КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этический рационализм и эмпиризм. Монизм и плюрализм в этике
Монизм и плюрализм в этике Этические взгляды мыслителей Возрождения. В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с тпеоцентризма на антропоцентризм. Как и в Средние века, в человеке превыше всего ценится богоподобие, но теперь оно понимается не как бесстрастие и смиренномудрие, а как свобода и способность к творчеству. Человек — это мастер, созидающий собственную сущность. Путь к Богу лежит не через аскетическое укрощение страстей, а через гармоническое развитие души и тела. Важнейшие этические ориентиры возрожденческого гуманизма — не уход от мира, а умение преобразовать его так, чтобы он стал лучше для всех; развитие собственных талантов в состязании с другими, чтобы превзойти их в деятельности на общее благо. В подобных ориентациях соединяются стоическая и эпикурейская традиции античной этики: учение о том, что нравственность самодостаточна, не нуждается во внешних наградах, с одной стороны, и прославление блаженной земной жизни, полной творческих радостей, — с другой. Мишель Монтень добавил здоровый античный скептицизм, который рекомендует строить жизнь не по философским спекуляциям, а так, как подсказывает живое чувство и интуиция, не пренебрегая при этом соображениями личной пользы и удовольствием. Наибольшее теоретическое значение приобрели линии противостояния между: 1) монизмом и плюрализмом, 2) рационализмом и эмпиризмом, 3) натурализмом и антинатурализмом и т.д. Размежевание этических систем начинается с онтологии — учения о бытии. Самым последовательным защитником монистической линии оказался Б. Спиноза (1632-1677). В дальнейшем ее продолжили Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др. В России фундамент монистической этики был заложен «философией всеединства» B.C. Соловьева.
Как целое монистическая этика характеризуется тем, что ставит ценность единства или «соборности» (говоря языком православия) на порядок выше ценностей самостоятельности и свободы Онтологическим фундаментом плюралистической этики (от лат. pluralis — «множественный») стало учение Г.В. Лейбница о монадах — духовных единицах, которые в совокупности образуют мироздание. В полной мере его монадологию использовали И. Кант в учении о нравственной автономии личности и самоценности человека, а также И.Ф. Гербарт, который понимал нравственность как взаимодействие уникальных человеческих индивидуальностей. Рационалисты считали разум источником добродетелей, а возникновение страстей и пороков связывали с деятельностью воображения. Рационалистическая линия в этике, представлена Р. Декартом, Б. Спинозой. Подлинно моральные поступки люди совершают только тогда, когда они руководствуются разумными правилами, так называемыми «принципами» и «максимами» . Эмпиризм Ф. Бекона, Т. Гиббса, Д. Юма и др. взял курс на выведение морали (правил и принципов поведения, основных добродетелей и пороков, понятий о смысле жизни и идеале) из природы человека, раскрывающейся в опыте повседневной жизни.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |