Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла

Тест Р. Кеттелла направлен на измерение «флюидного» (свободного) интеллекта, понимаемого Р. Кеттеллом как общая способность человека к «образованию отношения», которая не связана с усвоением специфических знаний, умений и навыков и опирается на понимание логических взаимосвязей между воспринимаемыми объектами. Способность к «образованию отношения» оценивается на основе перцептивных заданий, сгруппированных в 4 субтеста. Ряд авторов рассматривает тест Р. Кеттелла как инструмент диагностики потенциальной способности испытуемых к интеллектуальной деятельности (Л.Н. Собчик, 2003).

К невербальным тестам интеллекта ряд авторов относят также некоторые рисуночные методики. В качестве примеров можно привести тест Нарисуй человека (Ф.Гудинаф, 1926г), а также его модификацию – Тест рисования Гудинаф-Харриса (1963г.).

Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Методика впервые опубликована в 1938 году и основана на гештальт-теории. В качестве материала в методике используются абстрактные фигуры, организованные по определенному закону. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Сначала осуществляется глобальное оценивание матрицы, затем изображение дифференцируется на части с выделением принципа их интеграции. При подборе заданий соблюдается принцип прогрессивности: выполнение предыдущих заданий является подготовкой к выполнению последующих.

Существует несколько вариантов Прогрессивных матриц: стандартные черно-белые, цветные, повышенной сложности. Для каждого варианта методики разработано несколько серий заданий, трудность которых повышается как внутри каждой серии, так и от серии к серии.

 

19. Критика традиционных IQ-тестов в отечественной психологии. Тесты умственного развития. Общая характеристика ШТУР.

 

20. Проблема диагностики креативности и творческих способностей. Тест креативности Е. Торренса.

 

21. Общие принципы и подходы к диагностике личности. Понятие и классификация личностных черт.

 

22. Общая характеристика личностных опросников, проблема достоверности.

 

23. Теории личностных черт. Общая характеристика опросника 16 PF (методика Кеттелла).

Опросник "Шестнадцать личностных факторов" (О. "UJ. л. ф.") (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) - принадлежит к числу наиболее распространенных личностных опросников. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство вышло в 1970 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.' Кэттелл называет конституционными факторами: фактор А- "замкнутость- общительность"; В - "интеллект"; С - "эмоциональная устойчивость"; Е - "доминантность - подчиненность"; F - "экспрессивность"; G - "нормативность поведения"; Н - "смелость"; I - "чувствительность"; L - "подозрительность - доверчивость"; М - "практичность"; N - "дипломатичность"; О - "уверенность в себе"; Q1 - "консерватизм"; Q2 - "конформизм"; Q3 - "самоконтроль"; Q4- "напряженность"; MD- "адекватностьсамооценки".

Б. Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный "Профессионально-личностный отчет" {Vocational Personality Report), предназначенный для использовании в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных.

Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях различных стран. Однако адаптация опросника "Ш.л. ф." не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).

 

24. Общая характеристика MMPI (СМИЛ). Сфера применения и диагностические возможности.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник. (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMP!) - опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал.

Личностный опросник MMPI предназначен для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. Методика позволяет с высокой степенью достоверности:

· выявлять черты и типы характера,

· определять стиль поведения и общения,

· диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения,

· оценивать профессиональную пригодность,

· изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса,

· прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности.

Области применения:

MMPI широко используется:

· в сфере здравоохранения,

· в судебно-психологической экспертизе,

· в исправительных учреждениях,

· в системе образования, занятости,

· в сфере здравоохранения,

· в бизнесе, в силовых структурах.

MMPI активно применяется для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования.

Опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий).

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профиля», напр.: расположенные на уровне 120 Т—«!!», 110-119Т—«!», 100-109 Т— «**». Существует несколько способов кодирования «профиля».

 

25. Теории типов в диагностике личности. Общая характеристика типологических опросников (на примере опросников Г. Айзенка и ПДО).

 

26. Особенности диагностики межличностных отношений. Общая характеристика теста Лири (ДМО)

Тест также известен как «Интерперсональный диагноз» или «Диагностика межличностных отношений» (сокращённо ДМО). Тест создан Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г., и в 1957 году опубликован в монографии Тимоти Лири под названием «The Interpersonal Diagnosis of Personality».

В России тест известен под названием «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), которая представляет собой адаптированный и модифицированный вариант оригинальной методики. Автор модификации — Людмила Николаевна Собчик.

Тест достаточно популярен, как за рубежом так и среди отечественных психологов.

Тест предназначен для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном Я. Также тест активно используется для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, в семейном консультировании. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям.[ уточнить ] Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник состоит из 128 оценочных суждений, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом). Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли данные суждения оцениваемому объекту (реальное Я испытуемого, его идеальное Я, или личность другого человека).

При обработке результатов подсчитываются индексы дружелюбия и индексы доминирования, а также преобладающий тип отношения к окружащим.

Лири выделял следующие типы отношения к окружающим (типы интерперсонального поведения) (в скобках указаны названия в модификации Л. Н. Собчик):

1. Авторитарный (властный-лидирующий)

2. Эгоистичный (независимый-доминирующий)

3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный)

4. Подозрительный (недоверчивый-скептический)

5. Подчиняемый (покорно-застенчивый)

6. Зависимый (зависимый-послушный)

7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)

8. Альтруистический (ответственно-великодушный)

 

 

27. Психосемантические методы диагностики личности (СД, репертуарные решетки Келли).

Репертуарные решетки Дж.Келли (репертуарный тест ролевых конструктов)

Методика опубликована в 1955г. в США, имеет сходство с СД, но является более универсальной и гибкой. Реп-тест базируется на теории личности Джорджа Келли. Основная идея теории состоит в том, что концепты, или конструкты, используемые индивидом для восприятия объектов или событий, влияют на его поведение. Каждый человек строит свое поведение исходя из собственной, не вполне осознаваемой, «имплицитной теории личности». В ходе психотерапии происходит трансформация системы конструктов (создание новых, удаление старых), что является первым шагом на пути к позитивным изменениям.

Тест помогает выявлять значимые для клиента конструкты в отношении других людей и себя самого. Данные представляются в виде матрицы, или решетки. Столбцы – элементы (объекты), в качестве которых могут выступать предметы, отношения, люди, ситуации, профессии, т.е., все то, что представляется существенным в контексте исследования. В Реп-тесте Келли – роли, на место которых испытуемый мысленно подставляет своих знакомых (например, «симпатичный сверстник», «человек, которому доверяешь» и пр.). Строки – конструкты – субъективные шкалы человека, т.е., мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. Каждый элемент оценивается по каждому конструкту. Конструкты биполярны. Это «вызванные», а не «заданные» характеристики. Они формулируются испытуемым на предварительном этапе теста. В этом смысле, более симптоматичны уникальные конструкты, полинные «личностные изобретения», в отличие от конструктов-клише.

Конструкты взаимосвязаны друг с другом. Для выявления характера их взаимосвязи разработан ряд техник построения репертуарных решеток. Метод триад. После определения элементов, они предъявляются в тройках испытуемым. Клиент должен указать важное качество, по которому два из них сходны между собой и отличаются от третьего. Ответ рассматривается как полюс конструкта. Отличие третьего рассматривается как противоположный полюс конструкта. Предъявляется столько триад, сколько необходимо для обследования. Метод диад. Поиск сходства только между двумя элементами, а противоположный полюс просто называется испытуемым.

Требования к конструктам: 1. Проницаемость (с их помощью можно оценить большинство элементов). 2. Отражение субъективных оценок испытуемых (не должны быть навязаны). 3. Понятность формулировок. 4. Оба полюса конструкта называются самим испытуемым.

Анализ конструктов: качественный (описание содержательных характеристик конструктов) и количественный (корреляции между конструктами и пр.).

Концепция когнитивной сложности. Чем больше независимых конструктов имеет человек, тем больше степеней свободы имеет социальное поведение личности. Когнитивно-сложные индивиды более терпимы к противоречивой информации, открыты к усвоению нового опыта, более защищены от генерализации стресса на все сферы жизни и т.п. Уточнение – «артикулированность системы конструктов».

Методика получила широкое применение в клинической практике. Для анализа данных репертуарных решеток используются сложные статистические методы, например, иерархический кластерный анализ, многомерное шкалирование и пр.

Данные по валидности – аналогично проективным методикам (субъективность). Сложность объективных интерпретаций. Требует привлечения семантической и психологической интуиции исследователя (Шмелев).

В России модификацией СД и Реп-теста является методика диагностики скрытой мотивации И.Л.Соломина (ИМАТОН).

 

28. Теоретическое обоснование проективного подхода в диагностике личности. Феномен проекции.

 

29. Общая характеристика и классификация проективных методик.

Одной из наиболее известных является классификация проективных методик по Л.Франку, которая включает в себя пять основных групп.

1. Конститутивные методики. В данных методиках требуется структурирование и оформление стимула, придание ему смысла. Примерами являются тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).

2. Конструктивные методики. Испытуемому необходимо создать из оформленных деталей осмысленное целое. В качестве примеров можно рассмотреть Тест Мира, Сценотест.

3. Интерпретативные (интерпретационные) методики требуют от испытуемых объяснить какую-либо ситуацию, событие. Данную группу представляют ТАТ и его модификации.

4. Катартическиеметодики, к которым относится психодрама.

5. Рефрактивные методики предполагают анализ речи и почерка испытуемых.

В дополнение к классификации Л.Франка возможно выделение еще трех групп проективных методик.

6. Экспрессивные методики (рисуночные тесты) предполагают рисование на свободную или заданную тему с последующим анализом продуктов изобразительной экспрессии.

7. Импрессивные методики. В данных методиках необходимо определить предпочтение стимулов из ряда предложенных. Примером являются методика цветовых предпочтений М.Люшера и тест Л.Сонди.

8. Аддитивные методики. Испытуемым необходимо предложить свой вариант завершения рассказа, ситуации, истории. В качестве примеров необходимо рассмотреть Тест фрустрационных реакций С.Розенцвейга; Системный тест семьи Т.Геринга; тест Незаконченные предложения и его модификации.

 

30. Общая характеристика теста Г.Роршаха. Принципы проведения и сфера использования. Модификации теста Роршаха.

 

31. Общая характеристика ТАТ. Возможности применения ТАТ в психодиагностике. Модификации ТАТ.

 

32. Общая характеристика теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.

Автор: Розенцвейнг С.
Выходные данные: Адаптация С.Е. Лукин, А.В. Суворов. Немов Р.С.

Области применения:

Тест может быть использован для определения степени агрессивности подростка и взрослого человека, как тенденции враждебно реагировать на большинство высказываний, действий, поступков. Также методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности и удовлетворению потребностей личности.

Общее описание:

Данный тест включает методические инструкции и стимульный материал, состоящий из 24 картинок с изображением двух или нескольких человек, на которых один совершает какое-либо действие в отношении другого и произносит какие-нибудь слова. Из них 16 картинок с ситуациями, в которых создается препятствие (останавливают, обижают, сбивают с толку и т. д.) и 8 картинок с ситуациями, в которых субъекта обвиняют в чем-то.

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессия) и по типу реакции. Для обозначения направления реакции и типа реакции используются соответствующие буквы и символы.

Методические рекомендации: данная методика относится к классу проективных тестов. Испытуемому предлагается поставить себя на место человека, в отношении которого совершается действие, и дать ответ за него, быстро записав ответ на бумаге под соответствующим номером.

Тест может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Однако предпочтительнее применять его индивидуально, т.к. при индивидуальном применении испытуемый зачитывает написанные ответы вслух. Экспериментатор при этом отмечает особенности интонации и прочее, что помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов. Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию. Такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации ответов, но после необходимого разъяснения от испытуемого должен быть получен новый ответ. Тогда первоначальный ответ просто зачеркивается. Вопросы испытуемому следует задавать так, чтобы они не содержали дополнительной информации

33. Общая характеристика рисуночных методик (ДДЧ, КРС, тест Дерево и др.). Диагностические возможности рисуночных тестов.

Данные методики предполагают тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею. Традиционные рисуночные методики представляют собой группу известных, популярных, апробированных тестов.

«Личностные» рисуночные тесты диагностируют индивидуальные особенности испытуемых. Примерами таких методик являются такие тесты-рисунки как «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево» (К.Кох), «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук), «Рисунок Несуществующего Животного», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).

«Семейные» рисуночные тесты выявляют особенности внутрисемейных отношений. К таким рисункам относятся «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, С.Х.Кауфман), «Семья в образах животных».

Нетрадиционные рисуночные методики не являются собственно тестами и применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.

В «символических» методиках находит сое отражение процесс личностных изменений. Так, в сказкотерапии успешно применяются рисунки «В кого бы меня заколдовал злой (добрый) волшебник», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».

В «Моделирующих» методиках воссоздается ситуация прошлого или будущего. Например, рисунки «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».

 

34. Общая характеристика цветового теста М. Люшера. Сфера применения, диагностические возможности. Модификации теста Люшера.

 

35. Общие подходы к диагностике мотивации. Особенности диагностики мотивации с помощью субъективных отчетов, проективных методик, методик семантического дифференциала.

 

36. Общие принципы диагностики самосознания. Диагностика самоотношения, Я-концепции, локуса контроля.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи, решаемые с помощью диаграмм динамической остойчивости | Все формулы радиуса вписанной окружности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.