Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этический рационализм и эмпиризм. Монизм и плюрализм в этике




Монизм и плюрализм в этике

Этические взгляды мыслителей Возрождения.

В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с тпеоцентризма на антро­поцентризм.

Как и в Средние века, в человеке превыше всего ценится богоподобие, но теперь оно понимается не как бесстрастие и смиренномудрие, а как свобода и способность к твор­честву. Человек — это мастер, созидающий собственную сущность. Путь к Богу лежит не через аскетическое ук­рощение страстей, а через гармоническое развитие души и тела.

Важнейшие этические ориентиры возрож­денческого гуманизма — не уход от мира, а умение пре­образовать его так, чтобы он стал лучше для всех; разви­тие собственных талантов в состязании с другими, чтобы превзойти их в деятельности на общее благо. В подоб­ных ориентациях соединяются стоическая и эпикурей­ская традиции античной этики: учение о том, что нрав­ственность самодостаточна, не нуждается во внешних наградах, с одной стороны, и прославление блаженной земной жизни, полной творческих радостей, — с другой. Мишель Монтень добавил здоровый античный скептицизм, который реко­мендует строить жизнь не по философским спекуляци­ям, а так, как подсказывает живое чувство и интуиция, не пренебрегая при этом соображениями личной пользы и удовольствием.

Наибольшее теоре­тическое значение приобрели линии противостояния между:

1) монизмом и плюрализмом,

2) рационализмом и эмпиризмом,

3) натурализмом и антинатурализмом и т.д.

Размежевание этических систем начинается с онтологии — учения о бытии. Самым последовательным защитником монистической линии оказался Б. Спиноза (1632-1677). В дальнейшем ее продолжили Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др. В России фундамент монистической этики был заложен «философией всеединства» B.C. Соловьева.

Как целое монистическая этика характеризуется тем, что ставит ценность единства или «соборности» (говоря языком православия) на порядок выше ценностей са­мостоятельности и свободы

Онтологическим фундаментом плюралистической этики (от лат. pluralis — «множественный») стало учение Г.В. Лейб­ница о монадах — духовных единицах, которые в совокуп­ности образуют мироздание. В полной мере его мо­надологию использовали И. Кант в учении о нравственной автономии личности и самоценности человека, а также И.Ф. Гербарт, который понимал нравственность как взаимодействие уникальных человече­ских индивидуальностей.

Рационалисты считали разум источником доб­родетелей, а возникновение страстей и пороков связыва­ли с деятельностью воображения. Ра­ционалистическая линия в этике, представлена Р. Декартом, Б. Спинозой. Подлинно моральные поступки люди совершают только тогда, когда они руководствуются разумными правилами, так называ­емыми «принципами» и «максимами» .

Эмпиризм Ф. Бекона, Т. Гиббса, Д. Юма и др. взял курс на вы­ведение морали (правил и принципов поведения, основ­ных добродетелей и пороков, понятий о смысле жизни и идеале) из природы человека, раскрывающейся в опы­те повседневной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.