КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные признаки религии
Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара. В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д. Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, духи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь — только часть содержание понятия о более совершенном существе, хотя и самая значительная. В некоторых религиях возникли идеи сверхчеловеческих существ, которые не являются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия. Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, побуждает меня двигаться в направлении этого совершенства. Такое движение бывает в основном двояким: во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается. По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «прикреплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» — это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией религии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни — высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку дорогу туда, где он становится более совершенным. Роль религии в нравственной жизни людей столь значительна, что с нею можно сопоставить только роль языка, без которого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравственном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического развития культуры религия и мораль сближаются настолько, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравственным совершенством. Однако такое сближение происходит не во всех, а только в наиболее развитых религиозных системах, и к нему ведет долгий исторический путь. Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неискоренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равного себя и более простого по организации, но неизбежно сталкивается с серьезнейшими трудностями, встречаясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая религия, никогда не может быть вполне прозрачным для человека. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и поэтому загадочно. Совершенно рациональная религия невозможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бывает понятен человеку до конца. Поэтому он взращивает не только послушание, но и свободу. Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» — «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избирательно: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекательного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает индивида, делает его более совершенным не только в сравнении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Центральной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» — «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наделено особой ценностью, которая открывается только избранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъестественным. Исключительная сила притяжения, которая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического образа жизни или созданию сект (лат. «secta» — «образ мыслей, действия, жизни») — замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связана с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» — «закрываться»). Если тайна начинает культивироваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направленными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных). Поскольку религия не мыслима без мистического содержания, во всех религиозных системах мы находим экзотерические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Обретение нравственного совершенства выражается в переходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравственной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных верующих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) монахов — аскетов и отшельников. Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека: — они создают целостную картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре; — в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего; — формулируют и кодифицируют важнейшие нравственные требования к человеку; — через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему; — определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности — добродетелей и пороков, — разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних; — устанавливают особо интимные отношения между людьми и соответствующие им нравы в церковной общине, монашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое восхождение к идеалу. Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо существовавших в истории человечества и существующих в настоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества. 24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета — Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos — один, единственный и teos — Бог). Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность — понимание Бога как Единицы. Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах: Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1 Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию. Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем. И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой… 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему… 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего. Содержание Декалога очевидным образом разделяется на две части: - первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей; - вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом. Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.
26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др. Центральные проблемы средневековой этической мысли: 1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли; 2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла; 3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно; 4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения. Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие: 1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера; 2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств; 3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления. Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.
С внешней стороны религия — мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации. 1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала — Бога — источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека. 2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога. 3. Важнейший элемент религии — убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. 4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее — учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» — резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере — человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек — это его вера»,— писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать. 5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее. 6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии. Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень». Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование». Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность». Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».
1.Мировые религии: Христианство Православие Ислам Буддизм
2.Региональные религии
3."Новые религии" и синкретические культы*
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |