КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика эпохи эллинизма
Стоицизм. Смещение акцента со счастья на добродетель, которое наметилось в кинизме, достигло наивысшего выражения в этике стоиков Хрисиппа, Зенона Китийского, Эпиктета, Марка Аврелия, Сенеки. Эта школа, получившая название от Пестрого портика (зала в Афинах), места своих традиционных сборов, придала особое значение органическому единству физики, логики и этики. Если философию в целом уподобить яйцу, то этика будет желтком, т.е. внутренней и самой главной частью. Законы человеческого поведения соответствуют законам логики и законам мироздания, потому что в основе всего пребывает Логос, божественный разум. Одной из центральных идей стоиков было разграничение того, «что в нашей власти», от того, «что вне нашей власти». Есть ценности относительные и абсолютные, внешние и внутренние. Здоровье, богатство и слава зависят не столько от человека, сколько от внешних обстоятельств: от того, кем были родители, в каком полисе выпало жить, какие люди его окружают. Все эти вещи «вне нашей власти», по крайней мере, частично. В природе и обществе господствует судьба. Ее предписаний отменить нельзя. Невозможно сбросить с себя бремя, возложенное судьбой, но нести его можно по-разному. Суть в том, чтобы «стойко переносить все превратности случая, не споря с природой». Такие вещи, как смерть, болезнь, бедность и позор, являются внешним злом. Боль плоха не сама по себе. Как таковая она просто естественна (стоики, пожалуй, первыми в истории этики обратили внимание на это обстоятельство). Порок возникает в личном отношении к боли. Если боль лишает человека способности разумно действовать, то он перестает быть человеком. Злом может быть только то, что исходит от самого человека, но не то, что обрушивается на него извне. В соответствии с этим целью жизни для мудреца является свобода от зла, достигаемая в состоянии апатии (бесстрастия) — полного контроля над своими чувствами, как отрицательными, так и положительными. Стоицизм внес значительный вклад в понимание специфики нравственности тем, что сделал добродетель практически единственным благом, а порок — единственным злом. Стоики первыми разделили обязанности на совершенные, или прямые, и обычные, или «средние». Обычные обязанности вытекают из организации всякого живого существа. В них включается то, что относится не к добродетели и не к пороку, а к вещам безразличным: заботиться о собственном здоровье, обеспечивать себя средствами существования, чтить родителей, братьев, отечество, любить друзей. Совершенные обязанности связаны с добродетелью и могут быть исполнены только мудрецом. Руководящим принципом его действий являются не естественные побуждения, а разум, который способен постичь судьбу, необходимость или божественное провидение в чистом виде. Единственной добродетелью выступает фронесис — практическая мудрость как знание добра, зла и безразличного. Обязанностью мудреца является следование этому долгу в любой ситуации, а если обстоятельства не позволяют ему поступать разумно — добровольно уйти из жизни, «как из полного дымом помещения». Стоическая этика стала одной из первых форм гуманизма выдвинув положение, что все плоды земные произрастают ради человека, а люди существуют для людей, чтобы оказывать друг другу взаимную пользу. Эпикурейство. Противоположным стоицизму направлением античной этики стало учение Эпикура (341-270) изложенное позднее в поэме его римского последователя Тита Лукреция Кара «0 природе вещей». Эпикурейская этика определяется как гедонистический эвдемонизм. Лучшим состоянием для людей является безмятежный покой — атараксия (от слова «волнение», «тревога», «страх»). Сделать жизнь безмятежной — значит освободить ее от страданий и страха. Возрождая идеи киренаиков, эпикурейцы полностью подчинили добродетель достижению счастья. Добродетель с их точки зрения, является не целью самой по себе, а средством, позволяющим наполнить жизнь прочными и продолжительными наслаждениями. Эпикур считал, что несправедливость не является безусловным злом. Она плоха тем, что человек, поступивший несправедливо, испытывает страх, будто его действия не останутся скрытыми от тех, кто поставлен наказывать за них. Главной добродетелью Эпикур назвал благоразумие, ценя его выше, чем даже философию. От него происходят все остальные добродетели. Благоразумие учит, что «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». Быть благоразумным — значит выбирать свои желания так, чтобы избежать страданий. Желания бывают — естественные и необходимые, — естественные, но не необходимые, — не необходимые и не естественные («вздорные»). Первым, которые увлекают человека к пище, питью, покою нужно следовать всегда; вторым, например, любовным — если они не влекут за собой значительных страданий; а от последних (жажды известности, славы, власти и т.п.) лучше вообще отказаться. Самыми распространенными видами страха выступают: — богобоязненность, — боязнь смерти, — страх перед неотвратимостью судьбы. Страх перед богами, по Эпикуру, основан на суеверии — ложной вере в то, что боги оказывают влияние на человеческую жизнь. Не менее иллюзорна боязнь смерти: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». Судьбы тоже не следует страшиться, потому что она не является неминуемой. В мире кроме необходимых событий, какова смерть, бывают случайные и те, которые зависят от нас. За необходимое человек не несет ответственности, случай не постоянен, а главное внимание надо уделить тому, что в нашей власти. Удары судьбы обрушиваются на тех, кто сам активно вторгается в политическую жизнь. Чтобы оградиться от них, надо следовать принципу: «Живи незаметно». Эпикурейская атараксия нашла себе приверженцев не только в Греции, но и в Риме, пользуясь определенным влияниям до конца античной цивилизации. Новую жизнь она обрела в эпоху Возрождения как оппозиционная линия в развитии европейской этики.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |