборных глав муниципальных районов и городских округов в размере 5-10 процентов (в Пермском крае – 6 процентов).

2) Предвыборную агитацию следует отличать от информирования избирателей, которое не преследует агитационной цели. В российском законодательстве четких критериев для разграничения этих категорий нет.

3) При проведении предвыборной агитации на телевидении и радио может предоставляться бесплатное эфирное время. Однако этим правом могут воспользоваться лишь партии, добившиеся определенного успеха на прошедших выборах (так, при проведении выборов Президента бесплатное эфирное время и печатную площадь получают партии, набравшие не менее 2 процентов голосов на прошлых выборах). Это положение ставит маленькие партии и независимых кандидатов в невыгодные условия.

Агитационный период начинается с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов и заканчивается за сутки до дня голосования. Агитационный период на телевидении и радио гораздо меньше – он начинается за 28 дней до дня голосования. Результаты опросов мнения не могут публиковаться менее, чем за 5 дней до голосования.

4) Закон запрещает использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Государственные и муниципальные служащие обязаны уйти в отпуск на время их участия в избирательной кампании в качестве кандидатов. Однако лица, замещающие государственные или муниципальные выборные должности, освобождены от этой обязанности, что создает условия для использования «административного барьера».

5) Для обеспечения примерного равенства кандидатов и партий установлена обязанность создавать избирательные фонды (могут не создаваться на местных выборах в случае отказа от использования методов ведения предвыборной борьбы, требующих финансовых затрат). Формально закон допускает возможность государственной поддержки кандидатов, однако на практике он не используется, т. к. существует государственное финансирование партий, добившихся успеха на прошлых выборах (получивших не менее 3 процентов на прошлых парламентских выборах — в размере 50 руб. за каждый голос).

Максимальный размер расходования средств фонда на президентских выборах равен 400 миллионам рублей, на выборах депутатов Государственной Думы – 700 миллионам рублей (одномандатников — 15 млн. руб.), на выборах депутатов-одномандатников в Пермском крае – 4 миллионам рублей, на выборах депутатов по единому краевому округу – 120 миллионам рублей. На губернаторских выборах -не более 50 руб. на каждого избирателя. Превышение установленного размера более чем на 5 процентов является основанием для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов.

В целом, делать пожертвования в избирательные фонды могут те же субъекты, что вправе осуществлять предвыборную агитацию (поэтому воинские части, равно как и благотворительные организации не могут участвовать в этих действиях).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.