Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие




Практическое занятие

активная форма практического занятия («мини-конференция»)

Цель занятия:

- изучить понятие, субъекты, стадии законодательного процесса в РФ;

- изучить конституционно-правовое регулирование законо­дательного процесса.

Подготовительный этап:

Предварительная подготовка докладов длительностью 10 минут по следующим вопросам темы:

- право законодательной инициативы в РФ: понятие, субъекты, формы реализации;

- требования к предъявляемому в Государственную Думу законопроекту;

- предварительное обсуждение законопроекта;

- обсуждение законопроекта в Государственной Думе.

- чтения зако­нопроекта: понятие, процедуры;

- обсуждение федеральных законов в Совете Федерации;

- промульгация (обнародование) федеральных законов;

- юридическая природа и виды федеральных законов.

Аналитический этап:

1. Обсуждение докладов по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль модератора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов «мини-конференции» и выработка общего мнения.

Заключительный этап: завершающее слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия каждого студента в работе «мини-конференции».

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

основная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 513-517, С. 587-607.

2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С. 410-412, С. 421-443, С. 464-479.

3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С.530-551.

дополнительная:

1. Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение / А.В. Хамуков // Российская юстиция. – 2010. – № 6. – С. 49-52.

Тема 20. Конституционный Суд Российской Федерации

интерактивная форма практического занятия

(анализ конкретных практических ситуаций)

Цель занятия:

- уяснить понятия «судебная власть», «правосудие», «судебная система»;

- ознакомиться с принципами правосудия в РФ;

- уяснить предназначение и роль каждого из видов судов судебной системы РФ.

- применять имеющиеся теоретические знания в процессе обращения в Конституционный Суд.

Подготовительный этап:

Разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров практики:

задание для группы № 1 (примерный вариант задачи):

Судье Конституционного Суда РФ после его выступления на съезде одной из политических партий предложили войти в ее руководящий орган и принять участие в кампании по выборам в органы государственной власти субъекта РФ.

Дайте правовую оценку ситуации. Каким образом судья Конституционного Суда РФ может реализовать свое конституционное право на объединение?

задание для группы № 2 (примерный вариант задачи):

На основании анализа норм ФКЗ «О Конституционном суде РФ» выделите извинительные (независимые от воли судьи) и компрометирующие основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

Аналитический этап:

- обсуждение группами предложенных ситуаций;

- анализ положительных и отрицательных решений;

Заключительный этап: подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

официальные акты высших судебных органов:

1. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 24.01.2011) // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 1. – 2011.

основная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 683-705.

2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С. 542-554.

3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С.622-625.

дополнительная:

1. Колоколов Я.Н. Смертная казнь: Конституционный Суд РФ дает новое толкование проблемы / Я.Н. Колоколов // Российский судья. – 2010. – № 1. – С. 6-10.

2. Попова С.С. Последствия отсрочки исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации / С.С. Попова, В.И. Бойко // Законодательство. – 2011. – № 1. – С. 45-51.

3. Степанян Г.С. Контроль Конституционного Суда Российской Федерации над не вступившими в силу международными договорами Российской Федерации / Г.С. Степанян // Государство и право. – 2010. – № 10. – С. 109-111.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские (практические) занятия. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарским (практическим) занятиям. В ходе семинарских (практических) занятий углубляются и закрепляются знания студентов по вопросам, рассмотренным во время лекций, развиваются навыки ведения публичной дискуссии.

Научно-исследовательская работа студентов по проблемам конституционного законодательства ведется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем.

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Конституционное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

1) лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;

2) лекции – электронные презентации;

3) дискуссия;

4) «мозговой штурм»;

5) работа в малых группах;

6) презентация;

7) демонстрация;

8) выполнение эссе;

9) составление юридического документа;

10) комментирование научной статьи;

11) подготовка обзора научной литературы по теме;

12) подготовка обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по отдельным проблемам;

13) комментирование ответов студентов;

14) творческие задания;

15) решение задач;

16) анализ конкретных практических ситуаций;

17) составление резюме;

18) «мини-конференция»;

19) «круглый стол»;

20) интервьюирование;

21) составление таблиц и схем;

22) встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений;

23) тестирование;

24) ролевая игра и др.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:

· опрос;

· проверка выполнения самостоятельных работ;

· решение практических и ситуационных задач;

· демонстрация презентаций;

· терминологический диктант;

· тестирование.

Содержание самостоятельной работы студентов очной формы обучения в значительной мере определяется заданиями, получаемыми от преподавателей в рамках аудиторных занятий.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной формы обучения относится:

- использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

- самостоятельное планирование учебной работы в период семестра с учетом учебных заданий;

- выполнение контрольных заданий, предусмотренных учебным планом;

- необходимость мониторинга правовых информационных ресурсов в целях сбора актуальной информации по тематике учебной дисциплины: о деятельности органов государственной власти, вступлении в силу нормативных правовых актов и т.п.;

- использование материалов практики организации и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления по месту жительства и работы студентов в целях подготовки к учебным занятиям.

Объем самостоятельной работы студентов очной формы обучения, предусмотренный учебным планом, определяет важнейшее значение данного вида учебной деятельности. В рамках самостоятельной работы студент, работает со значительными объемами информации, выполняет поставленные перед ним учебные задания, осуществляет подготовку к промежуточной аттестации. При этом студент использует все предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины виды самостоятельной работы с учетом рекомендаций, полученных им от преподавателя в рамках лекционного и практического занятия.

Виды самостоятельной работы по всем темам:

· изучение учебной литературы;

· работа с нормативными правовыми актами;

· изучение судебной практики;

· изучение дополнительной научной литературы;

· решение задач и казусов;

· подготовка эссе, тезисов докладов;

· подготовка презентаций Power Point;

· рецензирование научных статей;

· подготовка проектов правовых актов;

· подготовка юридических заключений;

· составление схем, таблиц и пр.;

· выполнение заданий преподавателя.

Студентам рекомендуется осуществлять мониторинг публикаций по вопросам конституционного права в журналах «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Правоведение» и др., а также анализировать развитие федерального и регионального законодательства, регулирующего общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права. Законодательные и другие нормативно-правовые акты публикуются в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете». Следует также использовать справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант». Полезно изучать судебные решения на сайтах судов: Конституционного Суда РФ (www.ksrf.ru), Высшего Арбитражного Суда РФ (www.arbitr.ru), Верховного Суда РФ (www.supcourt.ru), пользоваться интернет-ресурсами:

http://президент.рф – Президент Российской Федерации

http://www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания РФ

http://council.gov.ru – Совет Федерации Федерального Собрания РФ

news.kremlin.ru – «Президент России / События»

constitution.kremlin.ru – Конституция Российской Федерации

flag.kremlin.ru – государственная символика России

http://www.government.ru/ – Правительство Российской Федерации

http://www.minjust.ru – Министерство юстиции Российской Федерации

http://www.cikrf.ru/ – ЦИК России

http://ombudsmanrf.org/ – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html – субъекты Российской Федерации в сети Интернет

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.