Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тантра объяснений 2 страница




33. Из перечисленных четырех классов сосудов только два являются реально существующими анатомическими образованиями — это сосуды «созидания» и «соединения». К первым относятся сосуды системы пупочной вены, которые, как известно, функционируют в период внутриутробного развития и прослеживаются на ранних стадиях постпубертатного периода. В дальнейшем они претерпевают инволюцию, атрезируются. Возможно, что эта анатомо-физиологическая особенность эмбриональных сосудов дала толчок к развитию в тибетской медицине представлений об исчезающих и постоянных сосудах. К сосудам «соединения» относятся собственно кровеносные сосуды и нервы. Что касается сосудов «существования» и «жизни», в «Вайдурья-онбо» сказано, что их невозможно продемонстрировать, так как они имеются только у живых и со смертью человека исчезает вместе с его душой (виджнянной) [1, т. 2, л. 376].

34. Скандхи (тиб. phung po) — согласно буддийской философии, это пять элементов физической и психической конституции индивидуума.

35. Объединение кровеносных сосудов и нервов в один класс берет начало, вероятно, из тантр. Согласно анатомическим представлениям бытующим в тантрах, в теле каждого человека с левой стороны позвоночника проходит мистический сосуд лалана, по которому циркулирует мужское начало белого цвета, материальным воплощением его является сперма; с правой стороны позвоночника проходит сосуд расана с женским началом красного цвета, кровью. Отсюда нервы (поскольку они белого цвета) считаются сосудами системы лаланы, а кровеносные сосуды называются «черными сосудами системы расаны», тан как считается, что по ним двигается не только кровь, но и воздух, который придает этим сосудам темный цвет.

36. Аорта в тибетской медицине считается анатомо-физиологическим образованием первого порядка, являющимся центральной структурой в организме с момента эмбриональной закладки. Все остальные органы и части тела рассматриваются как ее производные.

37. Дифференциация кровеносных сосудов на двадцать четыре крупных сосуда достаточно условна, совпадения с современной анатомией наблюдаются лишь в единичных случаях. То же самое можно сказать об описании сосудов мелкого калибра и их сплетениях.

38. Дифференциация артерий и вен непоследовательна, она наблюдается только в тех случаях, когда речь идет о точках для пульсовой диагностики и точках для кровопускания. В этих случаях артерии обозначены как «пульсирующие» сосуды, а вены — как сосуды «для кровопускания». За исключением семидесяти семи сосудов для кровопускания и некоторых артерий система сосудов не описана, хотя в источниках тибетской медицины приводятся количественные характеристики сосудов разного калибра. В приложении к книге дан указатель сосудов «для кровопускания».

39. Белые сосуды, или сосуды воды. В данном отрывке подразумеваются крупные нервные проводники: черепно-мозговые и соматические нервы. Достоверная идентификация затруднена из-за недостатка информации.

40. В «Атласе тибетской медицины» сосуд, который «проходит через голову и все тело» проецируется на отдельных участках на аорту.

41. В этом абзаце ясно выражена двойная нагрузка на понятие «сосуд», с одной стороны, это элемент структурной композиции в строении тела, обеспечивающей целостность организма, что выражено словом «объединяет»; с другой — элемент системы коммуникаций, доставляющих органам и частям тела питание и энергию, что выражено в слове «взращивает».

42. Сосуды входят в более широкое собирательное понятие «каналы» (тиб. spu-ga), которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние обеспечивают взаимодействие составляющих элементов организма между собой, а внешние — связь организма с внешней средой.

 

ГЛАВА 5. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕЛА

 

Затем риши Видьяджняна сказал такие слова:

О великий риши, слушай!

Существенные признаки тела бывают двух видов:

вредимые — дхату43 и вредящие — три болезни.

Болезни, силы тела и нечистоты — эта тройка

взаимосвязана, взаимозависима, опираясь друг

на друга,

образует тело — то, что рождается, живет

и разрушается.

Сперва о различиях вредимых дхату.

(Затем) об огненном тепле, переваривании (пищи).

Вредимых два: силы тела и нечистоты.

Силы тела: прозрачный сок, кровь, мясо, жир,

кости, костный мозг и семя — их семь.

Нечистоты: кал, моча, пот и прочее44.

Сок прозрачный питает и взращивает вредимые.

Кровь увлажняет и поддерживает дыхание.

Мясо прикрывает.

Жир умащивает. Кость дает опору.

Костный мозг перерабатывает питательный сок. Семя

дает зачатие.

Кал и моча выводят то, что разложилось.

Пот кожу смягчает и укрепляет волосы.

«Огненное тепло»— это причина переваривания.

Здесь главной считается желчь Переваривающая.

У болезней, сил тела и нечистот — у всех есть тепло.

От тепла зависят здоровье, бодрость, цвет,

долголетие и мощь сил тела.

Огненное тепло — как дверь на пути переваривания

пищи.

Если оно сильное, то пища из желудка выходит

переваренной,

если слабое, то пища не созревая выводится наружу.

Это тепло — основа, которая всякую пищу

использует на усиление и развитие сил тела и цвета.

Если пища не переваривается, то силы тела не будут

расти,

Поэтому образом жизни и пищей с «теплыми»

свойствами

надо оберегать тепло тела, и тогда

будут в теле и сила, и долгая жизнь.

О том, как это тепло переваривает пищу.

Пища и питье перемещаются в живот силой ветра

Держатель дыхания.

Питье размельчает, а масло смягчает пищевой комок.

Ветер Ровный огонь раздувает желчь

Переваривающую,

и она в желудке закипает, как лекарство.

Съеденную пищу и питье шести вкусов

слизь Разлагающая разлагает, измельчает.

(Пища) становится сладковатой, пенистой

и порождает слизь.

Затем пища переваривается желчью Переваривающей,

она разогревается, обретает кислый вкус и порождает

желчь.

И наконец, ветер Ровный огонь разделяет пищу

на прозрачный (сок) и осадок,

она делается горькой и порождает ветер.

Пища, состоящая из пяти первоэлементов,

дает развитие пяти первоэлементам тела.

Дальнейшее изменение пищи. После переваривания

сок прозрачный отделяется от мутного осадка.

Осадок в кишках распадается на жидкость и гущу,

гуща становится калом, жидкость — мочой45.

А сок прозрачный от тепла каждой из сил

созревает. Прозрачный сок из желудка

по девяти сосудам попадает в печень,

в печени превращается в кровь, из крови — в мясо,

из мяса — в жир, из жира — в кости,

из костей — в костный мозг, из него — в семя.

Одновременно выпадает осадок в виде желудочной

слизи,

желчи в полых органах, грязи и смазки в отверстиях,

а также в виде грязи на зубах, под ногтями, в волосах,

выделениях из прямой кишки и матки.

Наивысшим среди прозрачных соков

будет цвет — предел очищения семени.

Он находится в сердце, но пронизывает все тело,

он дает жизнь, красоту, сияние и блеск.

Он является конечным продуктом. Пока из пищи

прозрачный сок превратится в семя, проходит шесть

дней.

Но страсть и прочее убыстряют образование семени.

Большинство лекарств действуют один день.

Вредящие, опасные начала. Здесь восемь (вопросов):

их различия,

появление в зародыше, типы, тепло, живот,

расположение в теле, действие и признаки.

Различия: ветер, желчь и слизь — их три.

Они имеют причины, сущность, сравнения, плоды и

классификацию по свойствам.

Если в них нет изменений — тело существует,

а появятся изменения — разрушается.

Ветер пяти видов: Держатель дыхания, Бегущий

вверх,

Проникающий, Ровный огонь, Очищающий вниз.

Желчь пяти видов: Переваривающая, Цвет

изменяющая,

Претворяющая, Дающая зрение и Ясный цвет.

Слизь пяти видов: Опора, Разлагающая,

Вкусовая, Насыщающая, Соединяющая.

О том, как они появляются в зародыше.

Первопричина их рождения находится в сперме

и крови.

Это подобно тому, как ядовитый червь порождает яд.

Когда сперма и кровь соединятся в матке,

питание и образ жизни матери

приводят к увеличению вредящих начал

и формированию

одного из семи типов людей.

(Тип) ветра — плохой, желчи — получше, слизи —

хороший.

Сочетание всех трех — самый лучший, а три типа

по два — будут средними.

Точно так же бывают четыре вида желудочного тепла:

от ветра — неровное, от желчи — острое,

от слизи — слабое, от сочетания всех трех — ровное.

От ветра живот твердый, от желчи — мягкий,

от слизи он бывает средней плотности.

Хотя (три вредящих начала) пронизывают все тело,

но в основном расположены

между сердцем и пониже пупка в последовательности

снизу вверх — ветер, желчь и слизь,

Действия вредящих начал. Ветер осуществляет вдох

и выдох,

дает силу, приводящую (тело) в движение,

руководит перемещением телесных сил внутри тела,

дает ясность органам чувств и ведет за собой тело.

От желчи зависят чувство голода и жажды, питание,

переваривание,

тепло телесное, цвет, храбрость и разум.

Слизь укрепляет тело и разум, дает сон.

От нее прочность суставов, мягкость и маслянистость

тела.

В частности, ветер Держатель дыхания находится

вверху.

Двигаясь по горлу и груди, он проглатывает пищу,

всасывает воздух, выводит слюни, мокроту, производит

чихание,

дает ясность разуму и органам чувств, удерживает

душу.

Бегущий вверх ветер размещается в груди.

Двигаясь по носу, языку и горлу, он извлекает звуки

речи.

Он дает силу, цвет, бодрость, ясность памяти.

Ветер Проникающий находится в сердце,

но проникает во все части тела.

От него зависят поднятие, опускание, хождение,

разжатие, сжатие, открывание, закрывание.

Ветер Ровный огонь находится в желудке.

Двигаясь по внутренностям, он переваривает пищу,

отделяет прозрачный (сок) от осадка, способствует

созреванию вредимых.

Очищающий вниз ветер находится в прямой кишке.

Двигаясь по толстой кишке, мочевому пузырю, тайным

местам,

он изгоняет или задерживает сперму, кровь, мочу

и содержимое матки.

Переваривающая желчь находится в желудке

между переваренной и непереваренной пищей.

Она переваривает пищу, отделяет сок от осадка,

дает тепло и силу остальным четырем видам желчи.

Желчь Цвет изменяющая находится в печени.

Она полностью изменяет цвет прозрачного сока

в красный.

Желчь Претворяющая находится в сердце,

Она дает душе чуткость, гордость, разум и страстность.

Желчь дающая зрение находится в глазах

и способствует восприятию форм.

Желчь Ясный цвет находится в коже, делает ярким

ее цвет.

Слизь Опора находится с груди.

Она дает опору остальным (видам слизи), похожа по

действию на воду.

Слизь Разлагающая находится в (той части желудка),

где пища не переварена.

Она размельчает и разлагает съеденную пищу и питье.

Слизь Вкусовая находится в языке и дает ощущение

вкуса.

Насыщающая слизь находится в голове, питает органы

чувств.

Слизь Соединяющая находится во всех суставах,

она соединяет конечности, сгибает и разгибает их.

Итак, вредящие начала по свойствам делятся на три:

ветер, желчь и слизь.

Признаки ветра: «жесткий», «легкий»,

«холодный», «тонкий», «твердый» и «подвижный».

Признаки желчи: «маслянистая», «острая», «горячая»,

«легкая», «обладает запахом», «слабит» и «влажная».

Признаки слизи: «маслянистая», «прохладная»,

«тяжелая», «притупляет», «мягкая», «прочная»

и «клейкая».

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава пятая. Качественные признаки тела.

Примечание:

43 Дхату (тиб. khams) — здесь элементы тела, к которым относятся, согласно «Чжуд-ши», семь перечисленных ниже сил тела и нечистоты.

44 В числе прочих называются ногти, волосы, грязь под ногтями, ушная сера, налет на зубах, смазка и выделения отверстий тела.

45 Представления об образовании мочи дополняются во второй главе IV тома «Чжуд-ши», посвященной диагностике по моче.

 

ГЛАВА 6. ДЕЯНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛА

 

Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Деяния тела включают три: деяния (собственно) тела,

а также языка и души.

Они бывают добродетельными, греховными

и нейтральными,

к последним относится восприятие органами чувств

своих объектов.

Тела различают по четырем (признакам)— пол,

возраст,

тип (конституция), состояние здоровья.

По полу различают мужчин, женщин и гермафродитов.

По возрасту — до шестнадцати лет ребенок,

после этого (сила) тела, органы, цвет

возрастают, и до семидесяти лет длится зрелый

возраст.

Затем они идут на убыль, и наступает старость.

Типов (конституции) чистых и смешанных семь,

Люди, рожденные ветром,

сутулы, сухощавы, бледны, многословны,

плохо переносят холод, при движении их слышится

треск (суставов).

Они бедны, недолговечны, телом небольшие,

любят песни, смех, борьбу, стрельбу,

предпочитают сладкое, кислое, жгучее,

по повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.

Люди (с конституцией) желчи подвержены жажде

и голоду,

волосы и тело у них желтоватого цвета, ум острый,

тщеславны.

Они потеют и пахнут. Богатство и тело у них

посредственны.

Склонны к сладкому, горькому, терпкому,

прохладному.

По повадкам похожи на тигров, обезьян и якшасов46.

У людей (с конституцией) слизи прохладное тело,

суставы и кости не выделяются, они мясисты и белы.

Формы округлы. Голод, жажду, страдания переносят

легко.

Тела у них крупные, живут долго, богато, сон у них

крепкий.

Они широки душой, от природы имеют хороший нрав.

Похожи по повадкам на львов и буйволов.

Надо различать еще сочетания из трех и двух типов

(конституций).

По состоянию здоровья различают больных

и здоровых.

Если в теле нет изменений — оно существует,

живет без болезни и долго.

А если есть изменения, если оно заболело — надо

лечить.

 

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава шестая. Деяния и классификация тела.

Примечание:

46 Тиб. gnod-sbyin, божества низшего разряда, или демоны, которые, по тибетским поверьям, обитают в горах. Часто выступают силой, враждебной человеку.

 

ГЛАВА 7. ПРИЗНАКИ РАЗРУШЕНИЯ ТЕЛА

 

Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Признаки распада тела бывают четырех видов:

отдаленные, близкие, неявные и явные.

К отдаленным относятся послы47, сны и изменения.

Если придут послы необычного вида, монахи

или люди достойные, то это признак, что больной

вылечится.

В противном случае лечение не удастся.

Послы, подвергшиеся смертельной опасности,

спешащие,

напуганные, с камнями и палками,

с воплями издалека (приближающиеся), творящие

греховные дела,

носящие зловещие украшения, ведущие дурные речи,

предвещают, что лечение не удастся.

Если лекарь во гневе говорит что-то неприятное,

что-то режет, ломает или проводит обряды торма48,

жинсрег49,

а в это время придут за ним, то больной умрет.

Плохо отправляться (к больному) в четвертый,

шестой,

девятый день (луны), в день лунного и солнечного

затмения,

а также при неблагоприятном расположении планет

и ночью.

Если в дороге у лекаря что-то порвется, сгорит,

или он услышит плач, крик «убей», или увидит

убийство,

если дорогу пересекут кошка, обезьяна, выдра, змея,

или он увидит еще что-нибудь плохое — это плохой

признак.

Благоприятные знамения: сосуды, полные зерна, шо,

колокольчик, свеча, цветы, рис жареный, вареная

пища,

статуя божества, белые украшения,

благочестивый человек, люди, несущие чжалцаны,

огонь, лошади с жеребятами, овцы с ягнятами,

приятные звуки, пища, питье, украшения —

если их лекарь встретит в пути или при входе в дом

(больного)

— это хорошее знамение: признак излечения больного.

Но если шо и зерно из дома больного

вынесут навстречу входящему лекарю

или без ветра погаснет огонь, сломается посуда — это

плохие признаки.

Если человеку приснится, что он едет на трупе,—

это признак того, что он пойман Хозяином смерти.

Если приснилось, что на буйволе, лошади, свинье,

осле,

верблюде голым едет на юг,— это к смерти.

Если приснилось, что на голове вырос куст с гнездом,

что из сердца выросли колючая пальма и лотос,

что падает в пропасть, на кладбище спит,

оторвалась голова, окружен воронами, претами,

хищниками,

что слезла кожа с ноги, что входит в чрево матери,

тонет в реке, вязнет в грязи, что его рыба заглатывает,

что нашел золото, серебро, торгует, побеждает

в схватке,

платит подати, берет невесту,

сидит голым, бреет голову и бороду,

пьет вино рядом с покойником,

что с покойником в красном и в красных украшениях

пляшет,—

это признаки, что человек попал под власть Хозяина

смерти.

Такие сны являются нехорошими.

Они снятся из-за того, что виджняна50 входит

в сердце и

отверстия закупориваются болезнью.

Если эти сны все время снятся больному, он умрет,

а здоровый — необязательно, он обрядами может

спастись.

Сны бывают шести видов: снится то, что видел,

слышал,

о чем молился, что делал, и сны, вызванные болезнью.

Сны в начале ночи забываются, поэтому бесплодны.

Увиденные на рассвете, ясны и имеют плоды,

Если приснились божество, лучшее животное стада,

знаменитые люди,

огонь, море, кровь и нечистоты на теле,

что оделся в белое, держит опахало, зонт, ищет плоды,

забирается на гору, дворец, плодовое дерево,

едет верхом на льве, слоне, лошади, быке,

переплывает реку или море, идет на северо-запад,

избавляется от опасности, побеждает врага,

принимает почтение от божества и родителей,—

это к долгой жизни, здоровью и богатству.

Изменение обычного — как признаки смерти.

Злоба на лекаря, лекарство, ламу, друзей,

появление беспричинной осторожности, красоты,

расцвета, славы

или же, наоборот, потеря их — это признаки смерти.

Если цвет будет все время плохим, ум и душа

в смятении,

если вороны не съедят отданную им торму,

если влага над сердцем быстро сохнет,

если пальцы перестают хрустеть при «ломании»,

пища дает мало сил, изменились нечистоты тела,

если вшей и гнид станет много или же исчезнут — это

к смерти.

Если страсть, невежество и гнев проявляются не как

прежде,

прежние повадки, привычки изменились —

значит, человек попал во власть Хозяина смерти.

Если на солнце, в зеркале, воде и на небе увидит

образ с отсеченной головой, без конечностей — это

к смерти.

Признаков близкой смерти два:

близкие и совсем близкие.

Близкие признаки смерти: без поражения от яда или

оружия

из девяти отверстий — кровотечения; забывает тут же

сказанной;

член половой втягивается; яички отвисают или головка

(члена) выворачивается;

в кашле и чихании слышатся новые звуки;

дым гаснущего светильника не ощущает;

не чувствует прикосновения к волосам; на голове

появляется жир;

в волосах и на бровях появляются новые проборы

и завитки;

на лбу и вокруг губ выступают сосуды, похожие

на прибывающую луну;

пять органов чувств без причины

перестают воспринимать свои объекты;

человек не видит ладонь, приставленную между

бровями;

в глазах нет света, как у загнанного кролика;

глаза вваливаются и зрачок расслабляется — это

смерть.

Уши приклеиваются к черепу;

ноздри раскрыты, в них появляется грязь;

язык по спинке темнеет, сухой; не может пить

и говорить;

нижняя губа отвисает, верхняя вверх задирается;

грязь и пот на лице; дыхание холодное; налет

на зубах;

повторяющиеся выдохи; похолодание — это смерть.

Тело холодное, а появляются (признаки) жара;

или мучается от холода, а от тепла отказывается;

или мучается от жара, а от холода отказывается;

лечат правильно, а делается все хуже,

лечат неправильно, а как будто делается лучше —

это признаки смерти.

Очень скорой (смерти признаки). Пять

первоэлементов и

пять органов чувств распадаются последовательно.

Сила Земли погружается в Воду — (больной)

перестает видеть формы;

сила Воды погружается в Огонь — высыхают

отверстия;

сила Огня погружается в Ветер — тепло убывает;

сила Ветра уходит в Пространство — дыхание

прерывается.

Когда слабеет орган зрения,

формы теряют ясность и в звук погружаются;

когда слабеет орган слуха,

звук теряет отчетливость и погружается в запах;

когда слабеет орган обоняния,

запахи перестают различаться и уходят во вкус;

когда орган вкуса слабеет,

вкус становится неразборчивым и переходит

в осязание;

когда слабеет орган осязания, перестает ощущать

прикосновение,

Однако, хотя и будут явные признаки смерти

и многочисленные проявления болезни

и будет казаться, что смерть неизбежна,

если болезнь утихнет, то исчезнут и признаки.

А бывает, что болезнь утихает,

а признаки смерти держатся, то это явно к смерти.

Если дыхание, питание и пульс пропадут,

то при любой из трех болезней смерть неминуема.

Если больного лечат всеми средствами,

а улучшения нет, то умрет неизбежно.

Признаки смерти, говорящие о распаде скандх,

возникают, когда болезнь, силы и нечистоты вступают

в ссору,

становятся друг другу врагами. Жизнь обрывается,

как разрушается Сумеру при распаде

первоэлементов51.

Не знающий признаков смерти не сообразит,

надо ли браться за лечение или уже не стоит.

А не зная этого, славы не добьется.

Поэтому стремящиеся к мудрости пусть учат признаки

смерти.

Сны, изменения внешности, отдаленные и неявные

признаки

отвращают двумя «собраниями»52 и обрядами идамам.

При близких и явных признаках смерть можно

обмануть.

При признаках очень близкой смерти ничто не спасет.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава седьмая. Признаки разрушения тела.

Примечание:

47 Послы — люди, отправленные за лекарем.

48 Торма (тиб. gtor-ша) —конической формы ритуальные изделия из масла, риса, сладостей и т. д., а также обряд кормления ими: духов и божеств.

49 Жинсрег (тиб sbyin srcg) — обряд жертвоприношения путем сжигания.

50 Виджняна (тиб. rnam-shes) обитает в сердце, но может выходить из него по разным отверстиям (сосудам) и блуждать внутри тела или же во время сна выходить наружу. В зависимости от того, через какое отверстие вышла, виджняна попадает в один из шести миров: небожителей, людей, претов, асуров, животных, ад. Если человеку постоянно снится один из этих миров — это значит, что отверстия, ведущие в другие миры, закупорились болезнью.

51 Согласно буддийской космологии, жизнь Вселенной состоит из бесконечно повторяющихся циклов — махакалп, которые, в свою очередь, состоят из четырех фаз: формирование, бытие, разрушение, отсутствие, вызываемых распадом и новым соединением первоэлементов. Сумеру — космическая гора в центре мироздания.

52 Два собрания (тиб. tshogs-gnyis) — накопление знаний, прежде всего религиозных, и благочестивых заслуг.

 

ГЛАВА 8. ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

 

Затем риши Маносиджи высказал такую просьбу:

О Учитель, риши Видьяджняна, как надо

учить место о накопляющихся и истощающихся

болезнях?

Спроси у животворящего, царя лекарей.

Учитель ответил:

О великий риши, слушай!

В изложении места о накопляющихся

и истощающихся болезнях,

возникающих из скандх, которые являются предметом

лечения,

есть семь (тем): причины, условия, вхождение

(болезни в тело),

расположение, признаки, отличия и суть каждой

(болезни),

Причин две — отдаленные и близкие.

Отдаленных тоже две — общие и частные.

О первых. Всевозможные волнения болезней,

проявляясь в бесчисленных видах, доставляют телу

страдания,

причины которых в отдельности невозможно назвать.

Поэтому если указать на общую причину,

то общая причина всех болезней одна —

это невежество, возникающее от незнания

отсутствия «Я»,

Например, птица взлетает в небо,

но от тени своей не может оторваться.

Все твари, пока находятся

во власти невежества, от болезней не избавятся.

Частные причины, возникающие от невежества:

страсть, гнев и глупость — вот эти три яда,

а плоды их: ветер, желчь и слизь — три начала

болезнетворных,

Итак, близкие причины — это ветер, желчь и слизь,

пока в них нет изменений, пребывают как

(потенциальные) причины болезней,

но как только равновесие между ними нарушится,

то проявляют себя как болезни

и начинают вредить телу и жизни.

Возмущение желчи сжигает силы тела,

ибо она обладает природой Огня и горяча.

Находясь внизу, она устремляется вверх.

Все болезни жара только от нее.

Возмущение слизи угнетает огонь и тепло,

ибо она обладает природой Воды и прохладна.

Будучи наверху, она падает вниз.

Все болезни холода только от нее.

Ветер является общим для холода и тепла,

На солнце он способствует перегреву,

При луне — усиливает охлаждение,

Он проникает и вверх-вниз, и внутрь-наружу.

Он вызывает распри между холодом и теплом,

поэтому ветер - это причина всех болезней.

 

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава восьмая. Причины болезней.

 

ГЛАВА 9. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ

 

Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

У причин существуют три условия:

порождающие, накапливающие и способствующие

проявлению.

Порождающие — это те, что порождают

и увеличивают.

Накапливающие собирают и в движение приводят,

а способствующие проявлению дают толчок

к проявлению болезни.

Порождающие условия: погода, органы чувств

и образ жизни.

Их недостаток, избыток, неверность порождают

болезни.

Когда мало тепла, холода, а также дождей — это

недостаток.

Избыток — наоборот, когда их слишком много.

Когда пять органов с их пятью объектами

(восприятия)

мало сообщаются или совсем не связаны — это

недостаток,

а чрезмерное соединение будет излишеством.

Неверным считается соединение с тем, что находится

слишком близко — слишком далеко, с тем, чего

слишком много — слишком мало,

с тем, что устрашает и причиняет страдания.

К образу жизни относятся ^действия тела, языка

и души.

Если они со своими объектами мало сообщаются,

плохо в них вникают — это недостаток.

А когда находятся в усиленном сообщении — это

избыток.

Сдерживать позывы, тужиться, сдавливать — плохо,

это неверное поведение.

Накапливание, приведение в движение и утихание

(болезни)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.266 сек.