Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литвинова О.С




География и Английский язык

Безопасность жизнедеятельности и География,

Наименование 050100.62 ПО

Лабораторные, практические и самостоятельные работы по курсу

«Картография с основами топографии»

для студентов I курса

Профиль подготовки: География,

 

 

Составитель: к.г.н., доцент

кафедры физической географии и туризма

 

Новосибирск 2012


Памятка для студента по выполнению учебного плана

 

Наименование темы Форма контроля  
 
1. Картография и ее связь с другими науками. Общие сведения о географической карте. Тетрадь, тест  
2. Математическая основа карт. Математические проекции. Масштаб и разграфка карт. чертеж, тетрадь, тест  
3. Топографические, обзорные общегеографические и тематические карты тетрадь, тест    
4. Съемки местности. Наземные съемки местности. тест  
5. Обзорные общегеографические карты тетрадь, тест  
6. Картографические знаки и способы изображений. Картографическая генерализация. Контурные карты, тест    
7. Методы использования карт и применение. Контурные карты, блок- диаграммы.  

Тема: Общие сведения о карте - м асштаб (2 часа)

Цель работы: продолжитьформировать умения работы с различными видами масштабов и определять расстояние и площадь на карте.

Оборудование: атлас по географии для 6-го класса, курвиметр или нитка длиной около 20 см, рабочая тетрадь.

Масштаб – отношение длины линии на карте к длине горизонтального проложения этой линии на местности. Масштаб – это величина, показывающая во сколько раз длина на местности (земной поверхности) уменьшена при переносе ее на карту. Масштаб указывают под южной рамкой карты и выражают отношениями чисел (численный масштаб), словесно (именованный масштаб) и графически (линейный масштаб).

Численный масштаб — записывается в виде дроби, в числителе которой единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения на карте горизонтальной проекций линий местности при изображении их на карте. Подпись численного масштаба на картах обычно сопровождается указанием величины масштаба — расстояния на местности (в метрах или километрах), соответствующего одному сантиметру карты. Величина масштаба в метрах соответствует знаменателю численного масштаба без двух последних нулей.

Например:

1: 50 000 – 1 см на карте соответствует 50 000 см/ 500 м на местности

Именованный масштаб – указывается в виде подписи, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте.

Например:

в 1см 1км или 1: 1 000 00

 
 
 
 
 
Линейный масштаб — графическое выражение численного масштаба; он представляет прямую линию, разделенную на определенные части, которые сопровождаются подписями, означающими расстояния на местности. Применяется для измерений расстояний непосредственно на карте.

                   
         


или в 1 см 1км

1: 1 000 00

Левое основание разбивается на более мелкие части (соответствующие 1 мм на карте) для измерений расстояний с большой точностью – это точность масштаба

Памятка:

1 см = 10 мм, 1 м = 100 см, 1 км = 1 000 м

В России разработан ряд стандартных масштабов для карт:

1: 5 000, 1: 10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:300 000, 1:500 000, 1:1 000 000.

В старых русских картах использовались следующие меры длины: 1 верста = 1,067 км, 1 сажень = 2,134 м,

1 дюйм =2,54 см. Английская система мер – 1 миля=1,609 км.

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

1: 25, 1: 500, 1: 1 000, 1: 50 000, 1: 200 000, 1: 10 000 000

Методические рекомендации. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.

Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1: 500 000. В знаменателе после цифры — пятьнулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.

Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см 100 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

в 1 см 500 м, в 1 см 3 км, в 1 см 10 км, в 1 см 250 км, в 1 см 500 км, 3 см 600 м.

Методические рекомендации: Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей. Например, для именованного масштаба в 1 см 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1: 10 000. Для масштаба в 1 см 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1: 500 000.

Задание 3

а) Определите масштабы, которые будут крупнее, чем масштаб 1:500 в 2, 5. 10 раз;

б) Определите масштабы, которые будут мельче, чем масштаб 1:500 в 2, 5. 10 раз;

Например: 1:250 будет в 2 раза крупнее (необходимо делить на это число)

1:1 500будет в 3 раза мельче (необходимо умножить на это число).

Задание 4

Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Москва и Мурманск

б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Задание 5

Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса различными способами (смоченной нитью, циркулем, курвиметром). Измерение каждым способом провести трижды. Результаты представить в виде таблицы 2.

а) Ока;

б) Кама.

Длину реки измеряют от устья, как более определенной точки, чем исток. При измерении от устьев больших рек необходимо указывать пункт, от которого идут измерения.

Таблица 1

Название реки Метод измерения Измерения длины, см Среднее значение длины по трем измерениям, см Среднее значение длины по трем измерениям, км Среднее значение длины по трем способам измерениям, км
     
  Смоченная нить            
Циркуль            
Курвиметр            

Задание 6

1. Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.

2. Длина железной дороги Москва - Санкт - Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1: 10 000 000.

3. Расстояние от Бреста до Владивостока более 10 000 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна десятимиллионная?

4. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?

Задание 7 (домашнее задание)

Определить на политико-административной карте Новосибирской области с помощью палетки площадь одного из районов (по выбору):

Барабинского, Кыштовского, Северного, Убинского, Колыванского, Куйбышевского, Тогучинского, Краснозерского, Чановского, Татарского, Чулымского.

Тема Математическая основа карт. (2часа)

Цель: Научиться строить картографическую сетку в азимутальной полярной проекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.