КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалогичность самосознания
Выше мы пытались показать, что отношение к сходному персонажу, наделенному Я-чертами, является проекцией отношения испытуемого к самому себе, причем, проекцией, создаваемой сменой объекта отношения. Самооценка, которой наделяет испытуемый персонажи, также является проекцией, понимаемой традиционно. Анализ, однако, показывает, что невозможно полностью понять полученные данные и адекватно представить себе строение самосознания, если понимать проекцию как монологическую активность субъекта. Рассмотрим, в частности, атрибутивную проекцию. Этот вид проекции больше, чем другие, послужил предметом экспериментальных исследований [161], поскольку относительно несложно смоделировать в эксперименте условия, соответствующие ее проявлению. В основном используются две схемы. Испытуемому внушают какое-то состояние, например враждебность или тревожность, с помощью так называемой фальшивой обратной связи. Это достигается тем, что экспериментатор управляет индикационным устройством, экран которого виден испытуемому и на котором якобы объективно регистрируются состояния испытуемого, либо это достигается с помощью сообщения испытуемому якобы объективных результатов тестовых испытаний. Затем ему предлагается оценить других людей по степени тревожности, враждебности. Те, кому внушали, например, тревожность (и кто, следовательно, ее осознавал), оценивают, как правило, других как более тревожных, чем те, кому тревожность не внушается. В другой экспериментальной ситуации экспериментатор из большого числа людей предварительно отбирает тех, кто обладает какой-то чертой (тревожностью, низкой самооценкой и т.п.), и сравнивает их реакции на других людей с реакциями тех, кто такой чертой не обладает. Существуют два возможных объяснения атрибутивной проекции. Одно из них, предложенное Брамелем [157], основано на теории когнитивного диссонанса Фестингера [167]. Предполагается, что диссонанс увеличивается, если человек сознает обладание нежелательными чертами, поскольку это несовместимо с позитивной самооценкой. Проекция этой черты на похожих других людей позволяет уменьшить диссонанс, поскольку если подобные ему и положительно оцениваемые другими люди обладают этими же чертами, то эти черты не так уже плохи и присущи ему не в столь уж большой степени. Уменьшая диссонанс, проекция выполняет защитную функцию. Такое объяснение применимо, естественно, к негативным чертам. Другое объяснение основано на идее стимульной генерализации [159]. Оно предполагает, что атрибутивная проекция есть просто проявление тенденции считать других похожими на нас, поскольку все мы люди. В рамках этого объяснения постулируется, что чем более сходен объект проекции по таким параметрам, как возраст, пол, социальный статус, внешность, профессия, тем больше будут проецироваться собственные черты и чувства субъекта на этот объект. При этом проецируемые" черты не обязательно должны быть негативными. Не касаясь вопроса о степени экспериментальной подтвержденности каждого из гипотетических механизмов (этот вопрос подробно проанализирован в литературе [161; 178]), отметим, что ни один из этих механизмов не может объяснить полученные результаты. Действительно, атрибутивная проекция проявилась в трех группах испытуемых, но входит в совершенно различные структуры самосознания, выполняет различную функцию в самосознании индивида. Это проявляется хотя бы в том факте, что и к похожему персонажу (а следовательно, и к себе), и к непохожему испытуемые относились по-разному. Истинный смысл полученных данных проясняется лишь в том случае, если мы рассмотрим их не просто как проекцию каких-то черт субъекта на других людей, а как проекцию процесса аутокоммуникации, протекающего в самосознании субъекта. Э.Фромм, автор известного трактата о любви, выделил в родительской любви два вида [170]. Один из них – это материнская любовь. Ее главная черта – безусловность. Мать любит не за что-то, а потому что. Потому, что это ее ребенок, потому, что он мал и беспомощен, потому, что он нуждается в ней. Безусловная любовь, по Фромму, отвечает одному из самых глубоких стремлений в человеке – быть любимым без всяких заслуг, просто за то, что ты есть. Другой вид родительской любви – отцовская любовь – отличается как раз условностью. Ее можно заслужить будучи примерным сыном или дочерью. Согласно Фромму, зрелая личность становится для себя и собственной матерью, и собственным отцом. Оба вида любви присутствуют в человеческой совести. Материнская часть совести говорит: "Я буду любить тебя, что бы ты ни сделал". Отцовская часть совести говорит человеку: "Ты поступил дурно, и для того, чтобы я любил тебя, ты должен исправиться". Уже в самой структуре эмоционально-ценностного отношения к себе или к другому присутствует эта двухголосость самосознания. Вспомним три измерения, выделенные в структуре этого чувства-отношения: симпатия и близость предполагают безусловную любовь, уважение – условную сторону любви и принятия, связанную с оценкой. Если интерпретировать идею Фромма, которую, впрочем, несколько в иной форме высказывал уже Л.Фейербах более широко, то материнская и отцовская часть совести как бы два внутренних собеседника, один из которых близок и пристрастен, он всегда за, а другой, отличающийся, олицетворяет объективную оценку. Поэтому отношение к себе – это всегда есть и ответ этим своим собеседникам. Ситуация нашего эксперимента позволяет проявиться диалогической природе самосознания. Попробуем реконструировать этот процесс. Вот так мог бы выглядеть диалог применительно к испытуемым первой группы. Я достойна сочувствия и понимания (симпатии, "материнской любви"), но во мне и со мной что-то не так, я не достойна уважения ("отцовской любви"). Ты (А) похожа на меня, ты достойна симпатии, но увы, так же как я не достойна уважения. Я симпатизирую тебе, я могу быть дружной с тобой, но увы, мы не компенсируем наши одинаковые недостатки. Ты (В) не похожа на меня, с тобой все в порядке, ты достойна уважения, но вряд ли ты станешь уважать меня, скорее всего, ты будешь меня презирать. За это я не люблю тебя. Мы будем врагами. Диалог испытуемых второй группы иной. Со мной все в порядке. Я достойна симпатии и уважения. Ты (А) похожа на меня. Ты достойна симпатии и уважения. Ты заслуженно уверена в себе. С тобой мы друзья. Но может быть, мы обе это все выдумали, и оснований уважать себя у нас нет? Ты (В) другая, и ты тоже считаешь, что с тобой все в порядке. Но этого не может быть – ты просто неверно оцениваешь себя. Ты неприятна мне. С тобой мы враги. Вот диалог испытуемых третьей группы. Во мне и со мной что-то не так. Но я не хочу этого знать. Со мной все в порядке. Я вовсе не похожа на тебя (А), хотя и может так показаться. Ты не имеешь права на уважение, к тебе трудно почувствовать симпатию. Я – не ты, с тобой мы враги. Я – она. Вот с ней (В) все в порядке. Она идеальна во всех отношениях. Я – это она. Она – это я. С ней мы Друзья. Диалог испытуемых четвертой группы можно представить так. Со мной все в порядке. Я достойна симпатии и уважения. Я проверила себя. Ты (А) похожа на меня. Твое чувство собственного достоинства оправдано. Мы можем быть друзьями. Ты (В) – другая, иная, чем Я. И тем не менее ты мне интересна. У меня вызывает симпатию и уважение твое "Я". Ты справедливо оцениваешь себя высоко. Мы можем быть друзьями. Конечно, приведенные диалоги лишь литературный прием, позволяющий охватить суть процессов, трудно поддающихся сухому и строгому описанию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |