Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мнимая несостоятельность социологического исследования




Один из вариантов нападок на социологию отрицает ее из-за отсут­ствия результатов. После почти ста лет исследований мы якобы еще не пришли ни к достоверным обобщениям, ни к законам социоло­гии. Такая критика часто исходит от аутсайдеров нашей дисципли­ны. Например, А. Макинтайр [43] основывает на этой критике до­казательство отсутствия мирского, нетрадиционного основания морали. А. Розенберг [54] доказывает, что, поскольку обществен­ные науки не имеют и не могут иметь никаких законов, любое со­циологическое объяснение должно отправляться от причинности на социобиологическом уровне. Сами социологи иногда также совер­шают подобное отречение, обычно в контексте обсуждения альтер­нативных метатеорий (см., например, [60]).

Но обвинение в том, что социология ничего не знает, что мы не имеем достоверных значимых обобщений, явно ложно. В качестве контраргументов приведем некоторые примеры, продвигаясь от микроуровня к макроуровню.

1. Чем более длительно, интенсивно и замкнуто взаимодействие между людьми, тем больше они будут отождествлять себя с не­кой группой и тем большее давление они будут чувствовать и ока­зывать в направлении подчинения локальным образцам поведения и веры при условии равенства их сил и отсутствия конкуренции в борьбе за скудные ресурсы. Существует множество вариаций фор­мулирования этого принципа, основанных на разнообразных иссле­дованиях. Дж. Хоманс [38] выразил его сущность, опираясь на изучение неформальных групп в промышленности, а также на ан­тропологические исследования и экспериментальные малые груп­пы. Э. Дюркгейм [23], анализируя динамику религиозных ритуа­лов, пришел к сходной идее, что интенсивное сфокусированное взаимодействие порождает моральную солидарность и подчинен­ность групповым символам. И. Гофман [29] распространил эту мо­дель на «социотворческие беседы». Знаменитые эксперименты С. Аша [3] продемонстрировали силу давления и влияние группо­вой сплоченности на подчиненность индивидов группе даже в зри­тельных восприятиях. Теория символического интеракционизма приходит к тому же: если понятия данного лица производны от позиции некоего обобщенного другого, выведенной на основании личного социального опыта, тогда то, что индивиды думают, долж­но находиться под влиянием образцов их взаимодействия. Ис­следования по самооценкам [55; 66] можно считать одним из вари­антов этого принципа: здесь показано влияние группового членства и солидарности на представления о себе. В другом случае изучение состояний ожидания [4] обнаруживает воздействия групповых дав­лений на исполнение задач (что было показано уже в знаменитой работе У Уайта «Общество на углу улицы» [74]). Исследования се­тевых связей [8] дают равноценную формулу: сетевое принуждение имеет результатом однородные предрасположения и установки. На­блюдаемая согласованность этих разнородных теорий и исследова­ний дает убедительные доводы в пользу того, что установленные принципы зависимости между плотностью взаимодействия, солидар­ностью и конформизмом верны.

2. Человеческие познавательные способности ограничены; соот­ветственно, чем сложнее и неопределеннее ситуация, тем вероят­нее, что ее участники прибегнут к какой-нибудь принимаемой без доказательств установившейся рутинной практике и сосредото­чатся на конкретной области наиболее волнующих их проблем. На-этом принципе сходятся очень многие, отправляясь от совершенно разных точек зрения. Г. Саймон представил его как принцип «огра­ниченной рациональности», который объясняет, почему в любой дан­ный момент времени при решении наиболее острых проблем, сто­ящих перед организацией, ее члены занимаются поиском не самых лучших, а лишь удовлетворительных решений [58; 44. Р. 173-174].

Этнометодологические эксперименты Г. Гарфинкеля [27], осно­ванные на совершенно ином подходе, показывают, что индивиды не могут справиться со всей сложностью социальных порядков и их оправданий (особенно потому, что проблема таких оправданий в принципе не имеет окончательного решения). Соответственно, люди всякий раз активно сопротивляются, когда их вынуждают подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия одновременно. Это подтверждают и данные экспериментальных исследований суждений в условиях неопределенности [39].

Существует много версий изложенного выше общего понимания человеческой стратегии поведения в сложном мире на основе огра­ниченной рациональности. Можно сказать, что это одна из обще­принятых тем в специальных науках конца XX в., оказывающая влияние на наши усилия по построению модели познавательных процессов. Она способствует пониманию природы организаций и формирования рынков [77; 73]. Она объясняет, почему источником власти внутри организаций и среди множества профессий является позиция, обеспечивающая доступ к имеющей критическое значе­ние области неопределенности и позволяющая занявшим эту пози­цию определять для остальных членов организации, с какого рода необычной реальностью они имеют дело [20; 75]2. Принцип когни­тивной ограниченности также предполагает, что всякое изменение на макроуровне происходит по следующему образцу: периоды ру-тинизации внезапно прерываются эпизодическими перестройками. В свете этого я позволю себе предположить, что микропринцип ког­нитивной ограниченности вплетен в макромодель организацион­ных систем Ч. Перроу [50; 51], в которой сочетание нелинейности организационных процессов и тесной связи между ними приводит к эпизодическим «системным авариям».

3. Рассмотрим важный принцип, относящийся к макроуровню государства. Политический кризис возникает, когда государствен­ный военный аппарат разлажен внутренним расколом между эли­тами; в особенности его поломка вероятна при военном пораже­нии и/или при экономическом напряжении, к которому приводят долговременные военные расходы, превышающие организационные возможности государства по сбору доходов. По своей сути этот принцип ограничен: он говорит только об условиях возникновения волнений, но не о том, кто победит и какого рода социальные пре­образования последуют (если они вообще будут). Эта модель так­же имеет много вариаций: когда факторы, являющиеся лричиной развала государственного аппарата, действуют в централизованном государстве и совпадают с широким классовым конфликтом, выз­ванным изменениями отношений собственности, результатом это­го оказываются коренные социальные преобразования, «революция» в полном смысле слова [59]. Особое сочетание факторов демографи­ческого роста, предложения денежной массы и инфляции может стать причиной государственного финансового кризиса [32; 33]; положение государства в мировой системе влияет на его способ­ность отдавать приоритет доходам перед военными расходами [70. Р. 133-147]; геополитические структуры определяют, какие госу­дарства станут чрезмерно обширными и потому неспособными защищать себя военными средствами [15; 16. Р. 145-209]. В неко­торых разновидностях военно-государственной организации (на­пример, в большинстве досовременных империй) результатом гео­политического или фискального кризиса был распад на меньшие властные единицы. Более полной теории государственных кризисов, революционных и нереволюционных, наверное, придется учесть эти соображения3. Но я полагаю, что можно с доверием принять основ­ной принцип: военно-фискальный кризис государства ведет к де­зинтеграции аппарата принудительного контроля, а это в свою оче­редь ведет к восстанию управляемых.

Я остановился на этих принципах лишь с целью опровергнуть доводы, будто социология ничего не знает и потому социальная наука невозможна. Я не пытался отобрать самые важные принци­пы, изложить систематическую теорию или оценить общее состо­яние нашего знания в социологии (см. одну из таких попыток: [17]). Поэтому названные выше принципы, возможно, выглядят эклектическими и не обладают изяществом, отличающим конст­рукции цельного образа социального мира. Однако я наметил, как эти принципы, хотя и выбранные почти случайно из разных обла­стей социального знания, можно связать друг с другом. Моя идея состоит в том, что такие принципы не тривиальны, они ведут к социологическим прозрениям в целом ряде важных вопросов. Существует достаточно много других принципов того же рода, особенно в теории организации, а также в иных областях социо­логии. Конечно, существуют еще значительные возможности для совершенствования как в точности этих теорий, так и в понима­нии сферы их действия. Однако уже сейчас имеется достаточно оснований для уверенности в том, что мы близко подошли к пости­жению хода некоторых важных процессов. Многие обществоведы внесли свой вклад в это знание. Благодаря им мы имеем крепкий фундамент для дальнейшего строительства и дисциплину, которой можно гордиться.

Есть ли что-нибудь ценное в критических утверждениях, будто социология ничего не знает? Хотя это и неверно, но должно слу­жить нам напоминанием, что социология сталкивается с серьезны­ми проблемами в профессиональном самоопределении. И самим социологам нужно больше внимания уделять ясному выражению накопленных ими знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.