КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуль 1. Общая часть трудового права
1. Комплексная цель модуля: изучение данного модуля преследует целью определить место отрасли трудового права в системе российского права, изучить важнейшие правовые категории (предмет и метод правового регулирования, принципы права, источники права, функции права) в их отраслевом преломлении. По результатам изучения модуля необходимо уметь объяснить, какие общесистемные функции выполняет трудовое право, в чем заключается его социальное предназначение. 2. Содержание модуля: Тема № 1. Предмет и метод трудового права Форма проведения занятия: лекция Цель лекции: обозначить основные особенности трудового права как самостоятельной отрасли права. Задачи лекции: - обосновать необходимость правового регулирования отдельных видов трудовой деятельности индивида; - сформулировать предмет правового регулирования отрасли трудового права; - указать особенности используемых законодателем приемов правового регулирования отношений в сфере несамостоятельного труда. План лекции: 1. Трудовая деятельность, ее понятие, содержание, необходимость правового регулирования. Отношения, складывающиеся в процессе осуществления трудовой деятельности. 2. Предмет правового регулирования трудового права. Основные особенности отношений, входящих в предмет трудового права: трудовые отношения; отношения по организации труда и управлению трудом; отношения по трудоустройству у данного работодателя; отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; отношения по разрешению трудовых споров; отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. 3. Особенности метода правового регулирования отрасли трудового права. Ключевые термины: трудовая деятельность, предмет правового регулирования, трудовые отношения, метод правового регулирования. Выводы по теме: - в процессе общественного производства между индивидами возникают общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании; - отрасль трудового права представляет собой совокупность правовых норм, объединенных предметным единством и регулирующих с помощью определенных приемов (способов) трудовые отношения между работником (физическим лицом, выполняющим работу в интересах другого лица) и работодателем (лицом, обладающим средствами производства) и иные непосредственно с ними связанные отношения; - центральным элементом предмета трудового права выступают трудовые отношения, т.е. отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных в правовых нормах; - метод трудового права – это совокупность приемов (способов) правового воздействия на отношения, образующие предмет трудового права. Форма проведения занятия: семинарское занятие Цель семинарского занятия: изучить основные характеристики трудового права, отличающие его от других отраслей права. Задачи семинарского занятия: - обозначить сферу действия норм трудового права в действующей системе правового регулирования; - сформировать представление о круге отношений, образующих предмет трудового права; - выявить системные связи отрасли трудового права со смежными отраслями российского права; - указать особенности используемых законодателем приемов правового регулирования отношений в сфере несамостоятельного труда. План семинарского занятия: 1. Предмет трудового права как отрасли права. Предмет науки трудового права. Предмет учебной дисциплины «Трудовое право». 2. Классификация отношений, образующих предмет трудового права, и ее значение. 3. Отрасль трудового права в качестве элемента системы российского права. Отрасли права, близко примыкающие к трудовому праву. Теоретические проблемы регулирования отношений, связанных с трудовой деятельностью. 4. Основные теоретические подходы к пониманию метода трудового права. Использование в трудовом праве императивного и диспозитивного методов. Иные приемы правового регулирования (дозволение, обзывание, запрет, поощрения и рекомендации, метод субординации и равенства сторон; методы убеждения и принуждения; авторитарный и автономный методы). Организация семинарского занятия: Семинарское занятие длится 1 час 30 минут, из которых 1 час посвящен устному опросу студентов по поставленным вопросам, 10 минут предоставляется преподавателю для подведения итогов занятия, 20 минут отводится на написание контрольной работы.
Образец письменной контрольной работы: Определите соотношение понятий «предмет трудового права», «сфера действия норм трудового права». Приведите пример использования норм трудового права в иных отраслях российского права.
Тема № 2. Принципы трудового права. Функции трудового права. Форма проведения занятия: семинарское занятие Цель семинарского занятия: определить значение принципов трудового права в правотворческой и правореализационной деятельности субъектов права. Задачи семинарского занятия: - уяснить содержание понятия «принципы трудового права» с учетом отраслевого преломления общетеоретической конструкции «принципы права»; - определить критерии классификации принципов трудового права; - выявить содержание отдельных принципов трудового права; План семинарского занятия: 1. Общеправовые принципы и их значение в сфере регулирования труда. Основные черты, свойственные принципам права. Понятие отраслевых принципов и их дифференциация. 2. Принципы трудового права, определяющие привлечение граждан к труду (свободы труда, запрещения принудительного труда, запрещения дискриминации в сфере труда и др.). 3. Принципы трудового права, определяющие организацию и применение труда работников (принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда; принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и др.). 4. Отраслевые принципы, определяющие охрану трудовых прав работников с учетом интересов других субъектов, действующих в сфере труда (принцип обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и др.). Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 1. Тема № 3. Система и источники трудового права Форма проведения занятия: лекция Цель лекции: обозначить специфику построения системы трудового права как отрасли права и особенности источников правового регулирования отношений в сфере несамостоятельного труда; Задачи лекции: - указать основные теоретические подходы науки трудового права к структурированию отрасли трудового права; - продемонстрировать значение понятий «подотрасль права», «правовой институт» «подинститут (субинститут)» на примере норм трудового права; - дать краткую характеристику источникам трудового права. План лекции: 1. Понятие системы трудового права и ее элементы. Общая и особенная части системы трудового права. Особенности правовых норм трудового права. Институты трудового права. Развитие системы трудового права. Формирование подотраслей в рамках системы трудового права. 2. Система трудового законодательства. Понятие источников трудового права. Трудовое законодательство. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. 3. Локальные нормативные акты как особенность системы источников трудового права. 4. Коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование отношений в сфере труда. Ключевые термины: система трудового права, система трудового законодательства, источники трудового права, локальный нормативный акт, коллективно-договорное регулирование, индивидуально-договорное регулирование. Выводы по теме: - система трудового права представляет собой внутреннюю структуру отрасли, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных элементов; - трудовое законодательство и иные нормативные и договорные акты в сфере труда выступают формой объективации трудоправовых норм (признак формальной определенности); - источники (формы) трудового права – это система нормативно-правовых и договорных актов, принятых (заключенных) специально уполномоченными субъектами, имеющих целью урегулирование общественных отношений, образующих предмет трудового права; - локальный нормативный акт – это разновидность нормативного правового акта, принимаемого работодателем в пределах его компетенции, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ; Форма проведения занятия: семинарское занятие Цель семинарского занятия: выявитьосновные особенности системы источников трудового права. Задачи семинарского занятия: - определить принципы построения системы источников трудового права; - сформулировать основные особенности источников трудового права как отрасли права; - изучить основные характеристики и соотношение источников трудового права; - проанализировать роль судебной практики в правовом регулировании трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений; - уяснить правила действия источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц. План семинарского занятия: 1. Основные принципы построения системы источников трудового права. 2. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений. 3. Основные принципы и нормы международного права в механизме правового регулирования отношений в сфере труда. 4. «Трудовое законодательство» и «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права»: содержание и соотношение понятий. 5. Соотношение нормативного и договорного регулирования отношений, образующих предмет трудового права. 6. Действие источников трудового права (во времени, в пространстве, по кругу лиц). 7. Роль судебной практики в трудовом праве. Организация семинарского занятия: Помимо устного опроса в ходе проведения занятия, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, на данном семинарском занятии студенту предлагается разработать структуру локального нормативного акта (предмет регулирования которого определяется преподавателем) и сформулировать один из его пунктов.
Тема № 4. Субъекты трудового права Форма проведения занятия: лекция Цель лекции: определить круг субъектов трудового права и особенности их правового статуса; Задачи лекции: - раскрыть содержание понятия «субъект трудового права», указать виды субъектов трудового права; - охарактеризовать содержание правового статуса применительно к различным субъектам трудового права; - выявить различия представительства в трудовом праве и института представительства в гражданском праве. План лекции: 1. Понятие и классификация субъектов трудового права, их видовая дифференциация. 2. Правовой статус субъекта трудового права. 3. Особенности представительства в сфере действия норм трудового права. Ключевые термины: субъект трудового права, работник, работодатель, профессиональный союз, коллектив работников, трудоправовой статус, трудовая правосубъектность. Выводы по теме: - субъекты трудового права – это наделенные трудоправовым статусом участники отношений, образующих предмет трудового права; - правовой статус субъекта трудового права включает в себя 1) трудовую правосубъектность; 2) трудовые права, обязанности и гарантии их реализации; 3) трудоправовую ответственность; - субъектов трудового права принято классифицировать на основных и вспомогательных; индивидуальных и коллективных; - представительство в трудовом праве представляет собой способ выражения интересов одного субъекта трудового права в его взаимоотношениях с другими субъектами трудового права в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством. Форма проведения занятия: семинарское занятие Цель семинарского занятия: определить особенности правового статуса субъектов трудового права. Задачи семинарского занятия: - разграничить понятия «субъект трудового права» и «участник отношений, регулируемых трудовым правом»; - изучить виды субъектов трудового права; - исследовать элементы правового статуса отдельных субъектов трудового права; - обозначить круг источников, закрепляющих основные права; обязанности и компетенцию субъектов трудового права. План семинарского занятия: 1. «Субъект трудового права», «участник отношений, регулируемых трудовым правом»: соотношений понятий. 2. Работники как субъекты трудового права. Физические лица, не являющиеся работниками, в качестве субъектов трудового права. Правосубъектность, основные права и обязанности, гарантии реализации трудовых прав, юридическая ответственность работника. 3. Работодатели в качестве субъектов трудового права. Их виды. Особенности правового статуса работодателя. Его элементы. 4. Профсоюзы, их выборные органы, иные представители работников в качестве субъектов трудового права. 5. Правовой статус представителей работодателя в трудовом праве. Организация семинарского занятия: Традиционный устный опрос студентов, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, в рамках данного семинарского занятия дополняются письменной работой в форме решения правовой ситуации.
Тема № 5. Правоотношения в сфере труда Форма проведения занятия: семинарское занятие Цель семинарского занятия: определить особенности трудовых и и связанных с ними правоотношений как результата регулятивного действия норм трудового права. Задачи семинарского занятия: - изучить содержание понятия «трудовое правоотношение» как одной из основополагающих категорий трудового права; - выявить признаки трудового правоотношения, отличающие его от иных правоотношений, связанных с трудовой деятельностью человека; - охарактеризовать структуру трудового правоотношения; - исследовать иные правоотношения в сфере труда с точки зрения их взаимосвязи с трудовым правоотношением. План семинарского занятия: 1.Место трудового правоотношения в сфере общественных отношений, регулируемых правом и в рамках осуществления трудовой деятельности. 2. Трудовое правоотношение (понятие и общая характеристика). Основания возникновения, изменения, течения во времени и прекращения трудового правоотношения. Стороны трудового правоотношения. Содержание трудового правоотношения. 3. Правоотношения, предшествующие трудовым отношениям. Правоотношения, сопутствующие трудовым правоотношениям. Правоотношения, вытекающие из трудовых правоотношений. Специфика их субъектного состава, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4. Тема № 6. Социальное партнерство Форма проведения занятия: семинарское занятие № 1 Цель семинарского занятия № 1: изучить основные характеристики института социального партнерства. Задачи семинарского занятия № 1: - определить место института социального партнерства в системе отрасли трудового права; - обозначить формы и уровни социального партнерства; - охарактеризовать круг субъектов социального партнерства; - проанализировать принципы построения системы социального партнерства в России. План семинарского занятия № 1: 1.Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования труда. Уровни социального партнерства в качестве элементов системы социального партнерства. 2. Принципы социального партнерства. 3. Стороны и представители сторон в отношениях по социальному партнерству. Иные участники отношений по социальному партнерству. 4. Формы социального партнерства (коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений); взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров). 5. Органы социального партнерства. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Компетенция органов социального партнерства. Организация семинарского занятия № 1: Наряду с устным опросом обучающихся по вышеуказанным вопросам, одной из форм текущего контроля, реализуемых на данном семинарском занятии, является терминологический диктант. Это вид задания, в ходе выполнения которого студентам надлежит либо дать определение того или иного юридического термина, либо, руководствуясь имеющимся определением, подобрать к нему подходящий по смыслу термин.
Форма проведения занятия: семинарское занятие № 2 Цель семинарского занятия № 2: определить основные особенности актов коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда. Задачи семинарского занятия № 2: - изучить процедуру коллективных переговоров как формы социального партнерства; - раскрыть понятие и содержание коллективного договора; - охарактеризовать особенности социально-партнерских соглашений в сравнении с коллективными договорами; - выяснить меры ответственности, применяемые к лицам, нарушающим или не выполняющим условий коллективных договоров и соглашений. План семинарского занятия № 2: 1.Коллективные переговоры. Процедура их проведения. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. 2. Коллективные договоры. Понятие, содержание, структура. Действие коллективных договоров. 3. Соглашения как результат взаимодействия субъектов в рамках социального партнерства. Содержание и структура. Процедура разработки и заключения соглашений. 4. Регистрация коллективных договоров и соглашений. Контроль за их выполнением. Ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективных договоров и соглашений. Организация семинарского занятия № 2: У стный опрос на данном семинарском занятии дополняется заданием по разработке сравнительной таблицы. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать критерии разграничения коллективных договоров и соглашений как актов социального партнерства и провести сравнительный анализ по данным критериям.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |