КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литвинова О.С
География и Английский язык Безопасность жизнедеятельности и География, Наименование 050100.62 ПО Лабораторные, практические и самостоятельные работы по курсу «Картография с основами топографии» для студентов I курса Профиль подготовки: География,
Составитель: к.г.н., доцент кафедры физической географии и туризма
Новосибирск 2012 Памятка для студента по выполнению учебного плана
Тема: Общие сведения о карте - м асштаб (2 часа) Цель работы: продолжитьформировать умения работы с различными видами масштабов и определять расстояние и площадь на карте. Оборудование: атлас по географии для 6-го класса, курвиметр или нитка длиной около 20 см, рабочая тетрадь. Масштаб – отношение длины линии на карте к длине горизонтального проложения этой линии на местности. Масштаб – это величина, показывающая во сколько раз длина на местности (земной поверхности) уменьшена при переносе ее на карту. Масштаб указывают под южной рамкой карты и выражают отношениями чисел (численный масштаб), словесно (именованный масштаб) и графически (линейный масштаб). Численный масштаб — записывается в виде дроби, в числителе которой единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения на карте горизонтальной проекций линий местности при изображении их на карте. Подпись численного масштаба на картах обычно сопровождается указанием величины масштаба — расстояния на местности (в метрах или километрах), соответствующего одному сантиметру карты. Величина масштаба в метрах соответствует знаменателю численного масштаба без двух последних нулей. Например: 1: 50 000 – 1 см на карте соответствует 50 000 см/ 500 м на местности Именованный масштаб – указывается в виде подписи, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте. Например: в 1см 1км или 1: 1 000 00 или в 1 см 1км 1: 1 000 00 Левое основание разбивается на более мелкие части (соответствующие 1 мм на карте) для измерений расстояний с большой точностью – это точность масштаба Памятка: 1 см = 10 мм, 1 м = 100 см, 1 км = 1 000 м В России разработан ряд стандартных масштабов для карт: 1: 5 000, 1: 10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:300 000, 1:500 000, 1:1 000 000. В старых русских картах использовались следующие меры длины: 1 верста = 1,067 км, 1 сажень = 2,134 м, 1 дюйм =2,54 см. Английская система мер – 1 миля=1,609 км. Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный: 1: 25, 1: 500, 1: 1 000, 1: 50 000, 1: 200 000, 1: 10 000 000 Методические рекомендации. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей. Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1: 500 000. В знаменателе после цифры — пятьнулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности. Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см 100 м. Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см 500 м, в 1 см 3 км, в 1 см 10 км, в 1 см 250 км, в 1 см 500 км, 3 см 600 м. Методические рекомендации: Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей. Например, для именованного масштаба в 1 см 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1: 10 000. Для масштаба в 1 см 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1: 500 000. Задание 3 а) Определите масштабы, которые будут крупнее, чем масштаб 1:500 в 2, 5. 10 раз; б) Определите масштабы, которые будут мельче, чем масштаб 1:500 в 2, 5. 10 раз; Например: 1:250 будет в 2 раза крупнее (необходимо делить на это число) 1:1 500будет в 3 раза мельче (необходимо умножить на это число). Задание 4 Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса: а) Москва и Мурманск б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай) Задание 5 Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса различными способами (смоченной нитью, циркулем, курвиметром). Измерение каждым способом провести трижды. Результаты представить в виде таблицы 2. а) Ока; б) Кама. Длину реки измеряют от устья, как более определенной точки, чем исток. При измерении от устьев больших рек необходимо указывать пункт, от которого идут измерения. Таблица 1
Задание 6 1. Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000. 2. Длина железной дороги Москва - Санкт - Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1: 10 000 000. 3. Расстояние от Бреста до Владивостока более 10 000 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна десятимиллионная? 4. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см? Задание 7 (домашнее задание) Определить на политико-административной карте Новосибирской области с помощью палетки площадь одного из районов (по выбору): Барабинского, Кыштовского, Северного, Убинского, Колыванского, Куйбышевского, Тогучинского, Краснозерского, Чановского, Татарского, Чулымского. Тема Математическая основа карт. (2часа) Цель: Научиться строить картографическую сетку в азимутальной полярной проекции.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |