Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. для очного и заочного отделения




Г.

Челябинск

ПРАВО МЕЖДЕНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

для очного и заочного отделения

специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

Составители:

Тенетко А.А. к.ю.н., доцент

Право международных организаций: Учебно-методический комплекс / Сост.: Тенетко А.А. – Челябинск: Челябинск: ЧФ РАНХиГС, 2011. с.

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

 

Учебно-методический комплексобсужден и одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин ЧФ РАНХГиГС (Протокол № 10 от 22 июня 2011 года.)

© Тенетко А.А., сост., 2011

©ЧФ РАНХиГС, 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 4

Методические рекомендации для студентов. 8

Методические рекомендации для преподавателей. 13

Выписка из государственного образовательного стандарта. 16

Тематические планы курса ………………………………………………………17

Структура учебной дисциплины.. 19

Основная литература. 21

Планы семинарских занятий. 25

Самостоятельная работа студентов. 27


УМК учитывает современные проблемы и перспективы развития национального законодательства при изучении международного регулирования.

Предметом изучения дисциплины специализации «Право международных организаций» является правовое регулирование международных организаций.

Цель изучения: усвоение студентами совокупности знаний в области международных отношений, его основные субинституты, обучение методологии и методики работы с правом международных организаций; выработка навыков самостоятельности толкования и применения норм, решения практических задач, составления правовых документов в сфере права международних организаций.

Для достижения указанной цели необходимо реализация следующих задач:

· изучить нормативно-правовые акты, регулирующие ПМО;

· исследовать доктрины и концепции института ПМО в российском и зарубежном праве;

· ознакомить студентов с содержанием ПМО как правовом институте;

· проанализировать современную судебную и правоприменительную практику применения норм института ПМО.

В результате изучения курса студент должен:

1. Знать:

· Понятие и правовое регулирование ПМО деятельности

· Права и обязанности ПМО

· Правовой статус ПМО

· Международные юрисдикционные органы

2.Уметь:

· толковать и применять нормы ПМО;

· юридически правильно квалифицировать юридические факты;

· анализировать и решать юридические вопросы в сфере ПМО;

· составлять проекты правовых актов, осуществлять правовую экспертизу нормативных и иных актов и документов по изучаемой проблеме;

· давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам ПМО.

3. Иметь представление об адвокатуре как гражданско-правовом институте, а также о его роли в системе гражданского и гражданско-процессуального права Российской Федерации и перспективах его развития.

Изучение курса базируется на положении курсов, изученных студентами предварительно, таких как теория государства и права, международное право, правоохранительные органы, международное, гражданское, семейное, трудовое право, гражданский процесс, международное частное право.

Теория государства и права: о понятийном и категориальном аппарате этой дисциплины; эволюции и соотношении современных государственных и правовых систем; форме права; нормах права; его системе и структуре; правоотношениях; правотворчестве, реализации норм права и толковании правовых норм; правомерном поведении, правонарушении и юридической ответственности; взаимодействии права и личности.

История отечественного государства и права: о проблемах возникновения государства и права у народов России; государстве и праве России в период становления и развития капитализма; возникновении и основных этапах развития советского государства и права; о государстве и праве Российской Федерации.

Конституционное право: о конституционных основах общественного и государственного строя; основах конституционного строя Российской Федерации; основах правового положения граждан; конституционном статусе человека и гражданина Российской Федерации; конституционных правах, свободах и обязанностях российских граждан, их реализации и защите; государственном устройстве Российской Федерации; судебной власти; конституционных основах деятельности прокуратуры Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации; местном управлении и самоуправлении.

Муниципальное право: понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления.

Правоохранительные органы: основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных заседателей и присяжных; основные этапы развития российской судебной системы; организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация.

Международное право: международное право как особая система юридических норм; субъекты международного права; источники международного права и процесс создания норм; взаимодействие международного и внутригосударственного права; основные принципы международного права; право международных договоров; международные организации и конференции; ответственность в международном праве; дипломатическое и консульское право; право международной безопасности; права человека и международное право; международное экономическое, морское, воздушное, экологическое право; мирные средства разрешения международных споров; международное гуманитарное право

Гражданское право: о гражданском праве в системе права России; предмете гражданско-правового регулирования; о гражданско-правовом методе регулирования общественных отношений; понятии, содержании и видах гражданских правоотношений; гражданах, юридических лицах, государственных и муниципальных образованиях как субъектах гражданских правоотношений и их основных видах; о понятии и видах юридических фактов в гражданском праве; сделках и условиях их действительности; о понятии, способах и пределах гражданских прав; праве на защиту; гражданско-правовой ответственности, ее условиях и размере; о сроках в гражданском праве; собственности и ее правовых формах; понятии и объектах права собственности; понятии и содержании иных (ограниченных) вещных прав; о наследовании собственности граждан и гражданско-правовой защите права собственности; гражданско-правовом регулировании отношений в сфере интеллектуальной деятельности.

Семейное право: Семейное право в системе права РФ; семейно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие семейного правоотношения; субъекты семейного права; юридические факты; защита семейных прав; основания возникновения и прекращения брачного правоотношения; личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми; личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи; формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.

Трудовое право: трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс): формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе.

Международное частное право: Понятие международного частного права; понятие унификации; международное частное и публичное право; источники международного частного права; методы регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом; коллизионные нормы; субъекты международного частного права; внешнеэкономические сделки; вопросы собственности в международных отношениях; правовое регулирование иностранных инвестиций; право интеллектуальной собственности (авторское, патентное и т.п. право); семейное право; коллизионные вопросы в области наследственности права и деликатных обязательств; международный гражданский процесс; арбитраж.

Подготовка контрольных и курсовых работ учебным планом не предусмотрено. Кроме этого в период проведения аттестации рекомендуется проведение контрольных работ, тестов, коллоквиумов, с целью получения информации о том, насколько усвоен основной материал по изучаемому предмету. В УМК в разделе для самостоятельной работы студента представлены списки тем контрольных и курсовых работ, которые студенты могут выполнять как самостоятельно, так и под руководством преподавателя.

В соответствии с учебным планом УрАГС по специальности 030501.65 «Юриспруденция» по очной форме обучения изучается студентами на 2,3 курсах в 4,5 семестрах; студентами заочного отделения на базе полного общего среднего образования на 2,3 курсах в 4,5 семестрах; студентами заочного отделения на базе среднего профессионального образования на 2 курсах в 3,4 семестре; студентами заочного отделения на базе высшего образования на 1,2 курсах в 2,3 семестрах. Форма контроля – зачет.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться информацией, размещенной в Интернете. Но, следует помнить, что при повторном обращении к Интернет-странице информация может отсутствовать, так как Интернет характеризуется большой скоростью информационных потоков. В большинстве случаев информация размещена без согласия авторов, что представляет собой нарушение авторских прав.

Изучение дисциплины специализации представляет определенные трудности. Они связаны с тем, что в этом курсе приходит сталкиваться как с понятиями общей теории права, таки с положениями международного публичного, гражданского, семейного, трудового, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Успешное освоение ПМО предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий; коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину ПМО. Вместе с тем каждый из них имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения.

Учебные лекции по ПМО призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного ее освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. При очной форме обучения лекции по программе курса читаются практически по всем темам. Они призваны ознакомить студентов с содержанием предмета изучаемого курса, формами его освоения, промежуточной и итоговой аттестацией, а также облегчить им усвоение важнейших методологических и теоретических положений дисциплины и оказать методическую помощь в самостоятельной работе по изучению курса. По общему правилу в лекциях материала по указанному курсу освещается по отдельным блокам, объединяющим отдельные темы. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению, а также обзор проблем ПМО, соответствующем законодательстве и практике его применения, которые произошли в период между сессиями. Несмотря на то, что лекционному курсу по ПМО выделяется мало учебного времени, им не следует пренебрегать. Он имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно в случае нерегулярного посещения лекций. При этом само собой разумеется, что на лекции студенты должны работать, вести ее конспект. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию проблематики ПМО, служит средством развития умственных способностей, вырабатывает умение в сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи. Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем полно. Дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. При конспектировании целесообразно употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов, терминологических оборотов. Конспектируя лекции, студент встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отметить их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем. В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну страницу для того, чтобы можно было в свободное время дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Семинарские и практические занятия по ПМО имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики, помочь им овладеть навыками и правилами публичного выступления, дискуссии, умение аргументировано и последовательно изложить в доказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся лишь узловые вопросы курса.

Теоретическая или практическая направленность занятия определяется характером темы, ее непосредственной связью с деятельностью государства, физических и юридических лиц, состоянием действующего в рассматриваемой области законодательства.

На семинарских занятиях студенты должны уделять особое внимание рассмотрению и изучению теоретических вопросов темы, с выделением из взаимосвязи и значения для деятельности в сфере государственного или муниципального управления, экономики и юриспруденции.

Теоретические семинары могут проводиться по системе докладов, выступлений, в виде «круглых столов», научных диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя.

При подготовке к занятиям на каждый теоретических вопрос темы целесообразно составить план-конспект ответа с фиксацией в нем важнейших положений изученных материалов, что будет способствовать более глубокому, полному, логически последовательному и выдержанному ответу студента. Спорые в юридической литературе теоретические вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при подготовке к семинару, указываются преподавателем в процессе определения домашнего задания. По отдельным вопросам темы, представляющим определенный теоретический и практический интерес, студентами, по согласованию с преподавателем, могут готовиться или обсуждаться на занятиях научные доклады. Это поможет выработке у них навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной практикой судебных органов, способностей письменного изложения собственных выводов теоретического и практического характера, которые найдут применение в будущей их работе юристов.

Вместе с тем, семинарские занятия не должны сводиться к абстрактным рассуждениям. Необходимо помнить, что теория является основой правотворческой и правоприменительной деятельности. Изучая теоретические вопросы, студенты должны обращаться к закону, находить подтверждение теоретическом выводам и положениям в нормах законодательства. Надо также помнить о тесной взаимосвязи институтов международного частного права в гражданским национальным правом, другими отраслями российского права, что позволит глубже уяснить значение и роль каждого из них в общей системе правовых средств регламентации отношений международного оборота.

Основная задача практических занятий – научить студентов понимать смысл закона, правильного его толкования и применения к конкретным жизненным ситуациями. Это достигается путем решения студентами задач (казусов), большинство которых имеют в своей основе конкретные арбитражные дела, выполнение заданий, связанных с подготовкой студентами различных юридических документов, схем и графиков, проведения сравнительного анализа определенных норма права, деловых игр, обобщения арбитражной практики, осуществления кодификации судебной (арбитражной) практики и действующего законодательства, посещения судебных (арбитражных) заседаний по рассмотрению конкретных дел и т.п. Выполнение указанных вдов работы должно способствовать развитию у них практических навыков, умения применять свои познания в области регулирования отношений с иностранных элементом, самостоятельно анализировать закон и на его основе разрешать соответствующие дела.

При рассмотрении некоторых тем курса целесообразно использовать элементы теоретических и практических занятий.

При подготовке к занятиям студенты должны изучить материалы лекции, рекомендованную специальную литературу и относящиеся к данному занятию нормативные акты и материалы практики. Лишь после этого можно приступить к составлению докладов (сообщений), написанию рефератов, решению задач и выполнению заданий. При этом задания, задачи и другие виды работ должны выполняться письменно в отдельной тетрадке в соответствии со сформулированными в них указаниями.

Решения задач (казусов) должно быть развернутым и мотивированным. При решении задачи необходимо проанализировать все факты и отношения, указанные в ее условии, четко сформулировать вопросы о правах и обязанностях, возникших между участниками данных отношений, обоснованности их требований и возражений, а если дело уже решено судом (иным органом), то и исследовать обоснованность изложенного в задаче решения.

Ответы на эти вопросы следует аргументировать ссылкой на конкретные нормы права. Ссылка на нормативные акты должна содержать их полное наименование (или общепринятое сокращение), статью (абзац, пункт, параграф), кем и когда акт принят (утвержден), где опубликован. Окончательные выводы по задаче должны быть конкретными и однозначными. При этом необходимо доказать, что именно на основе примененной нормы права подлежат разрешению рассматриваемые отношения.

В тексте задач содержаться все данные для определенного решения, кроме случаев, когда в самой задаче предусмотрены варианты двух и более решений путем соответствующего изменения фактических обстоятельств. В условия задач не следует вводить дополнительные («собственные») данные, основанные на различных предположениях. Переписывать в тетрадь тексты задач не следует. Однако на самом практическом занятии условия задачи необходимо изложить своими словами, а не читать. При подготовке к занятиям студент должен хорошо их усвоить и запомнить.

Задания предназначены для более глубокого изучения ПМО. Решение предложенных заданий необходимо для понимания трудного материала. Тесты предназначены для точного освоения материала, обращения внимания на детали и особенности. Правильных ответов может быть один, два или все. Задачи можно решить только, если обратиться к первоисточникам: международным документам, судебной или арбитражной практики. Многие задачи опираются на реальные прецеденты. Ответы должны содержать конкретные ссылки на нормативные и судебные источники. Только при полном обосновании ответ будет считаться «правильным».

Задания следует выполнять письменно (в соответствии со сформулированными в них указаниями). Выполнение заданий способствует развитию у студентов практических навыков, умения применять свои знания в практической деятельности, самостоятельно анализировать закон и правильно определять сферу его действия. На занятиях студентам могут быть предложены задачи и задания, не предусмотренные в данном практикуме.

В конце теоретического семинара или практического занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет общий уровень подготовки присутствующих к занятию, обращает внимание группы на недостаточно проработанные вопросы, подводит итоги рассмотрения теоретических положений темы и решения задач, оценивает выступление отельных студентов.

Самостоятельная работа студентов связана с научно-исследовательской деятельностью, подготовкой докладов (сообщений), рефератов, изучением дополнительной юридической литературы и анализом практики применения норм международного частного права; она не только помогает освоению указанного курса, но и существенно расширяет кругозор студентов, углубляет и укрепляет их знания. Примерные темы сформулированы в УМК. Для студентов заочного отделения приведен перечень тем и заданий для контрольных и курсовых работ.

Подготовка к зачету. Готовиться необходимо в межсессионный период, что будет способствовать постепенному усвоению материала. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю, предварительно уточнив график консультаций. Оценка «незачет» выставляется студенту в случае: существование пробелов в знание основного материала (дидактических единиц), незнание основных источников правового регулирования изучаемого предмета, наличие принципиальных и существенных ошибок в ответе, неумении студентом на практике применять теоретические знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.