Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Субъективная сторона преступления




Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъективной стороны преступления

1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.

2. Вина - как основной признак субъективной стороны состава преступления. Социальная сущность, содержание и формы вины.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

5. Преступления с двумя формами вины.

6. Мотив, цель и эмоции, как признаки субъективной стороны преступления.

7. Юридическая и фактическая ошибка и ее влияние на форму вины и уголовную ответственность.

 

 

1. Изучение данной темы требует знания соответствующего уголов­ного законодательства РФ (гл. 5 УК РФ).

2. При анализе субъективной стороны преступления следует, прежде всего, уяснить ее понятие и содержание, какие признаки, ее образую­щие, являются обязательными, а какие - факультативными.

Следует помнить, что субъективная сторона всегда выступает в единстве с объективной стороной.

Субъективная сторона - необходимый элемент состава преступле­ния. Она характеризует тот сложный психологический процесс, с кото­рым связано совершение общественно опасного деяния. Субъективная сторона - это вся психическая деятельность, которая сопровождает со­вершение преступления и в которой интеллектуальные, волевые и эмоци­ональные моменты выступают в единстве и взаимообусловленности. Разу­меется, не все признаки, характеризующие психическую деятельность, имеют уголовно-правовое значение. Важнейшими признаками субъективной стороны, имеющими такое значение, являются вина, мотив, цель прес­тупления и эмоциональное состояние. Среди них центральное место за­нимает вина.

3. Особое внимание нужно уделить выявлению понятия и содержания вины как обязательного признака субъективной стороны преступления, ее форм и видов.

Вина есть психическое отношение лица к совершенному им общест­венно опасному деянию и наступившим вследствие этого общественно опасным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности и характеризующее его отрицательное отношение к социальным институтам и иным ценностям общества. Вина - субъективное основание уголовной ответственности. Общественно опасное деяние не влечет уголовной от­ветственности, если виновного действия не было. Принцип, согласно которому ответственность может наступать только при наличии вины, является важнейшим в отечественном уголовном праве. Его значение определяется не только природой самого права, как регу­лятора поведения людей, но и содержанием уголовной политики России, задачами и целями наказания. Наказание в условиях нашего общества выступает не только как средство защиты от общественно опасных пося­гательств, но и как метод исправления преступников. Совершенно очевидно, что эти цели остаются голой, оторванной от жиз­ни абстракцией, если не будут основываться на принципе вины.

Важно прочно усвоить, что по уголовному праву РФ недопустимо объективное вменение, при котором лицо привлекается к ответственности только за факт совершения общественно опасного деяния при отсутствии вины.

При изучении форм и видов вины важно уяснить, что вина характе­ризуется двумя моментами (признаками) - интеллектуальными и воле­вым, - и что формы и виды определяются в зависимости от различного сочетания этих моментов.

4. Раскрывая умышленную форму вины, следует обратить внимание на то, что осознание лицом всех фактических обстоятельств, принадле­жащих к объективным признакам состава данного преступления, имеет некоторые особенности в преступлениях с материальными и формальными составами преступлений. Нередко студенты слабо усваивают, что пос­кольку в формальном составе преступления общественно опасный харак­тер носит само действие (или бездействие), постольку лицу для осозна­ния его общественной опасности достаточно сознавать лишь фактические обстоятельства, относящиеся к самому деянию. В материальных составах преступлений, для которых необходимо наступление последствий, осозна­ние лицом общественной опасности своих действий неразрывно связано с предвидением указанных в законе общественно опасных последствии. В этих случаях в умысел включается также предвидение развития причинной связи между совер­шенными действиями и наступившим преступным результатом.

Нужно также иметь в виду, что теория уголовного права, помимо прямого и косвенного умысла, различает также определенный (конкретизированный) и неопре­деленный (неконкретизированный) умысел в зависимости от того, насколько конкретно представ­ляет себе виновный общественно опасные последствия.

Кроме того, в соответствии с особенностью моментов возникнове­ния умысел делится на: заранее обдуманный и внезапно возникший (простой и аффектированный).

Совершение преступлений с заранее обдуманным умыслом свидетель­ствует о большей степени общественной опасности лица по сравнению с совершением подобного преступления с внезапно возникшим умыслом.

5. Студент должен уяснить понятие неосторожности и ее видов. При изучении понятия преступного легкомыслия необходимо раскрыть содержание интеллектуального и волевого момента.

При изучении неосторожной вины в виде преступной небрежности следует осо­бое внимание уделить раскрытию ее объективного и субъективного кри­териев и отличию от казуса (невиновного причинения вреда).

6. Сложным для уяснения является вопрос о преступлении, совер­шаемом с двумя формами вины, эти преступления встречаются весьма редко, при­чем в тех составах, где объективная сторона преступления характеризу­ется наступлением не одного, а двух последствий: ближайших и отда­ленных. В таких случаях при рассмотрении субъективной стороны этих преступлений необходимо различать психическое отношение лица к пер­вому и ко второму результатам (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Кроме того, многие отечественные криминалисты признают возможность так называемой «смешанной вины» там, где имеется различное психическое отноше­ние лица к совершенному деянию и к наступившим последствиям. Напри­мер, при незаконном проведении искусственного прерывания беременности (ч. 3 ст. 123 УК РФ) психичес­кое отношение к самому прерыванию беременности может быть в форме умысла, а в отношении наступления в результате прерывания беременности смерти или тяжкого вреда здоровью - в форме неосторожности.

7. Студент должен также уметь раскрывать содержание факульта­тивных признаков субъективной стороны (мотива, цели и эмоционального состояния), и вопроса о юридической и фактической ошибках.

Формы и виды контроля знаний студентов на занятиях

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте признаки субъективной стороны следующих преступлений (ст. 111, 158, 204, 206 УК РФ)
  2. Назовите преступления, где признак субъективной стороны выступает в качестве привилегирующего.
  3. Приведите примеры на каждый вид юридической и фактической ошибки.
  4. В чем отличие неконкретизированного умысла от конкретизированного?
  5. Что такое эвентуальный умысел?

 

Задача

9 мая 1995 г. Басангова сутки дежурила в больнице. Придя домой, от мужа узнала, что он болен венерическим заболеванием, причиной которого он назвал интимную близость с ранее не знакомой ему молодой женщиной. Сообщение мужа взволновало ее, но она вынуждена была уйти на работу, где продолжала думать о случившемся. Вернувшись домой с работы 10 мая 1995 г., она в течение дня пыталась выяснить у мужа обстоятельства произошедшего. Он признался, что был в интимной близости с П. в своем доме в то время, когда дети спали, а она, Басангова, находилась на работе. Все это ее сильно взволновало и возмутило, поскольку П. она всегда помогала материально, лечила ее детей. Она, Басангова, привела П. к себе домой, где в присутствии мужа просила оставить мужа и семью в покое. Однако П. отрицала факт интимной близости с ее мужем. В разговор вступил муж и предложил П. во всем признаться. В ответ на это П. заявила, что если захочет, то разрушит ее семью, стала нецензурно выражаться, оскорблять ее честь и достоинство, схватив за волосы, применила физическое насилие. Такое поведение П. вызвало у нее, Басанговой, сильное душевное волнение, что произошло дальше, она помнит смутно, пришла в себя во дворе дома от крика мужа. По его требованию она зашла в дом, где увидела лежавшую на диване П., на груди которой была видна кровь. Охарактеризуйте субъективную сторону совершенного преступления.

Тест

1. Цель преступления есть

1) обязательный признак субъективной стороны состава преступления

2) составной компонент умышленной или неосторожной формы вины

3) факультативный признак субъективной стороны состава преступления

4) составной компонент умышленной формы вины

2. Ошибочное представление лица о юридических последствиях совершённого преступления

1) имеет юридическое значение, лишь, когда такое ошибочное представление носит извинительный характер

2) всегда имеет юридическое значение

3) безусловно, смягчает назначаемое наказание

4) никогда не имеет юридического значения

3. В уголовном законодательстве предусмотрены следующие формы вины:

1) мотив

2) неосторожность

3) умысел

4) эмоциональное состояние

5) цель




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.