Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические материалы к практическим занятиям




Для быстрого раскрытия преступления важное значение имеет криминалистический анализ личности потерпевшего. Объясняется это закономерными связями личности потерпевшего с преступником и другими элементами криминалистической характеристики. Если грабежи и разбойные нападения совершаются подростками главным образом в отношении сверстников, то взрослые нападают в большинстве своем на лиц старше 21 года. Потерпевшими по делам о хулиганских действиях несовершеннолетних бывают лица в возрасте до 20 лет.

Несовершеннолетние как правило используют для совершения преступления наиболее выгодную и безопасную для себя ситуацию. Чаще всего они посягают на автомототранспорт и запасные части к нему, аудио-, видеоаппаратуру, часы и иные личные вещи потерпевших, а также деньги. В последнее время отмечены случаи похищения пластиковых карточек и получение по ним денег через банкоматы.

Необходимые для реализации преступного замысла орудия и приспособления либо изготавливаются умельцами из числа несовершеннолетних сообщников, либо похищаются, либо берутся без ведома родителей несовершеннолетних (например, инструменты в гараже).

Для несовершеннолетних характерны различного роды провокации, которые могут предшествовать нападению на жертву. С этой целью может быть использован один из соучастников не отличающейся хорошим физическим развитием, либо девушка. Зачастую грабеж начинается с банального желания покуражиться над взрослой парой или одиноким "дядей".

При совершении действий криминального характера основную роль играют более решительные и физически зрелые несовершеннолетние. Но потребность в создании групповой сполоченности и разделении ответственности на всех присутствующих заставляет наиболее активных участников "бросить тень" на своих подручных. Их заставляют несколько раз ударить уже безпомощную жертву, достать из карманов деньги, снять часы, шапку и т.д.

Механизм непосредственного совершения грабежей ми разбойных нападений, используемый группами несовершеннолетних, как правило, состоит в таких приемах: а) открытый подход к потерпевшим с немедленным требованием у них вещей и денег (52%); б) подход к потерпевшему под определенным предлогом, после чего происходит насильственное изъятие ценностей и вещей (25%); в) внезапное нападение на потерпевшего (23%).

Меры по сокрытию преступлений довольно элементарны: а) следы на месте посягательств уничтожаются редко; б) похищенное имущество прячут в большинстве случаев в подвалах, на чердаках, в строящихся или разрушенных зданиях, в лесопосадках; в) средствами сокрытия преступлений являются реализация или обмен похищенного; г) при убийствах несовершеннолетние принимают меры к сокрытию прежде всего трупа, обычно в непосредственной близости от места убийства.

Состав преступной группы должен интересовать субъекта расследования с точки зрения влияния, которое оказывает группа на поведение подростка в период подготовки и при совершении преступления. Правонарушители-одиночки характеризуются минимальной степенью жестокости и цинизма; степень эта повышается при совершении преступлений в группах и становится максимальной в наиболее устойчивых и больших по составу группах. Еще более дерзко действует подросток в соучастии со взрослыми.

Групповая преступность среди несовершеннолетних составляет 60-70%. Каждая третья группа распадается после совершения первого же преступления. Около 60-70% преступных групп состоят из 2-3 человек. Выявлены и другие закономерности в деятельности групп: чем больше состав группы, тем больше в ней взрослых, а совершающие более опасные преступления чаще всего успевают совершить значительно меньше общественно опасных деяний.

Наиболее распространенными местами совершения грабежей и разбойных нападений являются подъезды и дворы, микрорайоны школ и училищ, общежития. Кражи чаще совершаются из индивидуальных домов, общежитий, реже из многоквартирных домов, при этом большинство из них - в дневное время или после 22 ч, грабежи и разбойные нападения - с 18 до 22 ч и около 20% после 22 ч. Жертвами грабежей и разбойных нападений, совершаемых в дневное время, являются в большинстве своем учащиеся школ и училищ.

Контрольные вопросы

1. Какие преступления чаще всего совершают несовершеннолетние и на основании каких мотивов?

2. Какова роль совершеннолетних сообщников при подготовке и совершении преступлений несовершеннолетних?

3. В чем заключаются особенности осмотра места происшествия по данной категории преступлений?

4. Что является основой для выдвижения версий о причастности несовершеннолетних к совершению расследуемого преступления?

5. В чем особенность расследования данной категории преступлений:

- особенности допроса и очной ставки;

- особенности назначения и использования результатов специальных исследований;

- особенности предъявления для опознания;

- особенности следственного эксперимента и проверки показаний на месте?

Ответы на контрольные вопросы

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.