Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точечный способ и способ качественного фона




Цель: Научится строить карты точечным способом и способом качественного фона.

 

Задание 1. На контурной карте Новосибирской области точечным способом показать поголовье лошадей по районам области (по данным таблицы 1). Одна точка – 50 голов.

Задание 2. К ачественным фоном показать градацию районов используя следующие критерии: менее 500 голов, от 500 до 1000 голов, от 1000 до 1500 голов, от 1500 до 2000 голов, и более 2000 голов.

Таблица 1

Поголовье лошадей в хозяйствах всех категорий по состоянию

на 1 января 2008 г

Район Количество голов Район Количество голов
Краснозерский   Каргатский  
Венгеровский   Куйбышевский  
Купинский   Черепановский  
Тогучинский   Чулымский  
Карасукский   Чановский  
Барабинский   Кыштовский  
Татарский   Чистоозерный  
Кочковский   Ордынский  
Баганский   Маслянинский  
Сузунский   Болотнинский  
Коченевский   Искитимский  
Здвинский   Колыванский  
Усть-Тарский   Северный  
Доволенский   Новосибирский  
Убинский   Мошковский  

Тема: Построение картограмм и картодиаграмм (2 часа ).

Цель: Научится строить картодиаграммы и картограммы.

Задание. На контурной карте Западной Сибири постройте картодиаграмму плотности населения по территории Западно-Сибирского экономического района (2004) по данным таблицы 1.

Таблица 1

 

Экономический район Территория (тыс. км2) Население (тыс.чел.) Плотность населения, человек на км2
Западно-Сибирский:     6,0
Алтай     2,2
Алтайский край   2565,5 15,2
Кемеровская область 95,5   29,9
Новосибирская область     15,0
Омская область     14,6
Томская область   1036,5 3,3
Тюменская область в том числе Ханты-мансийский а.о. Ямало-Ненецкий а.о.     2,3   2,8 0,7

 

Методические рекомендации:

На контурной карте Западной Сибири покажите границы Западно-Сибирского экономического района, подпишите субъекты федерации (края и области) или укажите цифрами, и опишите их в условных знаках. Используя следующую шкалу категорий на контурной карте качественным фоном покажите плотность населения: менее 5 человек на км2, от 5 до 10 человек на км2, от 10 до 15 человек на км2, от 15 до 20 человек на км2, более 20 человек на км2. В основе качественного фоно можно взять (по выбору) или цвет или штриховку. При выборе цвета обратите внимание на один цвет и разную тональность. Пунсоном покажите процентное распределение плотности населения в Западно-Сибирском экономическом районе по субъектам федерации.

 

Тема: Методы использования карт в научных исследованиях (4 часа ).

Цель: На основе анализа разновременных картосхем изучить динамику изменения Аральского моря.

Проблема:

Самый масштабный забор воды, согласно «Книге рекордов Гиннеса», отмечается в Аральском море (некогда четвертое по величине озеро в мире).

Начиная с 60-х годов ХХ века и до настоящего момента 100 % питавшей море воды из рек Амударьи и Сырдарьи стали сознательно изымать для орошения новых хлопковых полей в междуречье.

Море высохло и сократилось по площади в 2,5 раза, появилось 40 000 км2 сухой, засоленной безжизненной пустыни, которая постоянно растет.

ü Море сократилось в объеме воды в 5 раз. Засоление вод Арала привело к массовой гибели рыб.

ü Пропала пресная вода в радиусе 200 км.

ü Сократились площади, занятые растительностью; на грани исчезновения находятся реликтовые тугайные леса вдоль русла бывшей реки Амударьи.

ü Высохло более 50 крупных озер.

P.S. Уровень воды в Аральском море снизился на 19 метров, в результате оно раскололось на два озера: Большое на юге и Малое на севере. Реальность состоит в том, что спасти Арал уже невозможно, поскольку экономика стран региона сильно зависит от хлопкового экспорта, поэтому преградить забор воды из Амударьи и Сырдарьи не представляется возможным.


Задание 1. На контурной карте (или картосхеме) покажите динамику изменения поверхности Аральского моря по периодам (1957, 1977, 1982, 1984, 1993, 2000 гг). На основе анализа разновременных картосхем динамики и гипсометрического уровня Аральского моря (рис. 1) определите современные его границы.

Рисунок - 1. Динамика поверхности и гипсометрический уровень Аральского моря

Задание – 2. На основе таблиц 1 и 2 построить и проанализировать столбчатые диаграммы.

Таблица 1

Изменение площади поверхности и объема Аральского моря

               
Площадь, (*100 км2)              
Объем, км3              

Таблица 2

  Ед.изм.        
Площадь "новой" солевой пустыни, возникшей в результате усыхания моря кв.км Нет      
Физическая масса соли, пыли и отходов в границах солевой пустыни млн.т Нет      
Площадь, на которую распространяется вынос солей и пыли тыс. кв.км Нет 100-150 250-300 400-450
Нарастание выноса и выпадения солей и пыли кг/га Нет 100-200 500-700 700-1100
Численность населения в зоне, подверженной влиянию экологического кризиса тыс.чел Нет 500-600 3000-3500 3500-7000

 


Тема: Спутниковое позиционирование (2 часа).

Цель: Научиться работать с GPS – навигатором и перебрасывать данные на компьютер.

Оборудование. Прибор GPS‑навигатор и руководство по его использованию.

Геоинформационная система (ГИС) обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственных данных, имеет большой набор функциональных возможностей, в которых реализуются современные космические технологии в учебном процессе.

Помимо термина «GPS-приемник», часто встречается название «GPS-навигатор». Обычно под навигатором понимается более сложное устройство, обладающее качественным экраном и обилием навигационных функций, тогда как приемник только и может, что вычислять координаты. Многие навигаторы с собственным экраном можно подключать к компьютеру, используя их в качестве приемников.

Приемник GPS/ГЛОНАСС лишь сообщает координаты.

Что может показать навигатор?

- Точные координаты текущего местоположения в требуемом формате в одной из нескольких десятков систем координат;

- Высоту над уровнем моря;

- Расстояние до уже введенных в его память точек;

- Пройденный путь;

- Карту или схематичное изображение (в зависимости от модели) окружающей местности, на которой будут показаны близлежащие точки, текущий маршрут и пройденный путь;

- В движении покажет направление на следующую точку маршрута, текущую, среднюю и максимальную скорость движения, расчетное время прибытия в пункт назначения;

- Точное время;

- Время восхода и захода солнца (некоторые модели показывают еще и фазы луны);

- Можно сохранить в памяти навигатора отдельные точки и целые маршруты, и потом повторить пройденный путь в любом направлении.

Точка - это координаты пункта на местности, записанные и сохранённые в памяти навигатора GPS. Это место, куда в последствии может потребоваться вернуться. Такое место может быть условным пунктом на трассе или особым географическим пунктом (например, лагерь, стоянка автомобиля, островок и т.п.). В зависимости от модели можно сохранить в памяти навигатора от 100 до нескольких тысяч точек.

Маршрут - это последовательность точек, заданная в порядке прохождения.

Путь - это последовательность промежуточных точек, автоматически записываемых навигатором во время движения. Эти точки отображаются на экранной карте навигатора, так что всегда можно видеть, где же вы находитесь.

Задание 1. Определите географические координаты своего местоположения с точностью до минуты.

Задание 2. Определите расстояние от НГПУ (главный корпус) до общежития №1 и направление на него.

Задание 3. Определите абсолютную высоту своего положения на местности.

Задание 4. Определить темп движения, т.е. оценить реальную скорость своего движения в м/с, максимальную и среднюю скорость.

Задание 5. Вычертить «трек», т.е. кривую непрерывную линию – траекторию движения, состоящую из множества отдельных точек.

Задание 6. Загрузить пройденный «трек» в стационарный компьютер через стационарные USB или COM-порты, сохранить его, наложить трек на привязанную к координатной оси карту местности, где совершался маршрут.

Практические работы по курсу «Картография с основами топографии».

Тема: Наземные съемки местности (2 часа).

Цель: Определить особенности проведения высотных и плановых съемок.

 

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.