КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение. 1. Установление характера правоотношений
1. Установление характера правоотношений. Можно различить следующие виды правоотношений: а) связанных с порядком подготовки актов органов федеральной исполнительной власти, признаваемых источниками российского права, в том числе земельного; б) связанных с признанием международных договоров источниками права; в) связанных с признанием конкретного международного договора источником земельного права; г) экологические (в широком смысле слова), а в их числе — связанные с сохранением биоресурсов и биоразнообразия. 2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношений для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов: 2.1. Конституцию Российской Федерации 1993 г. как акт, обладающий высшей юридической силой, прямым действием и применяющийся на всей территории Российской Федерации. 2.2. Акты, определяющие порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а именно: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации 1997 г. (далее — Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти). 2.3.Акты, определяющие место международных договоров Российской Федерации в системе российского права, порядок их заключения, ратификации и вступления в силу. 2.4.Акты, устанавливающие факт признания Российской Федерацией конкретного международного договора частью правовой системы РФ, источником национального права, в том числе земельного. 2.5.Акты экологического (в широком смысле слова) законодательства, а именно: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г.; Земельный кодекс РФ 2001 г., Закон РФ «О недрах» 1992 г. в ред. 1995 г.; Водный кодекс Российской Федерации 1995 г.; Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.; Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. и др. 3. Определение теоретических основ решения спора. Теоретической основой решения данного спора являются три группы научных положений. 3.1. Первая из них касается понятия «источник права». Оно в теории права традиционно рассматривается в двух значениях, как собственно источник права (место нахождения норм права, «резервуар», в котором они пребывают) и как форма права (то, в чем норма права выражается внешне, в объективной реальности; то, что придает ей формальную определенность, стабильность и пр.). При этом подчеркивается, что термин «форма права» является менее удачным, так как является весьма многозначным), что оба этих термина могут употребляться в одном и том же значении1. Таким образом, в теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве1. 3.2. Вторая группа относится к понятию «источник земельного права». Это понятие является частным по отношению к понятию «источник права». В силу этого ему присущи все основные общие черты источников российского права. Однако оно обладает рядом особенностей (далее идет изложение основных положений со ссылкой на любой доступный источник, лучше – на учебник земельного права МГУ или иной учебник и (или) монографию) 3.3. Третья группа относится к понятию международного договора, порядку распространения содержащихся в нем правил для регулирования национальных отношений, в данном случае — земельных (далее идет изложение основных положений со ссылкой на любой доступный источник, лучше на учебник по теории права, международного права или монографию — по аналогии с п. З.1.).
1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М, 1981. С. 81; 315; Т. 2. М.. 1982. С. 212-213: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 133.
4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров. Материалов, характеризующих судебную практику по данным вопросам, не найдено. 5. Обоснование решения спора и или ответов на поставленные вопросы. С учетом: а) определения и уточнения характера возникших правоотношений; б) выбора соответствующих нормативных правовых актов; в) опираясь на имеющиеся в теории права взгляды по возникшим проблемам предлагается следующее решение возникшего спора: 5.1. Применительно к вопросу: Являются ли названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права? 5.1.1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) правовую систему Российской Федерации образуют: а) Конституция Российской Федерации как акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей территории Российской Федерации; б) законы и иные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации; в) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом: а) законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; б) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 5.1.2.Как следует из материалов дела, Национальный доклад был подготовлен рядом федеральных органов исполнительной власти и является совместным актом этих органов, подготовленным в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии, во исполнение Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии» (СЗ РФ, 1995, Ко 28, ст. 2690). Согласно п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, анализируемые Правила содержат исчерпывающий перечень форм («видов») нормативных правовых актов. Такой формы («вида») как «доклад» они не содержат. Исследуемое Положение содержит также ряд специальных правил принятия, опубликования и регистрации нормативных правовых актов (пп. 3-9, 10-19). Рассматриваемый Доклад этим правилам не соответствует. Следовательно, хотя названный Национальный доклад и издан на основе и во исполнение указанного выше постановления Правительства и опубликован, но по форме («виду»), процедурам принятия, опубликования и регистрации он не может быть признан нормативным правовым актом - источником права. 5.2. Применительно к вопросу: Является ли источником земельного права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры? 5.2.1.Конвенция вступила в силу в 1993 г. 5.2.2.Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» названная Конвенция была ратифицирована и вступила в силу для Российской Федерации. 5.2.3.Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 31) международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации. 5.2.4. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) такие международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. подлежит выполнению Российской Федерацией, является составной частью ее правовой системы и применительно к данному спору - источником земельного права. 5.3. Применительно к вопросу: Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы? В данной ситуации наиболее правильным было бы использование определений, данных в Конвенции о биологическом разнообразии.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |