Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Быть» или «Иметь»?




 

Феноменологи считают, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит это убеждение, в частности, что люди в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахматной доске, эти люди проживают свою жизнь, словно какие-то силы, которым они не могут сопротивляться, движут ими. Люди в основе своей добры и обладают стремлением к совершенству. [6]Карл Роджерс считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным достигать их, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Когда люди функционируют полностью, когда никто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, искренне стремящиеся жить в гармонии с собой и с окружающими. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

Гуманистическая психология — психология, в первую очередь, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей; исследует уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, проявляющуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Гуманистическая психология опирается на экзистенциальную философию. Экзистенциалисткий взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельной личности, существующей в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «существо-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый человек ответственен за то, кто мы, кем мы являемся. Экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить свою жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из него сделаем». Разумеется уникальный человеческий опыт не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут стать такой тяжелой и пугающей ношей, что люди могут не справившись с этой тяжестью, бросить все и жить, испытывая боль, отчаяние, одиночество и тревогу. Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Наиболее важная идея, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Следовательно, с экзистенциальной точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение сексуальных или агрессивных побуждений. А. Адлер утверждал, что человек стремится к совершенству.

Жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни. Личность каждого индивидуума является его собственным творением. Адлер утверждал, что, благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает своей максимальной целостности. Личность в теории Адлера описана исключительно в терминах стремления, созданного собственным «я» и ориентированного в будущее. «Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится».

Молодежь пытается, по Эриксону, построить собственную систему ценностей, чтобы найти цели и принципы, которые придадут ей смысл и направленность жизни и поколения. Многие подростки, страдающие от конфликта «кризис идентичности» испытывают произвольное чувство бесполезности, душевного разлад и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию и отчужденность. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и улучшению нашей культуры; забота о будущем благополучии человечества. Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. «Кризис среднего (старшего) возраста проявляется в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Главным психологическим проявлением в этом возрасте, согласно Эриксону, является нерасположенность заботиться я о других людях, делах или идеях[7]. Э.Фромм, высоко ценивший человеческую активность, считал, что активность — это личностная характеристика, продуктивная ориентация характера. Продуктивные личности оживляют все, к чему они прикасаются, вселяя жизнь в других людей и в вещи. Они являются носителями так называемого «модуса бытия», который противостоит непродуктивному «модусу обладания». Активность личности — это продуктивное использование всех человеческих возможностей. «Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, любить, вырваться из стен своего тесного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать». Для Фромма, как и для Франкла самая сильная мотивация поведения людей заключается в поиске смысла своего существования. Индивид в «нездоровом», «больном» обществе - это исследуемая реальность, в которую «заброшена» личность, и объект социальной критики Э.Фромма. Предназначение его исследований — поиск путей к «обновление», «возрождению», «самовыявлению» и «самореализации» человека. Главные страсти и желания человека, отмечает Фромм, возникают его всеобщего существования, т. е. из уникальной ситуации, в которой он вообще оказался человек. Человек — это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; он должен ее решить, и от нее никуда не уйти. Экзистенциальное противоречие позволяет человеку думать о собственной самоосуществлении. Но оно подсказывает и иной выход — Иметь, т. е. заглушить коллизию человеческого бытия, обратиться к иллюзорному самоудостоверению. В обществе, высшей целью которого является Иметь, Фромм считает, что за душу человека борются два принципа — принцип обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным вожделениям.

Тенденция Иметь, в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция — Быть — значит отдавать, жертвовать собой — обретает силу в специфических условиях человеческого существования. Эти рассуждения Фромма приобретают сегодня особую актуальность и значимость. Фромм постулирует вечность экзистенциального поиска. Содержанием человеческой истории, по Фромму, является стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые порождены распадением прежних, изначально целостных связей. Однако конкретно сложившееся общество, та или иная форма социального общежития мешает полному воплощению человеческих потенций. Мучительное и напряженное постижение тайны человека — доминанта философских размышлений Фромма. В современном обществе, как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре. Фромм называет вид свободы, при котором человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.[8] Фромм отмечал, что спонтанная активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу. Чтобы преодолеть ощущение отчужденности, изоляции, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать участие и нести ответственность за кого-то. Если эта потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистичные интересы и не способны доверять другим. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности, воспитание детей) позволяет людям подниматься над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев жизни, а не постоянно следующих чьим-то указаниям. Люди нуждаются в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает им возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Тот, кто не хочет принять вызов, и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает предательство. Тот, кто предает свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования: Кто Я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества. Поиск подлинной и полной и смысла жизни не легок, особенно в наше время, когда индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так многие люди становятся отстраненными и отчужденными, себе и окружающим. Эту позицию разделял австрийский психотерапевт В.Франкл. «Я считаю, писал он, - опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть простое снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено». Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти», в противном случает он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел. Сходную мысль формулирует А. Маслоу, определяя «самоактуализирующуюся» личность: «Самоактуализирующиеся люди вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является для них очень ценным — это своего рода призвание...». При этом имеются в виду непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, - истина, добро, красота. Самоактуализация, процесс, постулированный А. Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит, жить осмысленно и совершенно.[9] Люди предпочитают полагаться на то, что одобряется друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Люди должны принять ответственность за выбор и направление своей судьбы. т. к. они пришли в этот мир, хотели они этого или нет, иначе жизнь пройдет в отчаянии и безнадежности. Теоретические построения и внешнее поведение является вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Он исходил из того, что иерархия ценностей распространяется на всех людей и что, чем человек выше может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинства и осознания того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, неудовлетворенность в самоуважении приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Самоактуализация, по Маслоу, желание человека стать тем, кем он может стать. Карл Роджерс утверждал, что «человек не обладает характеристиками машины, он не только заключен в тиски бессознательных мотивов, но он является личностью в процессе создания самого себя, личностью, творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы».

личность смысл жизнь

 


Заключение

 

Экзистенциали́зм подчеркивает драматизм и трагичность человеческого бытия, неисполнимость замыслов и проектов, отторженнность смысла жизни от социально-исторических процессов, вечный разлад человека с собой по поводу поисков своей «подлинности», отсутствие внешних ориентиров в моральном выборе и прочее. Человеческое бытие есть вечное становление, не имеющее никакой конечной цели и предметного результата. Его драматизм и безысходность обретают значение подлинно человеческого удела и призвания. Трагедия, поражения, падения и противоборство с собой это не жизненный путь человека к чему-то, не испытание и искупление на пути к спасению, не цена истории, а единственный, исчерпывающий смысл человеческого существования, его назначения. Человек, как субъект решения и выбора не имеет никакой готовой конституции. Он вакуум, страдающий от незаполненности и жаждущий заполнения.

Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня, которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Отсутствие смысла лишает человека прочных жизненных ориентиров и устремлений. А. Маслоу: «Будущее человека находится внутри него, и оно в данный момент динамически активно».

 


Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
  Тревога Состояние, в основе которого лежит осознание конечности собственной жизни (в экзистенциализме).
  Экзистенция Ядро человеческого «Я» как конкретной неповторимой личности.
  Пограничная ситуация Ситуация, в которой индивид осознает себя как конечную экзистенцию.
  Философская антропология Наука о сущности и сущностной структуре человека, осмысляющая отношение человека к природе, обществу, миру
  Трансцендирование Процесс выхода за пределы опытного, эмпирического знания.
  Бытие Философская категория, обозначающая чистое существование, не имеющее причин, а также самодостаточную реальность, существующую объективно.
  Смысл жи́зни, смысл бытия́ Философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности
  Личность Индивидуальный носитель социально-значимых черт, свободный и ответственный субъект сознательно-волевой деятельности
  Потенция Скрытые возможности, ресурсы, силы, необходимые для каких-то целей
  Детерминировать Определять, обуславливать

 

 


Список использованных источников

 

1 Фромм, Э. Бегство от свободы/Текст. М.; Прогресс; 1990

2 Фромм, Э. Душа человека/Текст.М.; Прогресс; 1992

3 Маслоу, А. По направлению к психологии бытия/Текст.; М., 1992

4 Хайдеггер, М. Время и бытие/Текст. М.; 1993

5 Человек: философские аспекты сознания и деятельности/Текст. Минск, Наука и техника, 1989

6 Первин, П., Джон, О./Психология личности, М.; 1993

7 Гуревич, П.С. Философия человека/Текст. М.; 1959

8 Марков, Б.В. Философская антропология/Текст. Спб, 1997

9 Радугин, А.А. Философия/Текст. М.;1991

10 Арлычев, А.К. Саморегуляция, деятельность и сознание/Текст. Спб.; Наука, 1992

 

 

Размещено на Allbest.ru

 


[1] Первин, П., Джон, О./Психология личности, М.; 1993, с. 45

[2] Там же, с. 49

[3] Там же, с. 51

[4] Гуревич, П.С. Философия человека/Текст. М.; 1959

[5]Гуревич, П.С. Философия человека/Текст. М.; 1959

[6] Радугин, А.А. Философия/Текст. М.;1991

[7]Марков, Б.В. Философская антропология/Текст. Спб, 1997

[8]Фромм, Э. Бегство от свободы/Текст. М.; Прогресс; 1990

[9]Маслоу, А. По направлению к психологии бытия/Текст.; М., 1992




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.