Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как же возникает чудо привязанности?

 

Ребенок рождается с определенным набором зеркальных нейронов. Уже через несколько дней поле рождения он может совершать самые первые процессы запечатления и отражения с самыми близкими людьми. От того, как поведут себя эти близкие люди, зависят шансы ребенка на полноценное развитие. Ведь основное правило головного мозга ученые формулируют так «Use it or lose it» - «Что не используется, то утрачивается» - системы неиспользуемых нервных клеток отмирают.

Младенцы в возрасте нескольких дней начинают спонтанно имитировать выражения лица другого человека (А.Мельцов, 2003, Г. и М. Папусек 2004). Такая способность позволяет им вступить в самые первые отношения с другими и устанавливать первые контакты. Заложенная в человеке нейробиологическая система обеспечивает готовность к спонтанным имитационным взаимодействиям, что обеспечивает возможность развития отношений между людьми. Зеркальное отражение не может развиться ни само по себе, ни с помощью каких-либо приспособлений и устройств. Для построения полноценных отношений младенцу нужен живой, настоящий партнер, который сам хорошо умеет устанавливать отношения с другими. У большинства детей есть такие партнеры – любящие их родители, которые сами способны любить и могут передать этот дар своим детям. Сам факт ожидаемого родительства настраивает взрослых на выполнение этой роли (вплоть до гормональной перестройки и выработки «гормона любви – окситоцина» не только в организме матери, но и отца).

С этого момента начинается очень интересная и увлекательная «игра», в которой взрослые и младенец обмениваются многочисленными зрительными, слуховыми, в т.ч. такими важными голосовыми, тактильными, двигательными сигналами и отражениями. С нейробиологической точки зрения такая картина похожа на россыпь огоньков, которые перемигиваются друг с другом разными цветами, а на некоторых еще установлены зеркала, что делает их сигнал особенно красивым и выразительным.

 

На протяжении всего младенческого периода родители демонстрируют своему ребенку тысячи выразительных движений, сообщающих различные оттенки и ньюансы выражения эмоций, переживаний и смыслов. Мама или другие референтные партнеры также зеркально отражают те сигналы, которые посылает ребенок, они спонтанно и интуитивно имитируют ребенка, давая ему очень важную обратную связь. При этом часто они отражают его проявления не точно, а варьируя, расширяя или сужая определенную форму. Так из первоначально очень простых возможностей ребенка его репертуар коммуникаций расширяется и обогащается (Д.Штерн, М.Дорнес, 2004).

Серии удачных отражений приводят к появлению первичного комплекса, названного «привязанность», что в свою очередь сопровождается выбросом эндогенных опоидов. В этом контексте, ощущение привязанности является для человека естественным состоянием, а его отсутствие – дискомфортным, а со временем – разрушительным. (Т. Инзель, 2003). То есть на физиологическом уровне, переживая привязанность, человек испытывает ощущения легкой эйфории, комфорта, легче переносит явления дискомфорта и боли. Этим объясняются многочисленные феномены важности личностного участия и понимания человека, который испытывает боль, тревогу и страх. Например, тяжелобольной легче переносит страдание, если рядом с ним есть человек, который относится к нему с нежностью и заботой. Встревоженная или даже испуганная мама заболевшего ребенка успокаивается не столько от прописанных средств, сколько от спокойного уверенного голоса детского врача.

Наоборот, намеренный отказ проявлять зеркальные отражения вызывают у человека крайние реакции неудовольствия и ведут за собой отказ продолжать коммуникацию.

Экспериментальную ситуацию назвали «методика неподвижного лица». Лицо близкого человека находится на нужном расстоянии от лица ребенка. Если взрослый вопреки своим внутренним побуждениям будет сохранять абсолютно нейтральное выражение лица в ответ на разнообразные проявления ребенка, то вскоре ребенок отвернется от него, а потом и вовсе продемонстрирует выраженный эмоциональный спад.

Очевидно, здесь также стоит искать ответ на очень распространенную реакцию - «необъяснимый плач младенцев», когда соматически здоровый младенец демонстрирует явную негативную эмоциональную реакцию. Возможно, ответ кроется в первичной серии неточных зеркальных отражений, которые запускают привычную реакцию несоответствия.

 

Возрастная динамика.

В первые месяцы жизни ребенок еще не может полноценно участвовать во взаимодействии и выделять себя, и эту стадию ученые назвали «интерсубъектность без субъекта». Однако уже на этой стадии ребенок испытывает некоторую интуитивную общность с другими людьми, существуя с ними в общем эмоциональном пространстве. В. Галлезе (2002) назвал этот феномен «S-Identity» (социальная идентичность, в значении близком к термину Л.Выготского «пра-мы»). Ученые установили, что в возрасте двух месяцев ребенок активно стремится к эмоциональному согласию с матерью. На третьем месяце уже может сам вызвать изменения в поведении близких, и проявляет возможность направлять и удерживать свой взгляд в направлении взгляда взрослого - феномен «совместного внимания», то есть отражающая настройка на цель совместного интереса и внимания. Первичные зеркальные имитации и отражения составляют фундамент и зачатки эмоционального интеллекта (термин Д.Гоулман, 1997).

Понимание последовательности движений и наличия цели действия, доступные детям уже в возрасте 6 месяцев, а также открытый Ж.Пиаже феномен постоянства объекта (), проявляющийся в возрасте около 8-10 месяцев позволяет зеркальным системам сделать большой шаг вперед. Внутреннее представление существования невидимого позволяет развить представление о невидимых этапах последовательности действий. Например, если мама скрылась в движении за перегородку, то ребенок будет ожидать ее появления с другой стороны, а не переживать о ее исчезновении, как он это делал еще пару месяцев назад. Между 12 и 18 месяцами ощущение принадлежности к миру других дополняется ощущением восприятия себя как того, кто отличается от других «I-Identity». Взаимодействия, действия и ощущения создают картину мира, в которой ребенок находит место себе.

Партнер по взаимодействию должен обладать еще одним важным качеством – это обязательно должен быть живой человек. Фигуры на экране, механические помощники не могут установить полноценный двусторонний процесс обмена сложной системой зеркальных сигналов. Они не могут также организовать индивидуальное взаимодействие с ребенком. Только личное присутствие, мотивация, индивидуальная реакция на каждое проявление ребенка, постоянная поддержка и понимание происходящего на уровне, предшествующем логическому осмыслению, позволяют приобрести эту уникальную способность.

 

Современные исследователи называют возраст с рождения до 18 месяцев сензитивным для развития привязанности. Исследования, проведенные с усыновленными детьми и детьми, лишенными полноценного контакта в этом возрасте доказывают этот факт. Опыт работы детских и семейных психотерапевтов показывает, что компенсировать дефицит содержания эмоционального интеллекта удается лишь частично. Это еще раз доказывает, что клетки, ответственные за обеспечение способности резонанса очевидно утрачиваются безвозвратно, либо утрачивается способность к их активации, полноценному функционированию. Это накладывает особую ответственность на этот период развития ребенка и его окружение. Именно здесь формируется нейробиологический фундамент интуитивного (дорассудочного) восприятия и понимания. Поскольку в эти процессы включены предвидение и предсказуемость действий другого, то это создает также основу того, что Э.Эриксон назвал «базовое доверие».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представление формул | Задачи курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.