КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проективные методики диагностики личности
Тест Люшера, ТАТ, РАТ, незаконченные предложения, «Дом.Дерево.Человек», «несуществующее животное», Тест Роршаха. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Проективные методики подразделяются на:
Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков) Интерпретативные – интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ)); Конструктивные – создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира); Катартические – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра); Аддитивные (методики дополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. («Незавершенные предложения»); Анализ продуктов творчества, в основном, рисования («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»); Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца); Импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера). Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения достоверности результатов диагностики необходимо сочетать данный метод с тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные. Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции. Методика: Упрощенным вариантом тематического апперцептивного теста является разработанный нами метод РАТ (рисованный апперцептивный тест). Он удобен для изучения личностных проблем подростка. С помощью механизмов идентификации и проекции выявляются глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и те сферы нарушенных межличностных отношений, которые могут в значительной степени влиять на поведение подростка и учебный процесс.
Стимульный материал методики представлен 8-ю контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная. Рисованный апперцептивный тест в силу своей лаконичности и простоты нашел применение при обследовании школьников и в семейном консультировании, особенно в конфликтных ситуациях, связанных с проблемой трудных подростков. Не рекомендуется применять методику на контингенте ребят младше 12-летнего возраста.
Обследование проводится следующим образом.
Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит в данный момент? 2) Кто эти люди? 3) О чем они думают и что чувствуют? 4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится? Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, психологу предоставляется возможность проанализировать почерк, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом. Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой. 1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение к проблеме власти и унижения. 2, 5 и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим, кто не может решительным образом изменить ситуацию. При этом позиция третьего лица может быть индифферентной (2-я картинка), пассивной или страдательной в виде избегания вмешательства (5-я картинка), миротворческой или иной попыткой вмешательства (7-я картинка). 3-я и 4-я картинки чаще провоцируют выявление конфликта в сфере личных, любовных или дружеских отношений. 6-я картинка провоцирует агрессивные реакции в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость. Может выявляется жертвенность позиции, приниженность. 8-я картинка выявляет проблему отвержения объектом душевной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности.
21.Исследования малой группы. Социометрия: процедура и показатели. Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. От двух до шести человек. Классификация: лабораторные и естественные группы, организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы, открытые и закрытые группы (по степени открытости), стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования), членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида). Группа как специфический вид человеческой деятельности отличается следующими особенностями: • Непосредственный или опосредованный контакт между • Межличностное взаимодействие и взаимовлияние; • Общая цель и деятельность, но не всегда; например, в учебной группе общая деятельность отсутствует, есть общий вид деятельности. Совместная деятельность может быть организована при сборе металлолома и т. п.; • Переживание общих чувств; • Общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев, привычек; • Внутренняя структура (групповые роли — функции, характер психологических и эмоциональных связей); • Определенная локализация во времени и пространстве. Структура группы разделяется на уровни: формальный и неформальный. В диагностических исследованиях первый характеризуется параметром «общение», а второй — параметром «отношение». Под психологическим отношением понимается особая внутренняя реальность, которая представляет собой характер восприятия других людей в переживаниях субъекта. Общение — это те процессы вербального и невербального взаимодействия, которые проявляются в межличностных отношениях. Отношение внутреннее состояние, а общение - внешне наблюдаемый процесс. Нужно помнить, что члены группы общаются не так, как этого можно было бы ожидать на основании их высказываний. Наиболее часто для исследования малой группы используется метод социометрии, предложенный американским психиатром и психологом Дж. Марено. С помощью этого метода выявляется, прежде всего, эмоциональная (неформальная) структура группы. С помощью этого метода можно определить социометрический статус личности, но его нельзя считать глобальным показателем его положения в группе. Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии человек, которым он отдает свои выборы. Количество выборов определяется в зависимости от количества членов группы по специальной таблице. При этом первым указывается тот человек, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит по вертикали из фамилий выбирающих и по горизонтали тех, кого они выбрали. в ячейках заносится номер выбора. Справа от матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым, в том числе и взаимных выборов. Социометрический статус учащегося равен делению общее число полученных испытуемым положительных выборов на число испытуемых минус один. «Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые»; «Непринятые»; «Отвергнутые». Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Равен делению количества взаимных выборов на общее число выборов. Можно составить социограмму – членов группы обозначают кружками, выборы обозначают стрелками. Выбор первого порядка рисуют ближе чем второго. Сплошная стрелка – положительный выбор, прерывистая – отрицательный. Одноконечная стрелка - односторонний выбор, двуконечная – взаимный выбор.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |