Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болгарская культура




Развитие образования в Болгарии в межвоенный период было подчинено главным образом задаче модернизации страны. В 1921 г. правительство А. Стамболийского ввело обязательное 7-летнее образование. Расширилась сеть начальных, средних и особенно профессиональных школ. Начал функционировать частный Свободный университет с дипломатическим, административно-хозяйственным и торгово-экономическим отделениями. В Софийском университете появились новые факультеты: медицинский, агрономический и ветеринарный. Были открыты экономические институты в Варне и Свиштове. Всего в 1939/40 учебном году в Болгарии имелось 5 высших учебных заведений.

Кабинет А. Стамболийского в 1921 г. ввел новые правила правописания. В результате болгарский алфавит лишился двух букв. Введение данной реформы, вызвавшей резко негативную реакцию Академии наук, растянулось фактически на 20 лет.

Межвоенный период был отмечен появлением и развитием в Болгарии таких видов искусства, как опера, балет, кино.

Софийская народная опера возникла в 1921 г. на базе Болгарского оперного товарищества. Оперный коллектив в театре сложился в 30-е годы. Среди исполнителей особо выделялись Х. Морфова, С. Македонский, М. Попов и др. Они обрели мировую известность. Из осуществленных в 1926-1936 г. 60 постановок опер 10 принадлежало болгарским авторам (П. Владигерову, П. Стайнову и др. - с 20-х гг. болгарские композиторы уже работали во всех жанрах, овладевая различными музыкальными формами).

Танцовщик и балетмейстер А. Петров в 1927 г. организовал профессиональную балетную труппу и открыл балетную школу. В 1937 г. он поставил первый болгарский национальный балет “Змей и Яна” Х. Манолова. Преимущественно предпочтение отдавалось классическому танцу, приемам пластической школы и средствам свободного танца. Впервые сочетание классического балета с элементами народных танцев было использовано в 1942 г. в постановке М. Димовой балета М. Големинова “Нестинарка”.

В 1933 г. режисер В. Гендов, который в 1915 г. поставил первый болгарский художественный фильм, выпустил и первый звуковой фильм “Бунт раба”. До 1944 г. в Болгарии было создано около 50 художественных фильмов.

Факторами, оказавшими значительное влияние на содержательную сторону болгарского искусства, являлись: пережитые “национальные катастрофы” и характерный для начала 20-х гг. революционный подъем.

В наибольшей степени революционная тематика нашла свое выражение в поэзии Х. Смирненского, Г. Милева (поэма “Сентябрь”) и Н. Вапцарова (сборник “Песни мотора”). В 1953 г. Н. Вапцарову посмертно (он был расстрелян в марте 1942 г.) была присуждена Международная премия Мира.

Вместе с тем в искусстве доминировала так называемая “национальная” тематика. Она была связана главным образом с обращением к истории Первого и Второго болгарских царств, точнее к определенным ее эпизодам, способным представить Болгарию в прошлом сильной и могущественной державой. Наиболее популярными героями исторических романов, драм, опер, кинофильмов являлись хан Аспарух, царь Симеон и др. В частности, хан Аспарух изображался избранным богом дерзновенным вождем, защитником и объединителем славянских племен. Героизированные и романтизированные образы болгарских властителей призваны были служить образцом для подражания, воспитывать у болгар чувства национальной гордости и достоинства, вселять в них уверенность в возможность объединения болгар в границах их “идеального” отечества. Характерно, что подобные цели преследовали также работы историков Г. Кацарова, И. Дуйчева, П. Мутафчиева и др. В целом историзм искусства 20-40-х годов способствовал укреплению и развитию болгарского национального сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.