КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антинатурализм
Натурализм Натурализм и антинатурализм. В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с теоцентризма на антропоцентризм. Наибольшее теоретическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между: 1) монизмом и плюрализмом, 2) рационализмом и эмпиризмом, 3) натурализмом и антинатурализмом и т.д. В плоскости антропологии — учения о человеке — наибольшее значение для этики приобрел вопрос о взаимосвязи морали и врожденных качеств человека. В христианстве она ставилась как проблема соотношения Божественной благодати и свободного произволения человека. Натуралисты трактовали мораль как продукт человеческой природы, выражение ее фундаментальных свойств. Наиболее последовательным защитником этой позиции оказался французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По его основной посылке, человек рождается свободным и предрасположенным к добру. Основанием добра в человеческой природе выступает любовь к самому себе и другим людям. Из любви к другим людям вырастают сострадание, жалость, милосердие, альтруизм как готовность к самопожертвованию. Врожденным является голос совести, безошибочно указывающий человеку на то зло, которое он причинил другим. Рабство и порочность в общественной жизни возникают из-за непрерывно продолжающегося грехопадения — введения общественного неравенства и государственно-правовых средств его защит ы. Неравенство побуждает людей соперничать друг с другом и превращает их во врагов. Восстанавливая в правах киническую этику, Руссо попытался показать разрушительное воздействие на нравы и государства, и науки, и искусства, т.е., всего того, что именуется цивилизацией и культурой. Культура распространяет среди людей лицемерие, побуждая их надевать маски. Люди, развив свой ум и чувственность, окунулисьизвращенность, рабское служение страстям и многочисленные пороки. Парадоксальный вывод Руссо утверждает, что степень просвещенности и культуры обратно пропорциональна нравственному совершенству. В России близкую позицию занимали Л.Н. Толстой и его последователи-«толстовцы», взявшие курс на «нравственное опрощение». Но такая позиция не только утопична и реакционна. На противоположном полюсе находилась точка зрения, защищаемая в эпоху Возрождения Н. Макиавелли, а после него Гоббсом (1588-1679). Естественное состояние человека, с этой точки зрения, находится на максимальном удалении от нравственности. Лучшей, самой емкой характеристикой природных отношений между людьми является афоризм римского комедиографа Плавта: «Человек человеку — волк». Ребенок, если не дать ему то, чего он захотел, плачет, сердится. В принципе таким же, по Гоббсу, является и поведение дикарей, не знающих государственного устройства и законов. По своей природе человек стремится к выгоде и почету, а любовь и другие нравственные чувства возникают только благодаря образованию различных сообществ и воспитанию. Нравственность во всех своих проявлениях выступает искусственным продуктом. Условие ее возможности составляет договор между людьми. Для заключения подобного договора необходим язык как элементарная знаковая система. Договор создает в отношениях между людьми заведомое неравенство, так как он основан на отказе участников от существенной части своих прав. Вместо естественной свободы действий устанавливаются обязательные ограничения, из которых постепенно и вырастает мораль. Основой, на которой покоятся эти ограничения, является разумное представление о том, что исходное благо для людей — мир, а коренное зло — война. Для реализации стремления к миру необходимо придерживаться соглашений. Это есть, собственно говоря, первая нравственная норма. Мораль начинается с верности данному обещанию, с отказа от обмана. Ее первым понятием является справедливость, а общим принципом, охватывающим все ее содержание, — «золотое правило нравственности» («не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»). Особый смысл антинатуралистическому пониманию нравственности придал в конце XIX в. Ф. Ницше. Искусственность морали он истолковал как причину ее пагубности для жизни. Идея общественного договора превратилась у него в идею «заговора». В духе греческих софистов Ницше усмотрел в моральных ограничениях средство обуздания здоровой человеческой природы, которым хитро воспользовались люди выродившиеся, больные и слабые. «Воля к власти » — неотъемлемое свойство всякой жизни — в них подавлена и замещена— бессильной завистью, тайной ненавистью неудачников к людям сильным и счастливым. Не будучи в состоянии одержать победу в открытой жизненной борьбе, люди с рабскими душами тайным соглашением приняли и навязали всем правила игры, которые выгодны только для них и вредны для «расы господ». Таким образом возникла сначала рационалистическая этика Сократа, а потом и христианское учение о нравственности. Подлинная нравственность, как заявлял Ницше, должна быть не человеческой, а «сверхчеловеческой» и пониматься «по ту сторону добра и зла». В XX в. договорно-искусственное происхождение нравственности отстаивала фрейдистская этика, прежде всего, сам основатель психоанализа.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |