Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соколов Э.В. Свободное время и культура 3 страница




6) Разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

Функции прикладной культурологии:

- научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

- политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

- культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе «человек – природа»;

- культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

- культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

- взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

- культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.

В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Области научного знания [211], интегрированные прикладной культурологией, это, в первую очередь:

1) Общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы;

2) Аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры;

3) Теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);

4) Теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирования неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокультурной жизни;

5) Методика формирования обыденной (повседневной) культуры; особенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; формирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, образовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности;

6) Проективная культурология: социокультурное проектирование; принципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культурных процессов;

7) Социокультурная адаптация; формирование благоприятной культурной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, приведение ее в соответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокультурных контактов;

8) Культура общения; формирование коммуникативной культуры информационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия;

9) Культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;

10) Функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.

Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:

- профессионально-трудовая деятельность;

- системы непрерывного образования;

- область семейно-бытовых отношений;

- сфера социально-культурной жизни.

Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии:

- витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;

- социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;

- политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;

- моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;

- эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

- научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

- религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.

Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии:

- выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;

- разработка федеральных, региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления;

- стимулирование инновационных движений в сфере культуры;

- управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности;

- внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;

- правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;

- использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.


 

 


[1] Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993. С.244-245.

[2] Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Образование и культура Северо-Запада России. Вьп.2. СПб., 1997. С.70 – 75.

[3] Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.

[4] Наша позиция перекликается со взглядами М. П. Ирошникова и А. З. Ваксера, высказанными на научно-практической конференции. См. Ирошников М.П., Ваксер А.3. Государство и культура России. / Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной научно-практической конференции 24 - 25 мая 1995 г. СПб., 1995. С. 59 - 61.

[5] См.: Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. В кн.: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999. С.132-134.

[6] Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. 524 с.

[7] Подболотов П.А. От морфологии культуры к комплексному восприятию духовных ценностей//Человек в современной социально-культурной ситуации. СПб., 1994. С.78-81.

[8] Гегель Г. Соч. Т.VII., М.-Л., 1936. С. 215-222.

[9] Флоренский П.А. Культ, религия, культура. В кн.: Богословские труды. М., 1977. С.102.

[10] Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.234-250; Философия. Эстетика. Культура. М., 1993. С. 141-179.

[11] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.250.

[12] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.4-9.

[13] Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования//Образование и культура Северо-Запада России. Вып.2. СПб.,1997. С.70-75.

[14] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с; Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С.4-14.

[15] Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С.9.

[16] Иконникова С.Н. Культурологическое образование: проблемы и перспективы. В кн.: Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. Материалы научной конференции преподавателей Санкт-Петербургской государственной академии культуры 25 марта 1996 г. СПб., С.5-8.

[17] Марков А.П. Культурология вмире гуманитарных наук (проблемы и перспективы самопреодоления). В кн.: День науки в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов. СПб., 1997. С. 78-79.

[18] Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. С.36-37.

[19] Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.145-179.

[20] Быховская И.М. Культурная антропология в системе императивного антропологического знания. В кн.: Материалы конференции МГПУ «Культурная антропология и человек в социокультурном пространстве и времени». М., 1996. С.82-89.

[21] Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.145-179.

[22] Швейцер А.Благоговение перед жизнью. М.,1996. С.48-82.

[23] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987. С.123-129.

[24] Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983. 412 с.

[25] Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1988. С.39-58.

[26] Раушенбах Б.В. Гуманитарная культура на рубеже веков. В сб.: Судьба российской интеллигенции. Материалы научной дискуссии 23 мая 1996 г. СПб.,1996. С.27-30.

[27] Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ГУП,1996. 350с.

[28] См. Валицкая А.П. Интеграция и стратегия педагогического образования//Образование и культура Северо-Запада России. Вып.2. СПб.,1997. С.76-82.

[29] См. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманная основа педагогического процесса. Тбилиси, 1990. 226 с.; Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика. 1997. №4. С.11-17; Педагогика наших дней. Сборник научных трудов. Краснодар, 1998, 410 с.

[30] Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации//Педагогика. 1996. № 1. С.3-8; Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика. 1996. № 4. С.23-27.

[31] Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995. 218 с.

[32] Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.,1993. 352 с.

[33] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд. 2-е; М.,1996. С.135-140.

[34] Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. В кн.: Морфология культуры: структура и динамика. М.1994.

[35] Лихачев Д.С. Достоинства культуры//Огонек. 1996. № 48. С.11.

[36] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции//Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148.

[37] Раушенбах Б.В. Гуманитарная культура на рубеже веков. В кн.: Судьба российской интеллигенции. СПб.,1996. С.27-30.

[38] См. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. 224 с.; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.; Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 703 с.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 462 с.; Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. 527 с.

[39] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 382 с.

[40] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 337 с.

[41] Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. 368 с.; Основы педагогического мастерства, под ред. И. А. Зязуна. М., 1989. 302 с.; Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1990. 576 с; Стефановская Т. А. Педа­гогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с.

[42] См. Абрамян Э. Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. 125 с.; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1987. 415 с.; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989, 243 с.; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1918 412 с.; Дьяков И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994 382 с.; Емельянов Ю. Н. Введение в культур-антропологию. СПб., 1992 63 с.; Кассирер Э. Опыт о человеке. М., 1993 364 с.; Лосев А. Ф. Философия, Мифология, Культура. М., 1991. 524 с.; Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методо­логии. методики. М., 1989 116 с.; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. 572 с. и др.

[43] Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 262 с.

[44] Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности//Социальные исследования. Вып. 3; М., 1970. С. 39 – 47.

[45] Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1997. 276 с.

[46] Ерасов Б. С. Социальная культурология. 2-е изд. М. 1996. 591 с.

[47] Тугаринов В. П, Личность и общество. М., 1965. 88 с.

[48] Косолапов Р. И., Марков В. П. Свобода и ответственность. М., 1969. 79 с.

[49] Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.

[50] Каган М. С. Человеческая деятельность М., 1974. 328 с.

[51] Кряжев П. Е. Формирование личности как социальный процесс. М., 1988. 144 с.

[52] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., 1969. 588 с.

[53] Ковалев А.Г. Психология личности, 3-е изд., М., 1969. 391 с.

[54] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, 339 с.

[55] Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. В кн.: "Теоретические проблемы психологии личности". М., 1974. С 3-33.

[56] Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999. 592 с.

[57] Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 166 с.

[58] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

[59] Батищев Г. С. Активный характер воспитания//Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. V. С. 73 – 79.

[60] Ариарский М. А. Роль учебных заведений профтехобразования в социализации личности будущего рабочего/Материалы Международного семинара по профессионально-техническому образованию 6 – 8 октября 1972 г. Народная Республика Болгария, София, 1972. С. 171 – 183.

[61] Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. //Вопросы философии. 1976. № 4. С. 27 – 41.

[62] Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.

[63] Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с.

[64] Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятель­ности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношест­ва в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др.

[65] Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с.

[66] Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др.

[67] Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997. 508 с.; Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996. 286 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с.

[68] Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995. С. 6 – 13.

[69] Королев Ф. Ф. Школа и воспитание. М. 1929 – 88 с.

[70] Общие основы педагогики/Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. М., 1967. 468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968. 526 с.; Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского М., 1983. 608 с.; Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. 567 с.; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с.

[71] Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999. № З. С.37-43.

[72] Конникова Т. Е. Нравственное развитие личности в школьном коллективе. Л., 1977. 252 с.; Конникова Т. Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема. Л., 1968. 240 с.

[73] Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1995. 608 с.; Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1980. 560 с.; Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с.; Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 183 с.; Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981. 175 с.; Даринский А. В. Просветительная работа клубов. М., 1986. 88 с.; Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. 242 с.; Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 365 с.; Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. 218 с.; Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. Киев, 1979. 227 с. и др.

[74] Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М., 1988. 301 с.; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 203 с.; Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.; Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 318 с.; Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М., 1983. 222 с.; Момов В. Человек. Мораль. Воспитание/Теорико-методологические проблемы. М., 1975. 175 с.; Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986. 235 с. и др.

[75] См. материалы конференций, симпозиумов и дискуссий в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Педагогика» за 1991-1999 гг.

[76] В исследовании принимали участие: Абдульмагид, Абдулькадер, Акопян Г. А., Андрюшенков Г. И., Багов И. Т., Байдани С. А., Бирженюк Г.М., Булатова Л. Д., Буравлев А. М., Бутенко М. Э., Водопьянова В. В., Генкина Е. В., Грибанова Н. А., Дейнеко В. И., Демьяненко С. Р., Завоноко В. Г., Загадарчук Г. Н., Засуха Н. И., Засуха Ю. И., Зотиков А. А., Иванова З. Н., Измайлов К. Н., Калантаров А. А., Каримов Б. К., Кирсанов В. В., Козлов Ф. М., Королев Н. Н., Кудинова Е. Ю., Курячий П. М., Латыпов Д.Н., Леднева В. И., Литвинцева Г. Ю., Мирахмедов Ф. М., Мюльбейер И. Г., Нагорский Н. В., Осипова Л. Е., Писанко В. А., Подоба Л.П., Поливанный В. П., Пономарев В. Д., Поплавский М. М., Попов В. В., Ризник С. И., Романенко Л. П., Рябова Т. В., Рябоконь В. И., Садыков О. Т., Сапрыкина М.Ю., Сичкарук Е. И., Томашевская Т. Г., Умурова Л. Х., Усенко С. Б., Черуха З. В., Щирин Д.В., Яременко Е. М., защитившие по итогам своего раздела исследования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности».

[77] Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.

[78] Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с.

[79] Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятель­ности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношест­ва в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др.

[80] Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с.

[81] Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др.

[82] Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997. 508 с.; Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996. 286 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с.

[83] Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995. С. 6 – 13.

[84] Королев Ф. Ф. Школа и воспитание. М., 1929. 88 с.

[85] Общие основы педагогики/Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. М., 1967. 468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968. 526 с.; Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983. 608 с.; Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. 567 с.; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с.

[86] Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999. № З. С.37-43.

[87] Конникова Т.Е. Нравственное развитие личности в школьном коллективе. Л., 1977. 252 с.; Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема. Л., 1968. 240 с.

[88] Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1995. 608 с.; Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1980. 560 с.; Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с.; Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 183 с.; Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981. 175 с.; Даринский А. В. Просветительная работа клубов. М., 1986. 88 с.; Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. 242 с.; Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 365 с.; Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. 218 с.; Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. Киев, 1979. 227 с. и др.

[89] Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М., 1988. 301 с.; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 203 с.; Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.; Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 318 с.; Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М., 1983. 222 с.; Момов В. Человек. Мораль. Воспитание/Теорико-методологические проблемы. М., 1975. 175 с.; Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986. 235 с. и др.

[90] См. материалы конференций, симпозиумов и дискуссий в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Педагогика» за 1991-1999 гг.

[91] В исследовании принимали участие: Абдульмагид Абдулькадер, Акопян Г. А., Андрюшенков Г. И., Багов И. Т., Байдани С. А., Бирженюк Г.М., Булатова Л. Д., Буравлев А. М., Бутенко М. Э., Водопьянова В. В., Генкина Е. В., Грибанова Н. А., Дейнеко В. И., Демьяненко С. Р., Завоноко В. Г., Загадарчук Г. Н., Засуха Н. И., Засуха Ю. И., Зотиков А. А., Иванова З. Н., Измайлов К. Н., Калантаров А. А., Каримов Б. К., Кирсанов В. В., Козлов Ф. М., Королев Н. Н., Кудинова Е. Ю., Курячий П. М., Латыпов Д.Н., Леднева В. И., Литвинцева Г. Ю., Мирахмедов Ф. М., Мюльбейер И. Г., Нагорский Н. В., Осипова Л. Е., Писанко В. А., Подоба Л.П., Поливанный В. П., Пономарев В. Д., Поплавский М. М., Попов В. В., Ризник С. И., Романенко Л. П., Рябова Т. В., Рябоконь В. И., Садыков О. Т., Сапрыкина М.Ю., Сичкарук Е. И., Томашевская Т. Г., Умурова Л. Х., Усенко С. Б., Черуха З. В., Щирин Д.В., Яременко Е. М., защитившие по итогам своего раздела исследования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности».

[92] В настоящем параграфе использованы рабочее материалы исследования специфики процесса социализации индивида на разных этапах исторического развития, осуществленного автором совместно с Э. В. Соколовым.

[93] Бехтерева Н.П. Наука о мозге человека к концу XX столетия и воспитание нравственного человека/День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. СПб., 1998. С. З 1-33.

[94] Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1987. 415 с.; Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. 410 с.; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. 536 с.; Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с.

[95] Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. С. 571.

[96] Толстой Л. Н. Соч., т. 10, 1963. С. 537.

[97] Кант И. Соч. в 6-ти т., т. 4, М., 1965. 886 с.

[98] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 358 с.

[99] См. Бирженюк Г.М. Единство общих и специфических принципов деятельности культурно- просветительных учреждений. Автореф. дис.... канд. пед. наук. Л., 1980. 19 с.; Кудинова Е.Ю. Особенности реализации социальных функций советского клуба на разных этапах его развития. Автореф. дис.... канд. пед. наук. Л., 1987. 16 с.; Мюльбейер И.Г. Культурно-просветительная работа в системе формирования эстетической культуры молодежи. Автореф. дис.... канд. пед. наук. Л., 1988. 16 с.; Писанко В.А. Объективные и субъективные факторы гуманизма культурно-досуговой деятельности. Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 1997. 22 с.; Попов В.В. Педагогические основы развития форм культурно-просветительной работы. Автореф. дис.... канд. пед. наук. Л., 1980. 16 с.; Рябова Т.В. Организационно-педагогические факторы развития инфраструктуры культурно-досуговой сферы. Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 1996. 19 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.